Особенности развития личности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:07, реферат

Краткое описание

Процесс развития подростка тесно связан с возрастными особенностями, которые оказывают значительное влияние на формирование личности. Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем любой другой. В подростковом возрасте совершается переход от детства к взрослости и связан с серьезной перестройкой психики, ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности.
Психология установила, что движущими силами развития подростка являются противоречия между порождаемыми его деятельностью новыми потребностями и возможностью их удовлетворения; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения подростка

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности развития личности в подростковом возрасте.docx

— 23.23 Кб (Скачать файл)

Особенности развития личности в подростковом возрасте

Процесс развития подростка тесно связан с возрастными  особенностями, которые оказывают  значительное влияние на формирование личности. Подростковый возраст считается  более трудным для обучения и  воспитания, чем любой другой. В  подростковом возрасте совершается  переход от детства к взрослости и связан с серьезной перестройкой психики, ломкой старых, сложившихся  форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности.

Психология установила, что движущими силами развития подростка  являются противоречия между порождаемыми его деятельностью новыми потребностями  и возможностью их удовлетворения; между растущими требованиями к  подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами  поведения подростка. Разрешаются  эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и  видов деятельности, ряда новых качеств  личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую  ступень психического развития.

С переходом в  средние классы изменяется содержание обучения: от системы фактов и явлений, понимания простых и конкретных отношений между ними школьники  переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от подростков психической деятельности более высокого уровня – глубоких обобщений и доказательств, понимания  более сложных и абстрактных  отношений между объектами формирования отвлеченных понятий, более высокого уровня произвольного внимания и  запоминания. Старые формы обучения, учебной деятельности вступают в  противоречие с этими новыми потребностями  и задачами.

У школьника существенно  меняются его общественная позиция, положение в системе общественных отношений. Новая социально организованная и стимулированная деятельность подростка является основой, условием и средством развития его психики, его личности.

Содержательная  характеристика подросткового возраста меняется с течением времени, потому что меняются биологические и  особенно социальные условия существования  человека.

Границы подросткового  возраста примерно совпадают с обучением  в V–VIII-ом классах средней школы, за эти 3 года бывший ребенок становится почти взрослым человеком, трудности  этого периода развития отражены в названиях – переходный, трудный, критический возраст. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального  взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная  социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых.

Пусковым механизмом этого процесса является переход  к завершающему этапу созревания организма. Его перестройка начинается с активизации деятельности гипофиза, его передней доли, гормоны которой  стимулируют рост тканей и функционирование желез внутренней секреции. Эта скрытая  гормональная перестройка обусловливает  характерный для подростка скачок в росте и половое созревание, ведущее к появлению новых ощущений, чувств, переживаний. Акселерация физического развития сдвигает эти процессы у девочек с 11–12 лет на 9—10 лет, у мальчиков – с 13– 15-ти – на 12–13 лет. Сроки начала полового созревания и его завершения различны не только у детей разного пола, но даже в пределах одного пола.

Несмотря на значительные внешние изменения, происходящие в  этом возрасте, говорить об окончательном  формировании взрослого организма  преждевременно, так как наблюдается  неравномерность развития отдельных  органов и систем, нередко приводящая к дисгармоничному типу развития, сопровождающемуся функциональными  нарушениями, плохим самочувствием  и быстрой утомляемостью. Умственное и физическое напряжение, особенно длительное нервное напряжение и  сильные отрицательно окрашенные эмоциональные  переживания, могут быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной систем. Вообще перестройка эндокринной системы часто является причиной общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, двигательной активности, периодической вялости и апатии. Неравномерность роста и главным образом непропорциональность развития костей и мышц приводят к известной неуклюжести, угловатости, характеризующих подростка. Это временное нарушение координации движений проходит по мере овладения телом.

Все происходящие изменения, их соответствие или несоответствие принятым стандартам, характерным для  данной возрастной группы в этот период, осознаются подростками и глубоко  переживаются. Это может усугубить  общую неуравновешенность и даже привести к психологическим травмам. Такие переживания могут обостряться  и в связи с возникновением интереса к противоположному полу, к собственной внешности.

В V–VI-ом классах  внимание мальчиков и девочек  весьма специфично, так как ситуация достаточно сложна: девочки в это  время заметно обгоняют в своем  развитии мальчиков, которые могут  проявлять себя только по-детски. Дружба между мальчиками и девочками  наблюдается достаточно редко.

