Отрасли фундаментальной и прикладной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:34, реферат

Краткое описание

Психология в течение XX в. накопила такое большое количество научных знаний о мире психических явлений, что сами психологи часто не вполне ясно представляют себе, как много они знают. Поэтому преподавание психологии является важным средством систематизации психологических знаний.
Отрасли психологии, области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев:
1) предмет, с которым они связаны;
2) связи с другими отраслями знания;
3) общие или частные проблемы, которые они изучают;
4) методы, которые они используют.

Вложенные файлы: 1 файл

Отрасли фундаментальной и прикладной психологии.docx

— 35.80 Кб (Скачать файл)

 

АЛМАТИНСКИЙ  ФИЛИАЛ  НЕГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  ПРОФСОЮЗОВ»

 


 

 

Факультет ___культуры________

Кафедра ___ООД____________

 

 

Реферат

по  дисциплине: _Общая психология

на тему: _Отрасли фундаментальной и прикладной психологии

 

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка):

__102______группы __1__ курса

Шевченко Арина

форма обучения___дневная__

Проверил(а): _Сарсенбаева_Л.О.___

 

 

Алматы, 2013

 

 

Психология в течение XX в. накопила такое большое количество научных знаний о мире психических  явлений, что сами психологи часто  не вполне ясно представляют себе, как  много они знают. Поэтому преподавание психологии является важным средством  систематизации психологических знаний.

Отрасли психологии, области  исследований и психологической  практики формируются на основе следующих  критериев:

1) предмет, с которым  они связаны; 

2) связи с другими отраслями  знания;

3) общие или частные  проблемы, которые они изучают; 

4) методы, которые они используют.

Некоторые отрасли психологии или области исследований выделяются на основании более чем одного из перечисленных критериев. В зависимости  от предмета исследования выделяется огромное количество разделов психологического знания, например психология познавательных процессов, психология эмоций, психология личности, дифференциальная психология, зоопсихология, психология развития и  т. д. Нередко в качестве самостоятельных  разделов психологии выделяются и более  частные проблемы, например психология творчества, психология посттравматического  стресса и т. п.

На основе связей психологии с другими науками выделяются такие научные дисциплины, как  психофизиология, нейропсихология, социальная психология, математическая психология. Не всегда можно сказать однозначно, являются ли данные дисциплины отраслью психологии или соответствующей  смежной науки. В течение всего XX в. психологические знания накапливались  не только в рамках психологической  науки, но и во многих других науках, которые посвящены изучению человека. И психологи не вправе претендовать на исключительный монополизм в изучении психического мира.

В зависимости от того, являются ли задачи научных исследований общими или специфическими, выделяются две  сферы научно-психологических знаний: фундаментальная и прикладная психология. Фундаментальная психология изучает  психические явления, характерные  для человека (или животных) в  целом.

общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни. К числу отраслей фундаментальной психологии относятся:

общая психология;

психология личности;

дифференциальная психология;

психофизиология;

нейропсихология;

социальная психология;

 

психология развития;

психология аномального  развития (или специальная психология);

сравнительная психология и  зоопсихология.

Общая психология изучает  общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого  человека. В рамках общей психологии изучаются общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов  и процессов регуляции деятельности, а также психические состояния  человека.

Нередко в качестве отдельной  отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая  занимается изучением социально  обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания.

Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различим изучает индивидуально-психологические  особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.

Психофизиология изучает  взаимосвязь психических явлений  с работой организма, с деятельностью  нервной системы. Особый научный  интерес в рамках психофизиологии  представляет исследование физиологических  механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические  процессы, состояния, качества человека.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических  основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии  исследуют нейронные процессы в  головном мозге человека, которые  лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.

Социальная психология изучает  психические явления, возникающие  в процессе взаимодействия людей  друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения  и воздействие людей друг на друга.

Психология развития (или  возрастная психология) изучает общие  закономерности развития различных  психических процессов и личностных качеств человека, В рамках психологии развития выделяется детская психология, подростковая психология, психология юношеского возраста, психология взрослого  человека, геронтопсихология (психология старости).

В качестве отдельной отрасли  научной психологии выделяется психология аномального развития (или специальная  психология), которая изучает психологические  проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Психология аномального развития включает в  себя несколько разделов.

Олигофрено-психология изучает  патологию психического развития, связанную  с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных  дефектах слуха. Тифлопсихология изучает  психологию развития слабовидящих и  незрячих детей. Патопсихология изучает  болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической  деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.

Зоопсихология изучает психику  животных, врожденные и приобретенные  формы их поведения. Сравнительная  психология занимается сопоставлением психики животных и человека.

