Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 11:57, реферат
Изучение истории умственного развития ребенка представляет, несомненно, большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. . Изучение путей развития мышления ребенка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес.
Особенности развития мышления ребенка в дошкольном возрасте.
Изучение истории умственного
развития ребенка представляет, несомненно,
большой теоретический и
В психологии существует множество определений мышление. Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.
Виды мышления
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
Можно выделить следующие виды мышлений:
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Теоретическое мышление – познание законов, правил, разработка концепций и гипотез.
Практическое мышление – это подготовка преобразования действительности (разработка цели, создание плана, схемы, проверка гипотез в условиях жёсткого дефицита времени).
Аналитическое (логическое) мышление носит временной, структурный (этапный) и осознаваемый характер.
Реалистическое мышление направлено на внешний мир и регулируется законами логики.
Аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека.
Продуктивное – это воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, а репродуктивное – это воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию.
Непроизвольное мышление представляет собой свободное течение мыслей, не преследующее никаких целей (например, созерцание природы).
Произвольное мышление задействовано при целенаправленном решении поставленной задачи.
Мышление имеет
ярко выраженный индивидуальный характер.
Особенности индивидуального
Самостоятельность мышления – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Инициативность – постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи.
Глубина – способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности.
Широта – способность видеть проблемы многосторонние, во взаимосвязи с другими явлениями.
Быстрота – скорость решения задач, лёгкость в воспроизведении идей.
Оригинальность
– способность производить
Пытливость – потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.
Критичность – объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.
Торопливость – непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из неё лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.
Мышление носит потребностно - мотивированный и целенаправленный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, её целями и задачами. Нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом. Большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.
Мышление и действие
Младшие дошкольники (3-4 года) не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Дети сразу приступают к действенному решению задачи, делая порой беспорядочные, «шарящие» пробы; передвигают фигурки по фону и, соединяя их, получают неожиданные для самих себя сочетания. Поэтому с большим удивлением и радостью трехлетний ребенок восклицает: «Смотрите, что получилось!» По-видимому, ребенок воспринял задачу расположить фигурки на картине в очень общей форме. Решая такую задачу, младший дошкольник обычно предварительно не анализирует ее условий и прямолинейно идет к решению путем любого соединения фигур или частей предмета. Критическое отношение к получаемому результату при этом отсутствует.Не видя существующих в действительности связей (в частности, пространственных) и грубо нарушая их, трех-, четырехлетние дети составляют порой совершенно бессмысленные картины. Располагая фигурки на фоне поляны, дети младшего дошкольного возраста спокойно помещают фигурку лошади вверх ногами (по отношению к деревьям на фоне), а снизу, также головой вниз, располагают всадника. При этом ребенок удовлетворенно заключает, что у него получилась хорошая картиночка, «как дядя скачет на лошади».Таким образом, конкретно данную задачу дети этого возраста решают пробовательными действиями, а получаемый результат осмысливают лишь после завершения действия.
У детей среднего дошкольного возраста осмысливание задачи и способы ее решения совершаются в самом процессе действия. Речь пяти-, шестилетних детей обычно служит опорой, или аккомпанементом, выполняемого действия (Л. С. Выготский). Расставляя фигурки на фоне, девочка (5—6 л.) говорит: «Этот дядя пришел домой, а эта тетя его тут встречает... нет, она тут готовит обед, а он еще не пришел, а эта (девочка) сидит тут и кричит: «Папа пришел». Такая речь-аккомпанемент имеет прямое отношение к выполняемому действию. Однако речь во время действия может осуществлять различную функцию в практическом проблемном действии ребенка 1.
У детей старшего дошкольного возраста (6—7 л.) снова изменяются отношения чувственного восприятия, практического действия и речи. Теперь, лишь взглянув на картинки, ребенок мысленно их комбинирует. Он может, не прибегая к практическим манипуляциям фигурками, решить в уме предложенную задачу. Не начиная действовать, он говорит: «Я сложу, как дяденька везет тележку, а на тележке лежит чемодан» или: «Я сложу, как двое военных скачут друг за другом на лошадях». После такого решения, найденного в уме, ребенок быстро располагает фигурки на определенном фоне. Его рассказ после выполненного действия по существу повторяет то, что он сказал в самом начале опыта. Действие уже ничего не добавило к решению задачи.
