Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 00:16, контрольная работа
Целью данной работы является изучение и анализ имеющейся в литературных источниках информации по данной тематике, раскрытие понятия психоанализа, изучение биографии и научного пути основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, освещение основных аспектов, целей и особенностей этой отрасли психологии.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие о психоанализе и основных этапах становления:
Понятие психоанализа………………………………………………………….5
История психоанализа………………………………………………………….8
Глава 2. Основные задачи психоанализа и психотерапия:
Задачи психоанализа…………………………………………………………..11
Психоаналитическая терапия…………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………18
Список использованной литературы……………………………………....19
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие о психоанализе и основных этапах становления:
Понятие психоанализа………………………………………………
История психоанализа………………………………………………
Глава 2. Основные задачи психоанализа и психотерапия:
Задачи психоанализа………………………………………………
Психоаналитическая терапия…………………………………………………13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………....19
Введение
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с термином «психоанализ», с тем, насколько многозначным и разноплановым является это понятие. В самом узком смысле психоанализ – это клиническая дисциплина, представленная психодиагностическими и психотерапевтическими методами, используемыми при лечении психических расстройств. Система метапсихологических, мировоззренческих и философских выводов, сделанных в рамках психоанализа, нередко именуется "психоаналитической философией"[10].
Философия психоанализа – одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру – искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины. Популярность психоанализа породила и популярность разнообразных психологических служб в современном мире.
Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд – врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками, однако философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи. Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызывали множество споров, не прекратившихся и до настоящего времени.[20]
Целью данной работы является изучение и анализ имеющейся в литературных источниках информации по данной тематике, раскрытие понятия психоанализа, изучение биографии и научного пути основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, освещение основных аспектов, целей и особенностей этой отрасли психологии.
Глава 1. Понятие о психоанализе и основных этапах становления
Как известно, психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологом Зигмундом Фрейдом, а точнее, в его статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года. С тех пор понятие психоанализа стало неотъемлемой частью исследовательской и практической деятельности ряда психотерапевтов, а затем прочно вошло в обыденное сознание многих людей. Психоанализ занял важное место в культуре ХХ столетия.[3]
В самом общем смысле – это есть стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумываются о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не ее большая часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находится первоисточник многих наших чувств и мыслей [15].
В сфере бессознательного переплетаются психическое и соматическое. Психические отклонения перерастают в болезнь тела. Здесь же формируются глубинные симпатии и антипатии к людям, причины конфликтов, которые бывает трудно понять. В бессознательном подготавливаются «роковые решения», вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не ожидает ни само лицо, совершающее поступки, ни его окружение. Все социальные, межличностные отношения, массовая психология – пронизаны бессознательными мотивами.
В противоположность экспериментальному методу традиционной психологии, вынужденной ограничиваться изучением частных феноменов, Фрейд выдвинул новый метод, давший ему возможность изучать личность в целом, а также понять, что вынуждает человека поступать так, а не иначе. Это метод – анализ свободных ассоциаций, снов, оговорок, перенесений – позволяет сделать ранее «скрытые», доступные только самопознанию и самоанализу состояния сознания «явным» в процессе общения между индивидом и психоаналитиком. Тем самым психоаналитический метод сделал доступными для наблюдения и изучения такие явления, которые иным путем не наблюдаемы. Стало возможным выявление и тех эмоциональных переживаний, которые не были доступны даже для самоанализа, поскольку вытеснялись из сознания [11].
С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах — динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс; по аналогии с физической энергией психоанализ вводит понятие о квантуме психической энергии, её "зарядах" — катексисах, способах её распределения и перемещения и т.п.) и структурном. На первом этапе развития психоанализа было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальные влеченияя (либидо). Учение о психической структуре возникло в психоанализе позднее (З. Фрейд, "Я" и "Оно", 1921). Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование "Оно". Это резервуар психической энергии, "кипящий котёл" влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики связана с соматической областью, служащей для неё источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой. Вторая психическая структура — сознательное "Я" формируется как "оттиск" внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования "Я" особую роль психоанализ придаёт идентификации. "Я" — посредник между внешним миром и "Оно", влечением и удовлетворением. "Я" руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы "Оно" с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении. К ним относятся проекция; реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при котором какое-либо влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость — как чрезмерная доброта и т.п.); инверсия — влечение, направленное первоначально на внешний объект, под действием страха обращается человеком на самого себя.