В VII–VIII-ом классах  положение меняется, исчезает непосредственность, взаимная привязанность проявляется  очень эмоционально и может занимать довольно большое место в жизни (свидания, прогулки, походы в кино, на дискотеку и т. п.). Романтические отношения могут развиваться по типу дружеских, товарищеских при наличии содержательной основы в виде общих увлечений. Интерес к сверстникам противоположного пола оказывает определенное внимание на развитие личности: проявляется влияние к другому человеку, его состояниям, как к своим собственным, создаются условия для мобилизации возможностей личности стать лучше, внимательнее, заботливее.

В VII–VIII-ом классах  появляются смешанные компании, а  общение в целом выходит за рамки школы и выделяется в  отдельную, очень важную для подростка  сферу жизни, иногда отодвигающую на задний план учение и другие дела. При  этом четко проявляются две тенденции: к общению и совместной со сверстниками деятельности и желанию быть принятым, уважаемым. Неблагополучие в отношениях, разрушение дружбы переживаются как  тяжелая драма. Самая неприятная для подростка ситуация – это  искреннее осуждение коллектива, товарищей, а самое тяжелое наказание  – открытый негласный бойкот, нежелание  общаться. Подростки, не принятые в  своем учебном или другом коллективе, нередко ищут признания в других, в том числе и асоциальных  группировках.

По складу личности младший подросток – общественник. Ребят привлекает коллективный способ жизни и деятельности, они тянутся  к совместной общественнополезной деятельности, активному участию в жизни коллектива. В любом мероприятии они предпочитают быть деятелями, а не созерцателями, проявить активность, самостоятельность, инициативу.

Серьезные изменения  претерпевают отношения подростка  со взрослыми (родителями, учителями). Свои новые права подросток распространяет прежде всего на сферу отношений с ними. Он начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему, как к маленькому. Он требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они не всегда достаточно разумны и зрелы. Расширяя свои права на самостоятельность, уважение к личности, подросток в большинстве случаев не имеет возможности взять на себя новые обязанности. Возникшее противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве конфликтообразующего фактора.

Формирование личности подростка – процесс сложный  и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания. Поэтому, строя работу с подростками, чрезвычайно  важно понимать, на какие образцы  и ценности они ориентируются, что  считают важным и значимым. Эталоны  же, которые выбирают для себя подростки, чрезвычайно важны: от литературного  героя до человека, занимающего асоциальную  позицию.

В числе первых оказываются внешние образцы: сигарета, грубое слово – в устах мальчика, такие атрибуты взрослости, как прическа и грим, – у девочек, чрезмерная забота о собственной внешности, привлекательности. Подгонка своего внешнего облика под имеющиеся образцы вместо развития вкуса плодит одинаковые лица и униформы, а усвоение того, что считается популярным, без осмысления делает его формально принятым личным критерием оценки и самооценки, порождает бездуховность. Манера держаться, внешний вид – своего рода визитная карточка человека, показатель его культуры и важное условие внутреннего комфорта. Поэтому воспитание вкуса в одежде (но не подмена его излишествами), выработка характерного для человека стиля, двигательной культуры, манеры общения с людьми не должны выпадать из поля зрения воспитателей. Диктаторское отрицание устремлений молодежи при этом недопустимо. Основное средство решения проблемы – личный пример.

Склонность к  подражанию характерна для человека любого возраста, но особенно проявляют  эту склонность подростки. Они подражают  не только внешним образцам, но и  их внутреннему содержанию. У мальчиков например популярным является эталон настоящего мужчины. Этот эталон включает, с одной стороны, силу, волю, мужество, выносливость, а с другой – верность дружбе и товарищам. В этом наборе самым значимым качеством является сила. Чтобы завоевать уважение товарищей, подросток не только демонстрирует ее (в спорте, борьбе, драке и т. п.), но нередко преувеличивает степень своей причастности к проявлению качеств мужественности. Отсюда – известная хвастливость под-ростка.

