Память,виды памяти, её индивидуальные различия у людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:57, контрольная работа

Краткое описание

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей функцией, лежащей в основе развития и обучения. "Без памяти,— писал С. Л. Рубинштейн,— мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом".1

Содержание

1.Общее представление о памяти…………………………………………..3
2. Виды памяти………………………………………………………………5
3. Индивидуальные различия памяти у людей…………………………….9
Список использованной литературы……………………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

Память виды памяти, ее индивидуальные различия у людей.docx

— 30.38 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1.Общее представление о памяти…………………………………………..3

2. Виды памяти………………………………………………………………5

3. Индивидуальные различия памяти  у людей…………………………….9

Список использованной литературы……………………………………….12

 

 

 

1.ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАМЯТИ.

 

Память –  форма психического отражения, заключающаяся  в закреплении, сохранении и последующем  воспроизведении прошлого опыта делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей функцией, лежащей в основе развития и обучения. "Без памяти,— писал С. Л. Рубинштейн,— мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом".1

Память лежит  в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитее человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. Благодаря памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических  записей. Ему нет необходимости  полагаться только на свои органические возможности, так как главные  средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии  совершенствовать эти средства практически  бесконечно, не меняя своей собственной  природы. У человека, наконец, есть три  вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Более точно  и строго, память человека можно  определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие  в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и  результатам, но и по тому, что у  разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят  и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это  индивиды с развитой долгот временной  памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный  и оперативный виды памяти.

 

2. ВИДЫ ПАМЯТИ.

 

Существует  несколько основных подходов в классификации памяти.

По продолжительности  закрепления и сохранения материала  можно выделить следующие виды памяти:

1.Кратковременная память -  способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность  удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ  воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание но зато с установкой на последующее воспроизведение материала Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда человека просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени, а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил.

2.Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, необходимой только для достижения цели этой деятельности.  Срок хранения такого вида памяти зависит от соответствующей деятельности и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней. Например, когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.

3.Долговременная память – запоминание на длительный срок информации, имеющей большую значимость. Это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. На процессы закрепления информации в долговременной памяти существенное влияние оказывает эмоциональный фон, связанный с этой информацией.

Сенсорная память – непосредственное запечатление сенсорных воздействии, т.е. сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень краткий промежуток времени (0,1-0,5 с).

Субъект деятельности получает информацию благодаря разным органам чувств; зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют зрительную, обонятельную, осязательную и вкусовую память.

В зависимости  от цели деятельности можно выделить следующие виды память:

1.Непроизвольная память – вид памяти когда информация запоминается сама собой, без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности,  входе работы над информацией. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2.Произвольная информация – вид памяти, когда информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит от цели запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить) и приёмов заучивания. Приемы заучивания бывают:

2.1. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысливания. При этом приеме тратится много сил, времени, а результат низкий.

2.2. Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смыс- ловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

2.3. Образные  приемы запоминания (перевод информации  в графики, образы, схемы, картинки) – работает образная память.

По характеру  психической активности, преобладающей  в деятельности память делит на следующие  виды:

1.Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движения мы не всегда точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонении от первоначальных несомненно имеется. Но общий характер движении всё же сохраняется.

2.Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательных переживаний. Следует отметить, что воспроизведенные, или вторичные чувства могут отличаться от первоначальных. Это может выражаться как и в изменении силы чувства, так и в изменении их содержания и характера. Существующие перемены могут произойти и в содержании нашего чувства. Например, то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай или то событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как весьма приятное.

3.Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.  Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память, как правило, хорошо развиты, и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

4.Словестно-логическая память выражается а запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью  данного вида является то, что мысли  не существует без языка, поэтому  память на них называется не просто логической, а словесно – логической.

Выделяют  ещё так называемую «вечную» (третичную) память, когда способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняется на протяжении всей оставшейся жизни (например, имена – свое и  ближайших родственников и т.п.). И только в патопсихологических ситуациях разрушается этот вид памяти.

 

 

3.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПАМЯТИ У ЛЮДЕЙ.

 

Некоторые из особенностей памяти могут  упрочиться и стать свойствами личности (свойствами памяти данного человека). Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом  запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения. Важным свойством  памяти человека является, ее готовность, т.е. способность быстро и месту  припомнить нужную информацию.

Для людей с сильной памятью  характерно быстрое запоминание  и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой  памяти. Так, А.С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение (чужое) после двукратного его прочтения. Моцарт запоминал сложнейшие музыкальные  произведения после одного прослушивания. Композитор Балакирев мог играть на память целые симфонические произведения.

Советский психолог А.Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Шершевского, который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и при том в большом объеме. Шершевский мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, лишенные смысла, бессмысленные слова, геометрические фигуры. Его память отличалась одновременно и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором он участвовал, костюм экспериментатора и других мельчайшие подробности обстановки и своих действий.

Индивидуальные различия памяти проявляются  также в том, на какой вид представлений  по преимуществу опирается человек  при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что могут услышать, третьи то, что может; быть выполнено практически. В соответствии с этим различают зрительный, слуховой и двигательный типы памяти. Человек зрительного типа памяти, запоминая текст книги, предпочитает его видеть; человек слухового типа памяти - предпочитает слышать содержание текста в чтении кого-либо; человек двигательного типа памяти должен обязательно записать или проговорить заучиваемый материал. Чаще всего встречается смешанный тип памяти - слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой. Смешанный тип памяти жизненно ценнее, чем тип односторонней памяти по причине большого разнообразия практической деятельности человека. Кроме того, участие в процессах памяти несколько анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей: человек не вспомнил что-то на слух — вспомнит зрительно и т.п. Поэтому полезно, чтобы учащиеся запоминали учебный материал разними способами: путем его прослушивания, чтения, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и др.

Тип памяти зависит не только от природных  особенностей нервной системы, но и  от воспитания. У взрослых людей  тип памяти упражняется в зависимости  от характера их профессионального  типа. Если такие особенности памяти, как быстрота запоминания и воспроизведения, прочность сохранения, точность воспроизведения, объем памяти и готовность ее в  своем сочетании отчетливо выражены у какого-либо человека, типичны  для него, то это тоже характеризует тип его памяти (“быстро запоминает, плохо хранит”, “медленно запоминает, быстро теряет” и т.д.).

Воспитанию положительных свойств  памяти в значительной степени содействует  рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем  месте, планирование, самоконтроль, использование  разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей  деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей приемы эффективные и т.п. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов y разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т.e. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

Информация о работе Память,виды памяти, её индивидуальные различия у людей