Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 19:54, контрольная работа
Краткое описание
Современный этап развития психологической науки характеризуется усилением внимания к изучению различных особенностей и вариантов детского развития. Противоречивость социально-экономических реалий современного общества порождает увеличение количества детей с проблемами в развитии, в том числе с задержкой психического развития. С особой силой эти проблемы заявляют о себе в начале школьного обучения, когда отставание в развитии становится очевидным. Одним из распространенных отклонений в развитии детей является задержка психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
Министерство Образования и
науки Российской Федерации
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Челябинский Государственный
Педагогический университет»
Факультет психологии
Кафедра теоретической и прикладной
психологии
Представительство в г. Каменске-Уральском
Контрольная работа
по дисциплине: «Патопсихология»
на тему:
«Патопсихология при задержке
психического развития»
Выполнил:
студентка 4 курса
специальности «Специальная
психология»
А. В. Паздерина
Каменск-Уральский
2012
Оглавление
Введение
Современный этап развития
психологической науки характеризуется
усилением внимания к изучению различных
особенностей и вариантов детского развития.
Противоречивость социально-экономических
реалий современного общества порождает
увеличение количества детей с проблемами
в развитии, в том числе с задержкой психического
развития. С особой силой эти проблемы
заявляют о себе в начале школьного обучения,
когда отставание в развитии становится
очевидным.
Одним из распространенных
отклонений в развитии детей является
задержка психического развития. Задержка
психического развития (ЗПР) детей является
сложным нарушением, при котором у разных
детей страдают разные компоненты их психической,
психологической и физической деятельности.
ЗПР относится к «пограничной»
форме нарушения развития ребенка. При
ЗПР имеет место неравномерность формирования
различных психических функций, типичным
является сочетание, как повреждения,
так и недоразвития отдельных психических
функций с сохранными. При этом глубина
повреждений и/или степень незрелости
может быть также различной.
Частичное (парциальное)
нарушение высших психических
функций может сопровождаться
инфантильными чертами личности
и поведения ребенка.
Цель работы: описание особенностей патопсихологии
младших школьников с задержкой психического
развития.
Определены следующие задачи.
Дать общую характеристику патопсихологии задержки психического
развития.
Рассказать об особенностях проявления задержки психического
развития.
Работа состоит из Введения,
Основной части, представленной в двух
главах, Заключения. В работе есть Список
использованной литературы. Оглавление
позволяет легко ориентироваться в тексте
работы.
1. Патопсихология
задержки психического развития
При задержке психического
развития речь, прежде всего, идет о замедлении
темпа психического онтогенеза, а также
нередко наблюдаются явления эмоционального
дизонтогенеза - психического (нередко
психофизического) инфантилизма.
Т. А. Власова и М. С. Певзнер
выделяют два основных механизма формирования
задержки психического развития:
1) недоразвитие эмоциональной
сферы (неосложненный и осложненный психический
и психофизический инфантилизм);
2) влияние нейродинамических,
в первую очередь стойких астенических
и церебрастенических, состояний.
В этиологии психического и
психофизического инфантилизма ведущее
место отводится перенесенным в раннем
детском возрасте негрубым инфекционным,
обменным, токсико-дистрофирующим заболеваниям;
патогенез психического недоразвития
связывается с замедлением созревания
лобных систем.
В этиологии задержки психического
развития, обусловленной стойкими церебрастеническими
состояниями, ведущая роль придается функциональной
недостаточности нервной системы, приводящей
к нарушениям интеллектуальной работоспособности
вследствие повышенной психической истощаемости,
низкого психического тонуса, явлений
психофизической заторможенности или
гипердинамии.
Акцент здесь делается на двух
основных факторах, определяющих замедление
темпа общего психического развития: во-первых,
на незрелости эмоционально-волевой сферы,
тормозящей формирование как возрастной
иерархии мотивов, так и целенаправленности
мыслительной деятельности, и, во-вторых,
на роли нейродинамических расстройств,
затрудняющих познавательную деятельность.
Открытие специальных экспериментальных
школ для детей с задержкой психического
развития потребовало разработки критериев
отбора в эти учреждения. В специальной
школе должны обучаться дети с более выраженной
задержкой психического развития, другие
же оказываются в состоянии учиться в
массовой школе при условии индивидуального
к ним подхода.