В отличие от периода
раннего детства, в дошкольном возрасте
мышление опирается на представления.
Ребенок может думать о том, что
в данный момент он не воспринимает,
но что он знает по своему прошлому
опыту. Оперирование образами и представлениями
делает мышление дошкольника внеситуативным,
выходящим за пределы воспринимаемой
ситуации, и значительно расширяет
границы познания. Изменения в
мышлении дошкольника прежде всего связаны
с тем, что устанавливаются все более тесные
взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи
приводят, во- первых, к появлению развернутого
мыслительного процесса - рассуждения,
во-вторых, к перестройке взаимоотношений
практической и умственной деятельности,
когда речь начинает выполнять планирующую
функцию, в-третьих, к бурному развитию
мыслительных операций. Рассмотрим подробно
указанные изменения. Рассуждение начинается
с постановки вопроса. Наличие вопроса
свидетельствует о проблемности мышления,
поскольку в нем отражается возникшая
перед ребенком интеллектуальная или
практическая задача. У дошкольника вопросы
приобретают познавательный характер,
свидетельствуют о развитии любознательности,
стремления познавать мир. За кажущейся
невинностью детских вопросов стоит стремление
постичь сложные проблемы бытия, проникнуть
в сущность явления или процесса. Вопросы
ребенка отражают его интересы и особое
видение мира. Возникают они по разным
причинам. Чаще всего в результате встречи
ребенка с новым объектом, который малыш
не может понять. Он хочет познакомиться
с ним, найти ему место среди своего прошлого
опыта усвоенных знаний. Вопросы рождаются
и при нарушении сложившихся представлений,
когда возникает противоречие между тем,
что малыш видит или узнает, и его прошлым
опытом, имеющимися знаниями. Если новое
представление совпадает со сформированным
только по некоторым признакам, а по остальным
различается, появляется вопрос. Этот
вопрос говорит об осознании проблемной
ситуации, возникшей уже не только в практической
деятельности, а на основе имеющихся представлений.
Решение такой проблемы может протекать
во внутреннем плане с опорой на образы
путем рассуждений. Ребенок ставит вопросы
и тогда, когда хочет утвердиться в правильности
своего вывода. Он обращается ко взрослому.
С возрастом такая категория вопросов
увеличивается, становясь основной. Дошкольник
переходит к решению интеллектуальных
задач другого уровня, чем в раннем детстве.
Он строит свои собственные теории. Возрастает
тенденция к самостоятельности, независимости
и оригинальности мышления. Малыш объединяет
объекты, признаки и свойства, несоединимые
на взгляд взрослого. Ребенок рассуждает
вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая
возможные варианты, аргументируя, обосновывая
выводы. Он использует аналогии, пытаясь
объяснить неизвестное с помощью известного.
Эти объяснения основываются на чувственном
восприятии, житейских ситуациях, прочитанных
книгах. Мышлению ребенка присуща конкретная
образность. В объектах он выделяет наиболее
яркие и не всегда существенные признаки,
что приводит к необычным, на взгляд взрослого,
умозаключениям. Своеобразие рассуждений
и объяснений связано с тремя основными
причинами. Первая - отсутствие или нехватка
знаний или их ограниченность, нечеткость,
недостаток опыта, когда многое недоступно
пониманию ребенка. Вторая - несформированность
способов умственной деятельности. Третья
- недостаточная критичность мышления.
благодаря своеобразию мышления у дошкольника
происходит дифференциация явлений: «живое»
и «неживое». Например, старшие дошкольники
устанавливают взаимосвязь между внешним
строением животных и условиями их существования.
У них складываются представления об основных
условиях роста и развития растений. Дети
могут понять некоторые физические явления,
установить между ними простейшие закономерности,
производить преобразования с явлениями
неживой природы. Дошкольники пытаются
осмыслить не только природные, но и социальные
явления. Они анализируют нравственные
категории. Мышление направляется на решение
моральных проблем. В развивающихся представлениях
об окружающем у ребенка на первый план
выходит тенденция не к выделению единичных
фактов, броских признаков, а к установлению
связей между явлениями. Дети могут устанавливать
внутренние существенные связи и отношения
действительности. Область задач, которые
решает ребенок, расширяется за счет знаний,
полученных от взрослого или в собственной
деятельности, наблюдениях. Поэтому приобретение
знаний является не самоцелью умственного
воспитания, а его средством и в то же время
условием развития мышления. Ребенок анализирует
свой опыт, устанавливает аналогии знакомого
с незнакомым, что приводит его к своеобразным
умозаключениям. В конце дошкольного возраста
у ребенка складываются первичная картина
мира и зачатки мировоззрения. В то же
время познание действительности у дошкольника
происходит не в понятийной, а в наглядно-образной
форме. Именно усвоение форм образного
познания подводит ребенка к пониманию
объективных законов логики, способствует
развитию понятийного мышления. Другое
важнейшее направление в развитии мышления
дошкольника связано с изменением соотношения
между практическим и умственным действием.
