Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение особенностей самооценки детей дошкольного возраста.
В данном исследовании ставятся следующие задачи:
1. Изучить подходы к проблеме самооценки в зарубежной и отечественной психологии.
2. Определить понятие «самооценки» и специфику формирования и развития самооценки у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть методы диагностики самооценки.
4. Осуществить эмпирическое исследование по изучению особенностей развития самооценки у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Самооценка является одним из существенных
условий, благодаря чему индивид
становится личностью. Она формирует
у индивида потребность соответствовать
не только уровню окружающих, но и уровню
собственных личностных оценок. Правильно
сформированная самооценка выступает
не просто как знание самого себя, не
как сумма отдельных
Поэтому одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности, так как обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.
Анализируя исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л. И. Божович, А. И. Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция». По мнению психолога И. П. Шахова, «Я - концепция» – это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.
Составной и неотъемлемой частью «Я-концепции» является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Она является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, она во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта.
В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, Э. Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Белобрыкиной О.А., Божович Л.И., Липкиной А.И., Лисиной М.И., Мухиной В.С., Савонько Е.И., Уманец Л.И. и другие. Вместе с тем, особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно.
Вступая в дошкольный возраст,
ребенок начинает осознавать факт своего
существования. Развитие подлинной
самооценки начинается с реалистических
оценок детьми своих умений, результатов
своей деятельности и конкретных
знаний. Менее объективно в этот
период дети оценивают качества своей
личности. Дошкольники склонны
К концу дошкольного
возраста соотношение
Старший дошкольный возраст является важным периодом для становления самооценки для дальнейшего ее развития и влияния на личность, так как в этом возрасте формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение особенностей самооценки детей дошкольного возраста.
В данном исследовании ставятся следующие задачи:
1. Изучить подходы к проблеме самооценки в зарубежной и отечественной психологии.
2. Определить понятие «самооценки» и специфику формирования и развития самооценки у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть методы диагностики самооценки.
4. Осуществить эмпирическое исследование по изучению особенностей развития самооценки у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень развития самооценки детей старшего дошкольного возраста более высокий, чем у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: самооценка личности.
Объект: развитие самооценки у детей дошкольного возраста.
На основе выделенных задач были определены следующие методы исследования:
1. Теоретические - анализ психологической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические - включает в себя следующие методики: методика на выявление способности к самооцениваниюР.С. Немова «Какой я»; методика на выявление эмоциональной направленность общей самооценки«Какой ты?» О.А. Белобрыкиной; методика «Изучение особенностей развития частной самооценки» О.А. Белобрыкиной на выявление уровня и характера дифференциации самооценки.
3. Интерпритационно-описательные - количественный и качественный анализ эмпирического исследования.
Исследование проблемы развития самооценки у детей дошкольного возраста осуществлялась на базе ГУО «Ясли-сад № 27» г.Барановичи. Общий объем выборки составляет 40 детей, из них 20 детей среднего дошкольного возраста и 20 детей старшего дошкольного возраста.
Новизна исследования заключается в уточнении и расширении представлений об особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике психологов и педагогов дошкольных учреждений.
Информация о работе Особенности развития самооценки дошкольников