В связи с этим возникла необходимость
дальнейшей дифференциации данной аномалии
развития как в отношении ее тяжести, так
и структуры. Клинико-психологическое
исследование как учеников этих специальных
школ, так и детей, поступающих на медико-педагогическую
комиссию для решения вопроса о направлении
в данные школы, позволило уточнить клинико-психологическую
структуру основных вариантов задержки
психического развития, критерии их отграничения
от умственной отсталости, клинические
принципы отбора в специальные школы для
детей с задержкой психического развития.
В излагаемой ниже систематике
главных клинических форм задержки психического
развития, основанной на этиопатогенетическом
принципе, представлено характерное для
каждого варианта соотношение основных
факторов, определяющих ее формирование:
эмоционально-волевой незрелости (явления
психического инфантилизма с преобладанием
психической неустойчивости или тормозимости)
и нейродинамических (в первую очередь
церебрастенических) и энцефалопатических
расстройств.
Задержка психического развития
может иметь конституциональное, соматогенное,
психогенное и церебральное происхождение.
При задержке психического
развития конституционального
происхождения - гармоническом, неосложненном
психическом или психофизическом инфантилизме
по типу психической неустойчивости -
эмоционально-волевая сфера ребенка как
бы находится лишь на более ранней возрастной
ступени развития.
Характерны непосредственность
и яркость эмоций, повышенный фон настроения,
наличие творчества и инициативы в игре.
Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые
у этих детей в младших классах, М. С. Певзнер
и Т. А. Власова связывают с незрелостью
интеллектуальных интересов (преобладанием
игровых) и личности в целом.
Задержка психического развития соматогенного происхождения
обусловлена длительной соматической
недостаточностью (хронические инфекции,
аллергические состояния, врожденные
пороки развития внутренних органов и
т. д.). Психическое развитие этих детей
тормозится главным образом стойкой астенией,
резко снижающей общий и психический тонус.
Задержка эмоционального развития
этих детей - соматогенный инфантилизм
по типу психической тормозимости - часто
обусловлена неврозоподобными чертами
их психики: неуверенностью, робостью,
астенической капризностью, а также явлениями
гиперопеки, в которых нередко воспитывается
соматически нездоровый ребенок.
Задержка психического развития психогенного происхождения
связана с грубо выраженными неправильными
условиями воспитания. Социальный генез
этой аномалии развития не исключает ее
патологического характера. Как известно,
рано возникшее и длительно действующее
неблагоприятное психотравмирующее воздействие
на нервную систему ребенка может приводить
к стойким сдвигам в нервно-психической
сфере и нарушению психического (в первую
очередь - эмоционального) развития.
В условиях безнадзорности
(гипоопека) может формироваться вариант
психогенного инфантилизма с преобладанием
выраженных явлений психической неустойчивости
(отсутствие чувства долга и ответственности,
умения тормозить свои эмоции, импульсивность
и повышенная внушаемость).
В условиях изнеживающего воспитания
(гиперопека) психогенный инфантилизм
носит другой характер. Преобладает эгоцентризм
и эгоизм, установка на опеку; не формируется
способность к волевому усилию, труду,
самостоятельности.
В психотравмирующих условиях
воспитания (грубость взаимоотношений
в семье, наличие алкоголизма) может формироваться
личность робкая и боязливая. Наблюдаемый
у этих детей психогенный инфантилизм
(по типу психической тормозимости) проявляется
в несамостоятельности, отсутствии инициативы,
активности, уверенности в себе.
Задержка психического развития церебрального происхождения
занимает основное место среди вариантов
данной аномалии развития как в отношении
частоты, так и выраженности отклонений
эмоционально-волевой сферы и познавательной
деятельности. Ее этиология связана с
органической недостаточностью нервной
системы, большей частью резидуального
характера: вследствие ряда пороков генетического
развития, патологии беременности и родов,
нейроинфекций, интоксикаций и травм,
перенесенных на первых годах жизни.
В отличие от олигофрении, вредоносный
фактор чаще воздействует на более поздних
этапах онтогенеза и выражен менее грубо.
Поэтому применительно к патогенезу данного
варианта задержки развития за рубежом
получил широкое распространение термин
«минимальная мозговая дисфункция» (ММД).
В анамнезе часто отмечается
замедленное становление статических
и локомоторных функций, ходьбы, речи,
навыков опрятности, этапов игровой деятельности.
