Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:11, реферат
Целью данного реферата стало изучение особенностей работы практического психолога с детьми подросткового возраста «группа риска».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.рассмотреть особенности подростков «группы риска»;
2.определить технологии работы практического психолога с подростками «группы риска»;
3.выделить общие правила, нормы, функции и направления при работе практического психолога с подростками «группы риска».
4.рассмотреть основные направления работы практического психолога с подростками «группы риска».
5.определить стадии работы с семьями детей « группы риска» .
Введение…………………………….........................................................................3
1. Подростки «группы риска»…………………………..........................................4
2. Технологии работы практического психолога с подростками «группы риска»………………………….................................................................................5
3.Общие правила при работе практического психолога с подростками «группы риска»…………………………..................................................................................7
4. Основные направления работы практического психолога с подростками «группы риска»…………………………...................................................................8
5. Функции и нормы практического психолога при работе с подростками «группы риска»…………………………....................................................................9
6. Стадии работы с семьями детей " группы риска " ……………………………12
Заключение…………………………….....................................................................15
Список используемой литературы……………………………...............................16
Оглавление
Введение……………………………...........
1. Подростки
«группы риска»…………………………..............
2. Технологии
работы практического психолога с подростками
«группы риска»…………………………..............
3.Общие правила
при работе практического психолога с
подростками «группы риска»…………………………..............
4. Основные
направления работы практического психолога
с подростками «группы риска»…………………………..............
5. Функции и
нормы практического психолога при работе
с подростками «группы риска»…………………………..............
6. Стадии работы с семьями детей " группы риска " ……………………………12
Заключение…………………………….........
Список используемой литературы…………………………….........
-3-
Введение
Проблема «группы риска» приобретает особую актуальность в работе практического психолога с детьми подросткового возраста. Особое внимание к душевному здоровью подростков, а также к своевременному выявлению и профилактике различных отклонений необходимо по трем причинам. Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, а также вызывают нередкие в этом возрасте повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт (причем отнюдь не всегда позитивный), овладеть которым очень сложно.
Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна
Целью данного реферата стало изучение особенностей работы практического психолога с детьми подросткового возраста «группа риска».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности подростков «группы риска»;
определить технологии работы практического психолога с подростками «группы риска»;
выделить общие правила, нормы, функции и направления при работе практического психолога с подростками «группы риска».
рассмотреть основные направления работы практического психолога с подростками «группы риска».
определить стадии работы с семьями детей « группы риска» .
Реферат состоит из введения, основной части, заключения и библиографии.
-4-
1. Подростки «группы риска».
«Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности (14–15 лет). В этот самый краткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения приходит к порогу юности.» [2, 79]
Подростки группы риска имеют следующие особенности:
1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.
2. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.
3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.
4. Среди ценностей на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье.
5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса.
6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни – пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) – без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».
7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.
8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.
-5-
9. Изменение направленности интересов – свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).
10. В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.
2. Технологии работы практического психолога с подростками «группы риска».
I. Организационная работа практического психолога с подростками «группы риска» включает:
1. «Запрос администрации на работу с подростками (формулирование целей и задач работы с точки зрения администрации).
2. Встречу с педагогами, работающими в этих классах, и социальным педагогом (получение информации о детях).
3. Встречу с родителями (ознакомление с целями работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу).
4. Встречу психолога с подростками (формирование мотивации на совместную работу, презентация программы).
5. Проработку полученной информации.
6. Планирование деятельности, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач.» [6,159]
II. Диагностические процедуры состоят из:
1. Исследования личности подростка:
а) «личностные особенности (личностный опросник Р. Кеттела, опросник Г. Шмишека);
-6-
б) самооценка подростков (опросник самоотношения подростков В.В. Столина и др.);
в) структура способностей подростков (тест Р. Амтхауэра);
г)характер взаимоотношений (социометрия, метод незаконченных предложений, тест Т. Лири);
д)профессиональная ориентация (дифференцированный диагностический опросник А.Е. Климова, анкетирование родителей и детей).» [6, 160]
Психолог вносит данные в досье подростка, выделяет подростков с проблемами; корректирует программы тренинга с учетом трудностей подростков.
2. Индивидуальной встречи с родителями подростков, имеющих проблемы (сбор сведений об условиях жизни и развития подростка, о его предполагаемой профессии).
Первичная помощь в решении проблем, активация родителей на позитивное вмешательство в развитие подростка.
3. Встречю с учителями
Совместное обсуждение причин трудностей подростков и возможности создания щадящих условий обучения.
III. Тренинг для подростков
1. Коррекционный класс (тренинг жизненных умений).
2. Обычный класс (тренинг личностного роста).
IV. Консультативно-методическая работа
1. Индивидуальная работа психолога по запросу подростка.
2. Индивидуальная работа с родителями (проработка проблем).
3. Выступление психолога на малом педагогическом совете (информация о проблемах подростков, о позитивных изменениях в классе, обсуждение совместных действий специалистов, поиск подходов к решению проблемы взаимоотношений учителей и подростков).
-7-
3.Общие правила при работе практического психолога с подростками «группы риска».
Основными направлениями деятельности практического психолога в работе с подростками «группы риска» : оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми; формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умений ставить цели и владеть собой.
Следует выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с подростками "группы риска".
Во-первых, ответственность практического психолога в решении этой проблемы особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходима особая осторожность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно-житейскую лексику. Необходимо давать родителям и учителям ясные
и точные
рекомендации, как помочь подростку, испытывающему
трудности.
В-третьих, следует обращать внимание
на особенности семейной ситуации. Работа
с семьей ребенка "группы риска" оказывается
зачастую более важным средством психопрофилактики,
чем работа с группой учеников и с учителями.
Соблюдение этих условий дает возможность
помочь подростку, создать условия для
компенсации трудностей.
-8-
4. Основные направления работы практического психолога с подростками «группы риска».
Работа практического психолога с подростками «группы риска» сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую прежде всего входят те психологические и социально- психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии.
Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых так и сильных сторон личности подростков «группы риска«,которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой –составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.
Коррекция поведения подростка «группы риска» предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и «лечении» социальной ситуации. Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так же возможные пути преодоления.
В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять
-9-
половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях взрослого и ребенка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями. В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и развивать. То есть, помочь родителям изменить в ребенке, то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.
5. Функции и нормы практического психолога при работе с подростками «группы риска».
При работе с подростками «группы риска» на психолога возлагаются следующие функции:
1. Создание безопасной среды
Сюда входит: адекватное оснащение — достаточное для всех участников пространство и выбор материалов; использование правил и ограничений работы в группе (правила принимаются только вместе с подростками, при их участии); особенности личности психолога (личная проработка, проявление высокой степени терпимости, принятия, знание подростковой психологии, подростковой субкультуры и пр.).
-10-
2. Структурирование хода занятий
Достигается за счет использования тематического подхода (определения темы занятия); деления занятия на этапы; оказания помощи подростку в ходе выполнения заданий (при острой необходимости); обучение техническим навыкам (многие подростки не владеют элементарными навыками использования различных материалов).
Информация о работе Основные направления работы практического психолога с подростками «группы риска»