Основные мыслительные операции (процессы мышления)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 21:45, контрольная работа

Краткое описание

1.Назовите основные мыслительные операции (процессы мышления).
2.Основные причины и источники конфликтов в коллективе.
3.Самовоспитание. Основные направления самовоспитания. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания для различных возрастных категорий.

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант.docx

— 26.67 Кб (Скачать файл)

 

Вариант№4.

Вопросы:

1.Назовите основные мыслительные  операции (процессы мышления).

2.Основные причины и  источники конфликтов в коллективе.

3.Самовоспитание. Основные  направления самовоспитания. Взаимосвязь  воспитания и самовоспитания  для различных возрастных категорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1).Назовите основные  мыслительные операции (процессы  мышления).

Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.

     Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление различают по видам, протекающим процессам и операциям.

Основными мыслительными операциями являются:

Анализ – мысленное разделение предметов, предметов или ситуаций для выделения составляющих; мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Следует заметить, что для побуждения данной операции возможно как разделение исходного понятия на части, так и исходным материалом может являться часть какого-либо понятия, совершая мыслительные операции над которой можно придти к решению задачи.

Синтез – обратная анализу операция, при котором происходит восстановление целого, нахождение связей и закономерностей, объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

     Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Эти операции сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза. Анализ и синтез, как правило, выступают в единстве, одно без другого не возможно по определению. Именно такие закономерности классифицируют мышление как самый сложный процесс познания, который протекает бессознательно, побуждается ситуациями и зависит от таких аспектов как: генетическая информация и философия мировоззрения человека.

Абстракция – это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного, выделение какого-либо единичного признака. Это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Осуществляется на основе операций анализа, синтеза и сравнения. Результатом этой операции нередко выступает формирование понятий.

Обобщение или генерализация – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Происходит связывание с классом предметов и явлений, позволяет оперировать не отдельными предметами, а их определёнными классами; фиксировать способы достижения целей; заменять знание множества случаев знанием одного принципа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные причины  и источники конфликтов в коллективе.

Конфликт- это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях.

Он присутствует только тогда, когда имеет место взаимное противодействие  участвующих в нем сторон, сопровождаемое высшей степенью выражения внутри и межличностной напряженности их переживаний. В иных случаях происходит либо разрешение конфликтной ситуации, либо уход от конфликта.

     Конфликт имеет  обостренное, нередко до предела,  противоречие, которое психологически  и является источником конфликта.

     Таким образом, источники конфликтов - это противоречия, а они возникают там, где есть разногласия:

-в знаниях, умениях,  способностях, личностных качествах;

-функциях управления;

-эмоциональных, психических  и других состояниях;

-технологических, экономических  и других процессах;

-целях, средствах, методах деятельности;

-взглядах, убеждениях;

-оценках и самооценках.

     Источники  конфликтов тесно связаны с  предпосылками возникновения конфликтов  или внешними и внутренними  условиями их развития.

Любой коллектив состоит  из людей, которые различаются по возрасту, образованию, стажу работы, профессиональному и жизненному опыту, целям и задачам, которые  они перед собой ставят, а также  по средствам и способам достижения целей, функциям и обязанностям, ролям  и статусам, личностным особенностям, ценностям, установкам, взглядам на возникающие  в процессе работы проблемы. Вследствие перечисленных различий в коллективах  появляется возможность возникновения  конфликтных ситуаций и конфликтов.

Причины конфликтов – это проблемы, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. В возникновении конфликта причины занимают второе место (тогда как сама деятельность субъектов социального взаимодействия – первое место).

Среди огромного множества  причин конфликтов можно выделить общие  и частные причины. Общие причины  проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним  относятся следующие причины:

·социально-политические и экономические причины, связанные с социально-политической и экономической ситуацией в стране;

·социально-демографические причины, отражающие различие в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам;

·социально-психологические причины, отражающие социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, коллективные настроения и т.д.

·индивидуально-психологические причины, отражающие индивидуальные психологические особенности личности (способности, мотивы, характер).

     Частные причины непосредственно связаны со спецификой конкретного вида конфликта. Например, неудовлетворенность условиями трудовых отношений, нарушение служебной этики, ограниченность ресурсов и т.п. Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях.

     Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, оголяющие причины конфликтного противостояния и требующие его разрешения. Конфликтная ситуация становится конфликтной, когда сам человек дал ей такое понятие, ибо в дальнейших действиях он основывается на том значении, которое он придал ситуации, соответственно развивая конфликтное взаимодействие, оценивая действия партнера, выбирая стратегии поведения.

Сама объективная ситуация взаимодействия может содержать  в себе разнообразные противоречия. Противоречивая ситуация существует объективно, тогда как конфликт представляет собой результат ее восприятия и  интерпретации участниками. Из противоречивой ситуации человек может «сконструировать»  конфликт, однако она может получить и другое развитие. Интерпретируя  ситуацию как конфликтную, человек  начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя тем  самым ситуацию в конфликт. При  этом принципиальное значение имеют  две точки перехода: какие факторы обуславливают восприятие актуальной ситуации как конфликтной и как после определения ситуации как конфликтной осуществляется переход к конфликтному взаимодействию.

     Конфликтная ситуация несет в себе угрозу для того или иного участника взаимодействия и требует мобилизации имеющихся в его распоряжении ресурсов, чтобы либо добиться желаемой цели, либо обеспечить максимальную возможную защиту.

3.Самовоспитание. Основные направления самовоспитания. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания  для различных возрастных категорий.

Самовоспитание - это систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.

Существуют несколько  направлений самовоспитания:

Интеллектуальное самовоспитание;

Этическое самовоспитание;

Физическое самовоспитание;

Психологическое самовоспитание.

Воспитание- это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Основываясь на активизации  механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности саморазвития личности. Самовоспитание находиться в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.  
В современной педагогике самовоспитание рассматривается как одно из наиболее важных направлений личностного совершенствования человека с целью достижения им собственных ценностных (жизненных) ориентиров. Иными словами самовоспитание представляет собой одно из непременных условий всестороннего развития личности, как естественное проявление сущности человека, которому в силу его природы присуще стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Реализуя возможности самовоспитания, человек приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.  
По своей сущности профессиональное самовоспитание - явление социальное. Оно определяется рядом объективных социальных условий: требованиям общества, системой педагогических воздействий, которым подвергается человек в процессе обучения, воспитания, развития и психологической подготовки, выполнения своих служебных и общественных обязанностей. Под влиянием этих условий человека создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели, которыми человек руководствуется в целенаправленной работе над собой.

Профессиональное самовоспитание, прежде чем превратиться в одно из важнейших средств личностного  самосовершенствования человека, в  один из главных путей его всестороннего  развития, предполагает определенный уровень воспитанности личности, ее готовности и способности к  самосознанию. Самоанализу, самооценке, к сравнению и сопоставлению  своих поступков с поступками других людей и выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. А это значит, что между воспитанием  и самовоспитанием существует сложная  диалектическая взаимосвязь: воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует  и направляет его. Самовоспитание, в  свою очередь, являясь результатом  воспитания, придает ему действенность  и в известной степени завершенность. В результате воспитательные влияния, оказываемые на людей, в значительной мере способствуют развитию их внутренних потребностей в духовном и физическом совершенствовании, стремлении к профессиональному  самовоспитанию.  
     Началом профессионального самовоспитания служат самопознания и самоопределение, осуществляемые с помощью самосознания и самоизучения. В процессе самопознания и самоопределения формируется идеал, цель и задачи самовоспитания, а также определяются методы, средства и приемы работы над собой. В соответствии с целью и конкретными задачами человек, решивший заниматься самовоспитанием, принимает самообязательства, определяет правила личного поведения, которые становятся основой самоорганизации личной жизни и служебной деятельности. Следование выработанным правилам поведения отражает внутренне принятые решения развивать (формировать) или изменять (реконструировать) у себя те или иные качества.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Общая психология. Маклаков А.Г. изд. “Питер” 2006 г.                             2.Психология. Немов Р.С. изд. “Владос” 2003 г.

3.Психологические механизмы мышления человека. Маланов С.В. изд. “Московский психолого-социальный институт” 2003 г.

4.Психология и педагогика в вопросах и ответах. Петерс В.А. изд. “Проспект ” 2004 г.


Информация о работе Основные мыслительные операции (процессы мышления)