В соматическом состоянии наряду
с признаками задержки физического развития
могут наблюдаться и диспластические
стигмы.
В неврологическом состоянии
этих детей нередки гидроцефальные стигмы,
нарушения черпно-мозговой иннервации,
пирамидные знаки, вегетососудистая дистония,
явления стертого гемисиндрома.
В психическом статусе тесно
переплетены признаки задержки психического
развития и органической поврежденности
нервной системы.
В более легких случаях на первый
план выступает задержка эмоционального
развития в виде органического (церебрально-органического)
инфантилизма. Для этих детей характерны
недостаточная дифференцированность
эмоций, слабая заинтересованность в оценке,
однообразие и бедность воображения в
игровой деятельности.
В зависимости от преобладающего
эмоционального фона и в церебрально-органическом
инфантилизме можно выделить два основных
клинических варианта:
1) неустойчивый - с эйфорическим
оттенком настроения, психомоторной расторможенностью;
2) тормозимый - с неврозоподобными
расстройствами в виде неуверенности
в себе, боязливости, малой активности.
Клиническая картина органического
инфантилизма часто имеет свои добавочные
особенности, связанные со спецификой
этиологии и патогенеза поражения мозга.
Так, при церебрально-эндокринном инфантилизме
(церебральный гипогенитализм, субнанизм,
синдром Шерешевского - Тернера и др.),
а также задержке развития, обусловленной
гидроцефалией, черты эмоциональной незрелости
своеобразно сочетаются со склонностью
к рассуждательству, сентенциям.
Для детей с явлениями невропатии
(врожденной либо рано приобретенной недостаточностью
вегетативной нервной системы) более типичны
черты тормозимого варианта инфантилизма
- большая эмоциональная хрупкость, склонность
к страхам.
Описанные явления органического
инфантилизма тормозят развитие познавательной
деятельности за счет недостаточности
мотивационной сферы и более грубой органической
незрелости функций, обеспечивающих целенаправленность
поведения.
При более тяжелой задержке
психического развития церебрально-органического
генеза преобладает другой ряд клинических
факторов, снижающих интеллектуальную
продуктивность.
Сюда, прежде всего, относятся
нейродинамические расстройства (в первую
очередь стойкие и выраженные церебрастенические).
Потенциальные возможности познавательной
деятельности значительно страдают от
низкого общего психического тонуса, истощаемости
памяти, внимания, падения темпа психической
деятельности, работоспособности в целом.
Нередко нейродинамические
расстройства, помимо истощаемости, проявляются
и в более грубых нарушениях подвижности
нервных процессов: инертности, медлительности,
плохой переключаемости.
Помимо нейродинамических расстройств,
в нарушениях познавательной деятельности
значительная роль нередко принадлежит
и энцефалопатическим явлениям (психопатоподобным,
эпилептиформным, апатико-адинамическим),
еще более дезорганизующим интеллектуальную
деятельность ребенка.
При более тяжелых формах органической
недостаточности мозга может обнаруживаться
и недостаточность отдельных корковых
и подкорковых функций (трудности восприятия
усложненных вариантов предметных изображений
и букв, плохая ориентировка в определении
сторон, нарушение фонематического слуха,
слухоречевой памяти, тонкой моторики).
Но для задержки психического
развития весьма характерна мозаичность
этих расстройств: наряду с недостаточностью
одних корковых функций выступает сохранность
других. Поэтому одни из этих детей испытывают
преимущественные трудности в овладении
чтением, письмом, другие - счетом, третьи
обнаруживают более отчетливую недостаточность
двигательной координации и т. д.
Выраженность функциональных
нарушений познавательной деятельности
при более тяжелой степени задержки психического
развития церебрально-органического генеза
нередко требует отграничения от олигофрении.
Такое отграничение необходимо и потому,
что задержка психического развития проявляется
и в несовершенстве функций обобщения,
при операциях анализа, синтеза, сравнения
и др.
Таким образом, задержка психического
развития детей является сложным нарушением,
при котором у разных детей страдают разные
компоненты их психической, психологической
и физической деятельности.
При ЗПР имеет место неравномерность
формирования различных психических функций,
типичным является сочетание, как повреждения,
так и недоразвития отдельных психических
функций с сохранными.