В практической деятельности ребенок
начинает не только выделять, но и использовать
связи и отношения между предметами и
явлениями, действиями. От выделения простых
связей он переходит к более сложным, отражающим
взаимосвязи причины и следствия. Ребенок
проводит простейшие опыты, экспериментирует,
например, бросает в ванну с водой различные
предметы, чтобы узнать, будут ли они плавать;
или ставит стакан с водой в морозильник,
чтобы получить лед. Такие опыты подводят
ребенка к выводам, обобщенным представлениям.
Сначала ребенок еще не может действовать
в уме. Он решает задачи с помощью манипуляций
с предметами. Постепенно речь включается
в процесс решения задачи, но малыш пользуется
ею только для названия предметов, с которыми
действует. В речи выражается результат
решения задачи. Осознаются и словесно
обозначаются способы выполнения действия.
Возникает элементарная форма рассуждения
вслух, которая не оторвана от практического
действия. Накопленный опыт в процессе
множества
попыток решить задачу позволяет дошкольнику
заранее составить план решения в уме,
за которым следует выполнение задачи
в наглядно-действенном плане. Только
так ребенок может ответить на поставленный
вопрос и сформулировать его словесное
решение. То есть дошкольник подходит
к решению задачи во внутреннем плане,
выдавая готовое словесное решение без
обращения к практическим действиям. Перестройка
между умственным и практическим действиями
обеспечивается включением речи в процесс
решения задач и связана с тем, что меняется
роль речи в этом процессе. Речь начинает
предварять действие. Формирование у ребенка
качественно нового мышления связано
с освоением мыслительных операций. В
дошкольном возрасте они интенсивно развиваются
и начинают выступать в качестве способов
умственной деятельности. В основе всех
мыслительных операций лежат анализ и
синтез. Дошкольник сравнивает объекты
по более многочисленным признакам, чем
ребенок в раннем детстве. Он замечает
даже незначительное сходство между внешними
признаками предметов и выражает различия
в слове. У дошкольника изменяется характер
обобщений. Младшие и средние дошкольники
выделение классификационных групп нередко
мотивируют совпадением внешних признаков
(«Диван и кресло вместе, потому что стоят
в комнате») или на основе использования
назначения предметов («их едят», «их на
себя надевают»). Старшие дошкольники
не только знают обобщающие слова, но и,
опираясь на них, правильно мотивируют
выделение классификационных групп.Развитие
мыслительных операций приводит к формированию
дедуктивного мышления у ребенка, под
которым понимается умение согласовывать
свои суждения друг с другом и не впадать
в противоречия. Первоначально ребенок,
хотя и оперирует общим положением, обосновать
его не может или дает случайные обоснования.
Постепенно он переходит к правильным
выводам.
Особенности развития
мышления в дошкольном возрасте:
- ребенок решает мыслительные задачи
в представлении - мышление становится
внеситуативным;
- освоение речи приводит к развитию рассуждений
как способа решения мыслительных задач,
возникает понимание причинности явлений;
- детские вопросы выступают показателем
развития любознательности и говорят
о проблемности мышления ребенка;
- появляется иное соотношение умственной
и практической деятельности, когда практические
действия возникают на основе предварительного
рассуждения, возрастает планомерность
мышления;
- ребенок переходит от использования
готовых связей и отношений к «открытию»
более сложных;
- возникают попытки объяснить явления
и процессы;
- экспериментирование возникает как способ,
помогающий понять скрытые связи и отношения,
применить имеющиеся знания, пробовать
свои силы;
- складываются предпосылки таких качеств
ума, как самостоятельность, гибкость,
пытливость.
Информация о работе Особенности развития мышления в дошкольном возрасте