 

 

Прикладная психология изучает  психологические проблемы, характерные  для определенных сфер жизни или  профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

педагогическая психология;

медицинская психология;

психология искусства;

психология религии;

психология семьи и  др.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и  воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся психология обучения и воспитания, психология учителя, а  также психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. В  рамках педагогической психологии изучаются  проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выявляются психологические  факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирование мышления у  учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений  учащихся друг с другом, а также  с педагогами и родителями, исследуются  индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

Медицинская психология изучает  психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические  проявления болезней, роль психики  в возникновении и протекании болезней, в их лечении, а также  в предупреждении болезней и укреплении здоровья.

Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к изучению психологических проблем  юридической практики. Подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (или исправительную) психологию.

Экономическая психология изучает  вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты  по экономической психологии исследуют  проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в  экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает  психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.

Психология труда —  это знания о психологических  особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной  организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение  влияния производственной обстановки на состояние и эффективность  деятельности человека.Психология труда  включает в себя целый ряд отраслей психологического знания: инженерная психология (психология деятельности человека-оператора за пультом управления машиной), авиационная психология, космическая  психология, транспортная психология, психология торговли, военная психология и др.

Политическая психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. Наиболее важные разделы  этой отрасли психологии — психология

 

пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля  и власти, изучение массовых социально-психологических  процессов.

Психология спорта рассматривает  психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия  и средства эффективного процесса тренировок, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.

Психология искусства  исследует закономерности творческой деятельности писателей, поэтов, художников, музыкантов, актеров и режиссеров, психологические механизмы создания ими 

произведений искусства. Изучаются также особенности  процесса восприятия и понимания  людьми произведений искусства, разрабатываются  психологические вопросы эстетического  воспитания.

Психология религии —  направление исследований психологических  проблем религиозного сознания, представлений  и чувств верующих людей, а также  религиозных традиций, обрядов, культов.

Психология семьи занимается изучением психологических вопросов формирования семьи, анализом межличностных, интимных, экономических, хозяйственно-бытовых  отношений супругов, взаимоотношений  родителей и детей в семье, стилей семейного воспитания.

Определенное представление  об основных сферах современной психологии может дать также библиотечно-библиографическая  классификация, знание которой может  быть полезно психологам для работы с литературой по какой-либо проблеме в каталогах библиотек.

В зависимости от метода исследования или психологической практики выделяются такие отрасли психологии, как  научная и практическая психология, экспериментальная психология, математическая психология, психодиагностика, психотерапия, консультационная психология.

Естественно предполагать, что  перечисленные отрасли психологии, области психологических исследований и психологической практики должны быть в той или иной мере отражены в учебных планах психологического образования.

Какие из перечисленных выше отраслей психологической науки  и практики должны быть включены в  число учебных дисциплин в  рамках конкретной образовательной  программы? Это зависит от следующих  факторов:

1. Авторитет соответствующей  отрасли знания в научном мире. Чем большим авторитетом пользуется  наука, область научных исследований  или практики, тем 

более вероятно, что она  войдет в учебный план образовательной  программы.

2. Цели образовательной  программы и понимание значимости  каждой дисциплины для психологического  образования. Чем в большей  степени осознается значимость  данной науки или отрасли знаний  для реализации целей данной  образовательной программы, тем  более вероятно, что она будет  включена в число учебных дисциплин. 

3. Преподаватели, которые  могут вести курсы по соответствующим  дисциплинам. Учебная дисциплина  вводится в учебный план только  при наличии преподавательских  кадров, имеющих соответствующую  квалификацию; профессиональная специализация  преподавателя, работающего 

 

в университете, и область  его научных интересов способствуют включению в учебный план соответствующей  учебной дисциплины.

4. Реальные ресурсы учебного  времени в рамках данной образовательной  программы. При ограничениях времени,  отводимых на любую образовательную  программу, принцип «чем больше, тем лучше» нецелесообразен, поскольку  приводит к перегрузке. Поэтому,  несмотря на значимость отдельных  учебных предметов, они не включаются  в учебный план.

5. Методическая оснащенность  соответствующей дисциплины. Научную  дисциплину или отрасль знаний  целесообразно включать в учебный  план в том случае, если существуют  определенные методические пособия,  хотя имеется целый ряд случаев,  когда включение дисциплины в  учебный план стало стимулом  для разработки соответствующих  учебных пособий. 

 

 

Традиционно в учебный  план высших учебных заведений включаются те дисциплины, которые имеют определенные традиции преподавания и демонстрируют  высокий уровень научности. Этот набор дисциплин является довольно типичным, поэтому содержание основных психологических курсов во многих странах  достаточно сходно. Конкретные психологические  дисциплины, изучаемые студентами в  рамках разных образовательных программ в России, Европе и Америке, будут  рассмотрены в следующих разделах книги.

Информация о работе Отрасли фундаментальной и прикладной психологии