Память. Общая характеристика памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:01, реферат

Краткое описание

Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 15.37 Кб (Скачать файл)

Память. Общая характеристика памяти

Память –  запоминание, сохранение, воспроизведение  и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами  прежнего опыта после того, как  вызвавшие их явления исчезли. Это  процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее  использование в деятельности или  возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим  и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Процессы  памяти

При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а  также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.

Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление - кратковременное и долговременное  сохранение материала, предъявлявшегося  однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное  запоминание – непреднамеренное  сохранение в памяти неоднократно  воспринимаемого материала;

3) преднамеренное  запоминание (заучивание) – целенаправленное  запоминание с целью сохранения  материала в памяти.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания

Успех запоминания  определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид  повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Сохранение –  процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных  элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое  они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний  элементы ряда удерживаются лучше, чем  средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.

Процессом, противоположным  сохранению, выступает забывание. Забывание  – это процесс, заключающийся  в невозможности воспроизведения  ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после  заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный  материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.

Забывание в  значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно  предшествующей запоминанию. Забывание  материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а  забывание материала под влиянием последующей деятельности - ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются  в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»). Для того чтобы  восстановить важную для следствия  информацию, следователю следует  активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь  между выпавшими их памяти элементами и теми из них, которые сохранились  в его сознании. 

Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации. 

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного  ранее материала. Воспроизведение  имеет несколько уровней:  

узнавание, которое  возникает при повторном восприятии объекта; 

воспоминание, которое  осуществляется в отсутствие объекта  восприятия; 

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач; 

реминисценция – непроизвольное воспроизведение  давно, казалось бы, забытого. 

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения  субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий. 

Виды памяти 

Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти. 

В зависимости  от особенностей запоминания и воспроизведения  материала 

Двигательная  память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.  

Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний  и чувств. Она характеризуется  быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения  информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию. 

Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о  внешнем виде объекта и его  местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память  

Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти.  

В зависимости  от характера деятельности 

Произвольная  память характеризуется преднамеренностью  запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит  механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти.  

Непроизвольная  память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.  

В зависимости  от способа запоминания 

Механическая  память не опирается на осмысление запоминаемого материала. 

Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных  ассоциациях запоминаемого материала. 

В зависимости  от продолжительности хранения материала  в памяти 

Ультракороткая  память (иконическая – для зрительного  и эхоническая – для слухового  восприятия) – вид памяти, связанный  с удержанием информации в сенсорном  регистре; далее она преобразуется  в кратковременную. 

Кратковременная память – определенная фаза в упрочении  памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются  «стиранию» под влиянием любых внешних  воздействий. Эти этапы связаны  с нейродинамическими процессами, обеспечивающими  поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной  интеграции воспринимаемого образа. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном  восприятии обстановки.  

Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 сек. Ее объем ограничен 5 - 7 объектами. Однако при воспроизведении образов  кратковременной памяти из них может  извлекаться дополнительная информация. 

Долговременная  память обусловливается структурно-химическими  изменениями в нейроне, стабилизацией  долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала  на длительное время, возможно, на всю  жизнь.  

Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих  из кратковременной и долговременной памяти[1]. Продолжительность оперативной  памяти ограничивается временем соответствующей  деятельности, так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при  сложных вычислениях.


Информация о работе Память. Общая характеристика памяти