Педагогическое содействие подросткам в развии и мотивации здорового образа жизни: из опыта деятельности ГОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:05, лекция

Краткое описание

Все чаще и чаще мы встречаемся с проблемой нездоровья у наших школьников. Эти проблемы иногда разрастаются до катастрофических размеров и часто становятся препятствием для полноценного развития личности. Эти проблемы усугубляются еще тем, что далеко не все учащиеся ведут здоровый образ жизни. Стремительное изменение качества жизни человека наряду с техническим прогрессом порождает и проблемы для развития подростка: виртуальная жизнь часто заменяет реальную; «псевдо ценности» и субкультура виртуального мира становятся основными мотивами поведения и деятельности детей.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПОДРОСТКАМ В РАЗВИИИ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.docx

— 37.96 Кб (Скачать файл)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПОДРОСТКАМ В РАЗВИИИ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ИЗ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ

 

Воронова Алла Георгиевна,

заместитель директора

по воспитательной работе

 

 

Все чаще и чаще мы встречаемся с проблемой нездоровья у наших школьников. Эти проблемы иногда разрастаются до катастрофических размеров и часто становятся препятствием для  полноценного развития личности. Эти проблемы усугубляются еще тем, что далеко не все учащиеся ведут здоровый образ жизни. Стремительное изменение качества жизни человека наряду с техническим прогрессом порождает и проблемы для развития подростка: виртуальная жизнь часто заменяет реальную; «псевдо ценности» и субкультура виртуального мира становятся  основными мотивами поведения и деятельности детей. Перед педагогами стоит задача найти способы содействия детям в столь сложной ситуации для их успешной самореализации в социуме.

    Но не достаточно только создать благополучную среду для  подростка. Необходимо пробудить интерес его к самостоятельной заботе о своем здоровье. Пока у подростка не проснется  интерес к собственному здоровью, и он не поставит перед собой цели его сохранения, он будет потребительски относиться к своему бесценному дару – здоровью. Поэтому встает задача  мотивации учащегося на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

  У нас возникла идея обсудить с подростками, как трактуется  понятие здоровья в современном понимании 21 века. Как мы знаем, что человек легче всего принимает ту мысль, которая родилась в его голове. Чтобы все понятия, связанные с развитием мотивации на здоровый образ жизни, были поняты учащимся необходимо их  логически обосновать. Для этого мы организовали дискуссию, смысл которой – актуализировать взаимосвязь: человек – система ценностей – мотив – поступок. Другими словами,   почему у человека возникают те или иные поступки и что является причиной  тех или иных действий.

Работа  в группах строилась по-разному. Это зависело от степени подготовленности учащихся, о их готовности обсуждать ту или иную тему.  В некоторых случаях -  от готовности  преподавателя выстроить процесс обсуждения интересующей учащихся темы.

   Центральной линией разговора была: «Актуализация  духовно- нравственного  здоровья  для благополучного развития личности  во всех сферах бытия».

Первый этап нашей совместной работы был связан с информированием подростков о понятии «потребности» человека и их влиянии на развитие мотивации. 

Самым логичным развитие мотивации жизнедеятельности человека  было показать на иерархической пирамиде потребностей А.Маслоу (Рис 1.). Неоднократное и разнообразное по формам совместное исследование «пирамиды» позволило нам увидеть заинтересованность ребят и их активное участие в теме. Многие темы обсуждений были инициированы самими детьми.

Информационная справка. Рис. 1. Пирамида потребностей А Мослоу

                         

 

Порядок потребностей называется иерархическим потому, что они располагаются по восходящей линии — от «низших» (материальных) до «высших» (духовных).

— физиологические и сексуальные потребности — в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе. Их еще называют витальными потребностями;

— экзистенциальные потребности, или потребности в безопасности существования. Они распадаются как бы на два разряда — физические и экономические. Физическая безопасность — это, например, потребность в сохранении здоровья, в отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Выражаясь более широко, т. е. экзистенциально, речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а также в стремлении избежать несправедливого обращения. Экономические потребности обретаются в сфере труда; это потребность в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок);

— социальные потребности проистекают из нашей стадной природы. Мы жаждем дружбы и привязанности, принадлежности к коллективу или группе, общения, участия в формальной или неформальной организации, заботе о другом и внимании к себе, помощи близких;

— престижные потребности — в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, независимости, признании и высокой оценке. Их еще называют потребностями в оценке, или эгоистическими потребностями, ибо они ориентированы на самого себя;

     Каждый человек  (за  редкими  исключениями,  связанными  с  патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств,  каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей,  и возможность   уважать  самого  себя.   Потребности  этого  уровня подразделяются  на  два  класса.  В  первый  входят  желания  и  стремления, связанные с понятием "достижение". Человеку необходимо ощущение собственного могущества,  адекватности,  компетентности,  ему  нужно чувство уверенности, независимости  и  свободы.  Во  второй  класс  потребностей  мы   включаем потребность  в  репутации  или в  престиже  (мы  определяем эти понятия  как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.  (Маслоу А.)

— духовные потребности —в самовыражении через творчество. Это потребность реализовать все, на что ты способен.

Таковы основные — ибо кроме них Маслоу выделял еще дополнительные потребности в знании и эстетические потребности, — мотивационные переменные, которые филогенетически, (т. е. по мере взросления человека), и онтогенетически, (т. е. по мере реализации их в качестве необходимых условий социального бытия индивида), следуют друг за другом. ( В связи с чем , потребность  познания дополняет ступень  потребности в  самоуважении). Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве.

