Память и способы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 01:03, реферат

Краткое описание

► Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память

связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому и необходимо больше

знать о нашей памяти.

Вложенные файлы: 1 файл

Память и способы ее развития.docx

— 22.25 Кб (Скачать файл)

Память и способы  ее развития.

 

Закономерности памяти.

 

► Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении  прошлого опыта, делающая возможным  его повторное использование  в деятельности или возвращение  в сферу сознания. Память

 

связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим  и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

 

Память — основа психической  деятельности. Без нее невозможно понять основы поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому и необходимо больше

 

знать о нашей памяти. Ее отсутствие называется амнезией. Основными  процессами памяти являются:

 

♦ заучивание;

 

♦ сохранение;

 

♦ воспроизведение;

 

♦ узнавание;

 

♦ забывание.

 

 

 

 

Выделяют также такие  виды памяти:

 

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама  собой — без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, работы над информацией). Сильно  развита в детстве, у взрослых ослабевает.

 

2. Произвольная память (информация  запоминается целенаправленно с  помощью специальных приемов).

 

 

 

Эффективность произвольной памяти зависит от ряда условий; к  ним относятся:

 

1. Цели запоминания (насколько  прочно, как надолго человек хочет  запомнить). Если цель — выучить,  чтобы сдать экзамен, то вскоре  после него многое забудется.  Если цель — выучить надолго,  для будущей профессиональной  деятельности, то информация мало  забывается. 1. Приемы заучивания. Они  бывают такими-.

 

Механическое дословное  многократное повторение. Работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память основана на повторении материала  без его осмысливания.

 

♦ Логический пересказ, который  включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных  логических компонентов информации, пересказ своими словами. Работает логическая память (смысловая). Она основана на установлении в запоминаемом материале  смысловых связей. Эффективность  логической памяти в 20 раз выше, чем  механической.

 

♦ Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки). В этом случае задействуется  образная память. Она бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.

 

♦ Мнемотехнические приемы запоминания (для облегчения запоминания).

 

Выделяют также память кратковременную, долговременную, оперативную, промежуточную. Любая информация сначала  попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание  однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью  либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения

 

 

Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном  предъявлении и КП помещается и среднем 7 ± 2 единицы информации. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем  с одного раза человек может запомнить  от 5 до 9 слои, цифр, чисел, фигур, картинок и т. и, Главное — добиться, чтобы  эти «элементы» были более информационно  насыщены за счет группировки, объединения  цифр, слои а единый целостный «образ». Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален. По нему можно прогнозировать успешность обучения, прибегая к формуле: ОКП/2 + 1 = прогнозируемый учебный балл успеваемости.

 

 

 

 

Долговременная намять (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.

 

Она бывает двух типов:

 

1. ДП с сознательным  доступом (т. е. человек может  по своей воле извлечь, вспомнить  нужную информацию).

 

2. ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

 Оперативная память проявляется в ходе выполнения и обслуживания определенной деятельности, что происходит благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения действий.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение  нескольких часов. Она накапливается  в течение дня, а время ночного  сна отводится организмом для  очищения промежуточной памяти, категоризации  информации, полученной за прошедший  день, и перевода ее в долговременную память. После сна промежуточная  память опять готова к приему новой  информации. У человека, который  спит менее 3 часов в сутки, промежуточная  память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются  внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Долговременной памяти с  сознательным доступом свойственна  закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а  также определенный процент и  нужной информации. Чтобы уменьшить  забывание, необходимо выполнить ряд  операций. Во-первых, понять, осмыслить информацию (механически выученная, но не понятая до конца, она забывается быстро и почти полностью — кривая забывания Iа (рис. 3.21). Во-вторых, повторять информацию (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Нужно чаще повторять в первые дни после заучивания, потому что тогда потери от забывания максимальны. Лучше действовать так: в первый день — 2-3 повторения, во второй — 1-2, с третьего по седьмой — по одному повторению, после этого одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и приводящее к почти полному забыванию информации через неделю после сессии.

Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию  и следующей за ним. Отрицательное  влияние первой получило название проактивного торможения, а второй — ретроактивного торможения. Оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если она требует значительных усилий.

 

 

 

 

Формы воспроизведения:

 

♦ узнавание — проявление памяти, которое возникает при  повторном восприятии объекта;

 

♦ воспоминание, которое  осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

 

♦ припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности  запоминаемой и хранимой в ДП информации;

 

♦ реминисценция — отсроченное  воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

 

♦ эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий  образ со всеми деталями воспринятого.

восприятие

В основе восприятии лежит  физиологический процесс передачи нервных импульсов от рецепторов в кору головного мозга и возникновение  временных связей между ними. В  процессе восприятия выделяют следующие  этапы: поиск объекта, определение  его отличительных признаков  и опознание объекта, т.е. соотнесение  его с какой-либо категорией вещей  или явлений.

 Существуют две основные  классификации восприятия: по видам  анализаторов (органов чувств) и  по категориям воспринимаемых  объектов. Согласно первой классификации,  восприятие может быть зрительным, слуховым, осязательным, вкусовым, обонятельным  и кинестетическим (двигательным). Вторая классификация включает  в себя следующие виды восприятия: движения, пространства, времени, человека.

 

К свойствам восприятия относят:

1. Константность – постоянство  воспринимаемых объектов по форме,  размеру и цвету. Это свойство  помогает воспринимать предметы  и явления как нечто неизменное.

2. Предметность – приобретенное  свойство, которое формируется в  процессе активного и длительного  взаимодействия человека с миром.  Предметность восприятия подразумевает  возможность выделения отдельных  предметов и внешних фрагментов  реальности.

3. Целостность – свойство, при котором предметы и явления  воспринимаются как нечто целое.  Отсутствие какой-либо детали  не мешает целостному восприятию.

4. Избирательность –  одно из свойств восприятия, которое  состоит в выделении из общего  пространства каких-либо объектов  или их признаков. Избирательность  осуществляется посредством внимания.

5. Осмысленность – восприятие  всегда осмысленно. Все воспринимаемые  предметы имеют определенное  значение, которое связано с его  употреблением.

6. Апперцептивность – восприятие окружающего мира на основе предыдущего опыта. Чем больше опыт, тем адекватнее будет процесс восприятия.

 

Восприятие определяет дальнейшую деятельность человека. Следует помнить, что это активный процесс и им можно управлять.

 

Речь имеет  три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана  с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи –  функция коммуникации, т.е. передачи информации. В коммуникативной функции  речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

Речевая деятельность может  осуществляться человеком как на основе воспроизведения речевых  образов во внешнем, так и во внутреннем плане. В связи с этим принято  различать внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь адресована к другим людям, внутренняя - к самому себе. Внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь осуществляется посредством воспроизведения звуковых образов слов. Устная речь может быть монологической, диалогической и эгоцентрической. Монологическая и диалогическая речь обращены к другим людям, эгоцентрическая – к самому себе. Монологическая речь является самым сложным видом устной речи.

Внутренняя речь может  предшествовать внешней речи (устной и письменной) и являться фазой  планирования при ее осуществлении. Поскольку она обращена к самому себе, то нет надобности в развернутом виде осуществлять высказывание. Отсюда внутренняя речь является свернутой, сжатой, фрагментарной и может существовать на основе мысленного воспроизведения отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые применяет человек во внутренней речи отличаются от слов внешней речи, тем что они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими словами. На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и верования.

Наряду с внешней и  внутренней речью существует так  называемая эгоцентрическая речь, которая  занимает промежуточное место между  ними. По форме своего существования  ее можно отнести к внешней  речи, так как она может проявляться  или в форме устного высказывания, или в письменном виде, но в отличие  от внешней речи она обращена не к другим людям, а к самому себе. Эгоцентрическая речь проявляется  и у детей, и у взрослых.


Информация о работе Память и способы ее развития