Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 18:07, реферат
Память детей во многом отличается от памяти взрослых. Мозг ребенка с первых лет жизни обладает большой способностью непроизвольного запечатления множества предметов и явлений окружающего мира. Недаром существует мнение, что в период раннего детства, а также в дошкольном возрасте человек приобретает не меньше знаний (в количественном отношении), чем за всю последующую жизнь.
Память младших
школьников
Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с
небольшими сокращениями
Память детей во многом отличается от памяти взрослых. Мозг ребенка с первых лет жизни обладает большой способностью непроизвольного запечатления множества предметов и явлений окружающего мира. Недаром существует мнение, что в период раннего детства, а также в дошкольном возрасте человек приобретает не меньше знаний (в количественном отношении), чем за всю последующую жизнь. В это время велико значение так называемого механического запоминания, при котором человек многое усваивает автоматически, иногда даже без должного понимания. Ребенок непроизвольно усваивает большое число слов, когда учится говорить. Известно также, что дети младшего возраста легко и быстро усваивают разговорную речь на иностранном языке, в то время как подростки и старшие школьники тратя г много сил на его изучение, и результаты часто бывают малоудовлетворительными.
Некоторым, вероятно, приходилось наблюдать, как ребенок 3—5 лет «читает» книжку, страница за страницей. Получается впечатление, что он уже овладел грамотой. На самом деле ребенку несколько раз прочитали эту книжку, он непроизвольно запомнил текст и знает, о чем рассказывается на каждой странице.
Эта способность
непроизвольного запоминания
Ученики 7—8 лет (а иногда и старше) имеют склонность запоминать все дословно, буквально, даже то, что не требует такого усвоения, а может быть изложено своими словами. Это не означает, что ребенок не понимает того, что запомнил. Просто детям этого возраста легче запомнить текст без изменения и точно передать фразами учебника, чем свободно излагать материал, так как у них еще недостаточен запас слов и нет умения оперировать ими. Задача учителя — выяснять каждый раз, насколько понимает ученик то, что говорит, и добиваться того, чтобы ребенок научился излагать материал своими словами (кроме того, что должно быть передано точно: стихи, некоторые отрывки художественной прозы, правила). Но свободный пересказ возможен только при понимании учебного материала. Если ученик понял материал и упражняется в таком пересказе, то это очень помогает развитию его речи и мышления.
В младшем школьном возрасте у детей более развита образная память (зрительная, слуховая) и менее — словесно-логическая. Все, что связано с наглядностью, яркостью впечатлений, что вызывает сильные чувства, запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей быстро развивается и смысловая (словесно-логическая) память. Ребенок начинает усваивать не только конкретные, но и некоторые абстрактные понятия. У него расширяется объем памяти, увеличиваются быстрота усвоения и точность воспроизведения.
В школе ставится задача — усвоить определенный учебный материал, и это заставляет ребенка запоминать и воспроизводить произвольно, с применением усилий. Но это сознательное, умелое использование памяти у младшего школьника еще слабо развито, сам он к рациональным способам усвоения почти не прибегает.
Кроме указанных общих закономерностей, у детей наблюдаются индивидуальные различия памяти. Одни, обладая высокой готовностью памяти, могут быстро припомнить и дать нужный ответ. Другие медленно усваивают и не отличаются скоростью и легкостью воспроизведения.
Торопливость учителя, его неумение проявить терпение и дать ученику подумать, собраться с мыслями могут привести к ошибочной оценке знаний ребенка. А это вызовет у него отрицательное отношение к учителю и может подорвать веру в свои силы.