  У ребенка она  выражена, пожалуй,  даже  более  отчетливо, чем  у  взрослого человека. Более того, похоже, что эта потребность развивается не под внешним воздействием,  не  в  результате  обучения,  а  скорее  сама  по  себе,  как естественный результат взросления (неважно, какому из определений обучения и взросления мы отдадим предпочтение). Детей не нужно учить любопытству. Детей можно  отучить  от  любопытства (Маслоу А.)

Первые два типа потребностей Маслоу называл первичными (врожденными), три оставшихся — вторичными (социально приобретенными). {Википедия}

 

Второй этап – совместное размышление. Деятельность осуществлялась через выяснение отношения подростков к пониманию  «низшие потребности», «высшие потребности». В результате дискуссий мы пришли к пониманию, что потребности индивида можно представить как потребности тела, души и духа. Потребность в  самоуважении и самореализации  относятся к потребностям  духовным.

  Информационная справка.

Герберт Спенсер в 1855 разработал учение о душе.

В научной терминологии. Душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений (витальная душа). Развитие душевной жизни («психогенез») исследуется как психогенетически, так и онтогенетически — детской психологией, этнопсихологией, исследованием доисторического и (в узком смысле) исторического развития душевной жизни занимается психология развития. Поскольку психическая жизнь связана с бытием и развитием материальных тел (а именно, нервной системы), их формирование также образует основу психогенеза. {Википедия}

 

 

Этап третий – прояснение смыслов: здоровье физического тела, здоровье душевное (психологическое)  и здоровье духовное. Для нас было важно  организовать работу таким образом, чтобы подростки задумались о составляющих здоровья человека. Для этого нами применялись следующие педагогические приемы: игровое моделирование; анализ ролевых позиций участников игры; проектирование предполагаемых действий в ситуации выбора жизненной стратегии. 

  Информационная справка.

По определению физическое здоровье – это отсутствие болезней тела.

Психическое здоровье рассматривается как неотъемлемая, составная часть здоровья человека, куда входят духовная и соматическая составляющие. Норма психического здоровья тесно связана с уровнем духовного развития и соматическим состоянием

Душевное здоровье или психологическое, представляющее собой совокупность  здоровых психических проявлений в частности чувств. Психологическое здоровье определяется как выстраивание  здоровых взаимоотношений с обществом, которые регулируются морально – нравственными нормами поведения.

  Понятия морали и  нравственности имеют разные  оттенки. Мораль, как правило, подразумевает  наличие внешнего оценивающего  субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. Нравственность в широком смысле — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Нравственность в узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.  {Википедия}.

 Этап четвертый – осмысление понятия «самоактуализация». Для подросткового возраста это связано со способностью осуществлять собственный выбор. Помочь подростку понять, что выбор это всегда еще и ответственность – вот задачи данного этапа.  Основные педагогические приемы: анализ жизненных ситуаций; игровое моделирование выбора подростком способа решения проблем; проектирование жизненных траекторий развития в зависимости от личностного выбора.

  Информационная справка.

Самоактуализация - это развитие в себе стратегии «лучшего жизненного выбора», укрепление веры в своих способностях принимать правильное решение, как на основании объективного анализа, так и с помощью интуиции. 

Самоактуализация — это не только процесс реализации своих,  имеющихся в данный момент личностных ресурсов, но и дальнейшее постоянное развитие потенциальных возможностей для их последующей практической реализации.

    Самоактуализированного  человека  отличает  глубочайшее  чувство  идентификации  с человечеством, симпатия  и  любовь  к людям, хотя эти самые  люди,  как я уже  отмечал, могут и раздражать его,  и вызывать его гнев.  Можно сказать, что самоактуализированный человек ощущает себя  членом  большой  семьи,  воспринимает людей  как своих братьев. Именно потому, что он любит их, их недостатки и глупость огорчают его, а порой даже выводит  из себя.

 

Пятый этап – рефлексивный. На этом этапе происходит осмысление слагаемых здоровья человека.  Мы исходим из понимания, что здоровье это не только отсутствие болезней, но и экологическое, социальное, материальное благополучие.  ( Рис.1)

(Рис.1.) Основные педагогические приемы: рефлексия собственного опыта; опыта социальной среды; проектирование способов достижения личностных целей, не разрушающих здоровье человека.

В качестве индуктора рефлексии может выступить чтение отрывка из книги Алана Маршала «Я умею прыгать через лужи».

 Совместная деятельность  помогает подросткам  увидеть  жизнь как единый целостный процесс взаимосвязанных явлений; понять, что все действия и поступки, слова и эмоции  имеют свою причину и  влекут определенные последствия. В процессе совместной деятельности вырабатываются навыки: коммуникативные; рефлексивные; проектировочные.  

 Литература.

1. Маслоу А.Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья.

                    /Перевод А.М.Татлыбаевой 1999  OCR: Ихтик/

2. Маслоу А. Мотивация и личность/

               /Перевод А.М.Татлыбаевой Гл.11, Спб., 1999 OCR: Ихтик/

3. Маслоу А. Психология бытия.     / М.: "Рефл-бук" – К.: "Ваклер", 1997. пер.

                                                англ. М., К.,304 с./

4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. /м.Смысл, 1999 г../

                                                      /м.Смысл, 1999 г../

    

 

 


Информация о работе Педагогическое содействие подросткам в развии и мотивации здорового образа жизни: из опыта деятельности ГОУ