Переход к серьезным  занятиям в какой-то конкретной области  и реализация полученных знаний в  деятельности ставит подростка перед  необходимостью самооценки своего соответствия требованиям деятельности и самосовершенствования. В этой связи подросток обращается к размышлению о своих недостатках  и достоинствах, однако самостоятельно решить эти вопросы ему еще  трудно в силу отсутствия как достаточно четких критериев оценки, так и психологических знаний. Помочь ему в этом может, с одной стороны, совместная деятельность, позволяющая внести коррективы в его представления о самом себе, а с другой стороны – педагог, задача которого – помочь учащемуся понять свои проблемы и трудности.

Для старших подростков характерно стремление к самовоспитанию, однако оно сосредоточено, концентрируется  вокруг поведенческих моментов (регуляции  своих реакций, поступков, планирования занятий и т. п.). Особенно часто ставится задача самовоспитания воли, хотя неорганизованность чаще всего зависит от отсутствия организованности, умения и желания систематически работать. Научить этому – значит дать подростку ключ, инструмент для самовоспитания и саморазвития.

Формирование личности подростка в значительной степени  зависит от того, как сложатся в  процессе его жизни и воспитания отношения между его притязаниями, самооценкой и реальными возможностями  удовлетворить свои притязания, оправдать  свою самооценку.

Эти отношения могут  сложиться по-разному: требования ребенка  к себе, его притязания и самооценка могут оказаться ниже реальных и  даже потенциальных возможностей, и  тогда в процессе развития он не реализует их. Может случиться, что  удовлетворение притязаний потребует  напряжения всех сил, и это приведет к интенсивному развитию способностей. Наконец может оказаться, что  притязания в какой-то области или  общие притязания личности на определенное положение в обществе или коллективе превышают его возможности. В  этом случае, как правило, собственный  опыт, оценка со стороны других людей  перестраивают самооценку и притязания и приводят их в соответствие с  возможностями ребенка.

Однако может  возникнуть такое положение, когда  притязания и самооценка не снижаются (момент, характерный для подростка), несмотря на опыт неудач, и в то же время ребенок не может добиться успеха, поднять свои возможности  до уровня своих притязаний. Возникает  разрыв между потребностями и  стремлениями ребенка к их удовлетворению. Эти случаи сопровождаются тяжелым  эмоциональным состоянием, чувством постоянной неудовлетворенности, эмоционального неблагополучия. Ребенок не может  постоянно жить в таком состоянии, ищет выход из него.

Одним из способов сохранения определенного отношения  к себе, сохранения высокой самооценки является как бы непроницаемость  для опыта. В этом случае ради сохранения привычного, удовлетворяющего ребенка  отношения к себе он игнорирует свой неуспех, у него возникает неосознаваемое им самим острое эмоциональное отталкивание всего, что нарушает его отношение  к самому себе, что может выбить его с привычной позиции. Такой  путь приводит к неадекватному отношению  к действительности, заставляет ребенка  переосмыслить действительность и  придать новое значение всему  тому, что вызывает необходимость  пересмотреть свое отношение к себе. Соответственно этому изменяется и  эмоциональное отношение ребенка  к действительности.

Неадекватность  отношения к действительности становится определяющим признаком такого состояния. И именно она в свою очередь  не позволяет подростку преодолеть свой неуспех. Казалось бы, по логике вещей  самый радикальный способ выхода из этого состояния – поднять  свои достижения до уровня притязаний, во всяком случае – приложить все  усилия именно в этом направлении. Однако анализ поведения подростков, находящихся  в таком состоянии, показывает, что  именно этого не происходит даже в  тех случаях, когда подросток  мог бы без особого труда преодолеть например свое отставание в учебе, связанное с неумением работать. Подросток мог бы научиться работать, но он идет не по линии увеличения усилий по овладению навыками учебной работы, а по линии игнорирования неуспеха или объяснения своих неудач происками недоброжелателей, других лиц. Мысль о том, что причины кроются в собственных недостатках, не допускается до сознания, подросток не анализирует свой неуспех, отвергает его. Отсюда возникают чувство обиды, уверенность в несправедливости оценок и несправедливом отношении со стороны других.

Весь этот комплекс переживаний дает ребенку внутреннее основание проявлять агрессивность  по отношению к тем людям и  обстоятельствам, которые обнаруживают перед ним и другими людьми его несостоятельность. Такая ситуация и такое состояние называют аффектом неадекватности, который характерен для подростков и оказывает сильное  влияние на формирование их личности (в частности, влияет на формирование самооценки, направленность личности, в конце концов может привести к ее деградации).

Информация о работе Особенности развития личности в подростковом возрасте