Третья психическая структура — "Сверх-Я"
формируется в результате интроекции социальн
История развития психоаналитического движения во многих странах мира не столь драматична, как история психоанализа в России, где в 30-е годы XX века была полностью запрещена психоаналитическая теория и даже практика, на протяжении шестидесяти лет она не принималась по идеологическим соображениям, и только в 90-е годы психоанализ возродился. И, тем не менее, история становления и развития психоаналитического движения имеет свои особенности, связанные как с распространением психоаналитических идей по всему миру, так и с несогласиями в рамках самого движения, приведшими к возникновению новых направлений в психологии и психотерапии.
Первым фундаментальным трудом по психоанализу можно по праву считать книгу «Толкование сновидений», 1900. Но первый тираж был всего 600 экземпляров и, чтобы раскупить их все, потребовалось 8 лет. Следующие труды были более популярны и получали все большее распространение в широких научных кругах, вызывая одобрение у многих психологов мира. Вместе с тем всегда находились и критики, не принимавшие теорию психоанализа. Несмотря на это, в 1902 году было создано небольшое общество «Психологическое общество по средам», которое позднее сменило имя на «Венское психоаналитическое объединение». Имена практически всех членов объединения известны в мире как имена ведущих психологов и аналитиков [13].
Психоанализ получил свое распространение в таких странах, как Голландия, Польша, Россия, Франция, Швейцария. В 1911 году возникла Американская психоаналитическая ассоциация. Регулярно стали собираться Международные психоаналитические конгрессы и издаваться различные психоаналитические журналы.
Одновременно с распространением психоаналитических идей в различных странах мира происходило использование их не только в клинической практике при лечении неврозов, но и в различных областях гуманитарных знаний, включая мифологию, религию, литературу, культуру в целом.
Вместе с тем в истории развития психоанализа произошли первые идейные столкновения, которые сопровождались концептуальными разногласиями и личными обидами, в конечном счете, приведшими к тому, что некоторые приверженцы психоаналитических идей разошлись с З. Фрейдом. В результате идейного раскола произошло как бы образование различных школ психоанализа, одни из которых остались в рамках психоаналитического движения, в то время как другие переросли в новые направления в психологии и психотерапии [8].
Бывшие сторонники Фрейда оказывались от его учения, создавая свои собственные. Так, в начале 1911 года А. Адлер выступил в Венском психоаналитическом обществе с жесткой критикой идей Фрейда. Продолжительные дискуссии завершились выходом А. Адлера и, позднее, образованием Общества свободного психоанализа». Позднее созданное Адлером направление получило название индивидуальной психологии.
Разногласия вставали даже между хорошими друзьями З. Фрейда. После публикации работы К. Г. Юнга, во второй части которой были изложены несовпадающие с концепциями основателя психоанализа представления, идейные разногласия настолько обострились, что, усиленные кризисом в личных отношениях, переросли в окончательный разрыв, который произошел в начале 1913 года. В апреле 1914 года К. Г. Юнг отказался от должности президента Международной психоаналитической ассоциации, объявил о своем выходе из этого объединения и в дальнейшем стал разрабатывать направление, получившее название аналитической психологии [20].
С развитием психоаналитического движения число сторонников психоанализа действительно продолжало расти, а психоаналитическое видение человека, его бессознательных мотивов мышления и поведения, защитных механизмов и невротических расстройств заняло важное место в культуре ХХ столетия. Вместе с тем обнаружившиеся в этом движении идейные разногласия породили волну новых модификаций психоанализа, в результате чего классические представления З. Фрейда о психическом аппарате, комплексе Эдипа, нарциссизме, агрессивности, влечении к смерти, технике психоаналитической терапии и многие другие оказались в центре дискуссий [5,6].
Глава 2. Основные задачи психоанализа и психотерапия
2.1. Задачи психоанализа
Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим.[3]
Выделение психоанализа в специальный и целенаправленный дискурс, в виде терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке – вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации, усилившейся мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.[17]
Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усиливавшейся конфликтности.