Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:05, лекция
Все чаще и чаще мы встречаемся с проблемой нездоровья у наших школьников. Эти проблемы иногда разрастаются до катастрофических размеров и часто становятся препятствием для полноценного развития личности. Эти проблемы усугубляются еще тем, что далеко не все учащиеся ведут здоровый образ жизни. Стремительное изменение качества жизни человека наряду с техническим прогрессом порождает и проблемы для развития подростка: виртуальная жизнь часто заменяет реальную; «псевдо ценности» и субкультура виртуального мира становятся основными мотивами поведения и деятельности детей.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПОДРОСТКАМ В РАЗВИИИ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ИЗ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ
Воронова Алла Георгиевна,
заместитель директора
по воспитательной работе
Все чаще и чаще мы встречаемся с проблемой нездоровья у наших школьников. Эти проблемы иногда разрастаются до катастрофических размеров и часто становятся препятствием для полноценного развития личности. Эти проблемы усугубляются еще тем, что далеко не все учащиеся ведут здоровый образ жизни. Стремительное изменение качества жизни человека наряду с техническим прогрессом порождает и проблемы для развития подростка: виртуальная жизнь часто заменяет реальную; «псевдо ценности» и субкультура виртуального мира становятся основными мотивами поведения и деятельности детей. Перед педагогами стоит задача найти способы содействия детям в столь сложной ситуации для их успешной самореализации в социуме.
Но не достаточно только создать благополучную среду для подростка. Необходимо пробудить интерес его к самостоятельной заботе о своем здоровье. Пока у подростка не проснется интерес к собственному здоровью, и он не поставит перед собой цели его сохранения, он будет потребительски относиться к своему бесценному дару – здоровью. Поэтому встает задача мотивации учащегося на здоровый образ жизни (ЗОЖ).
У нас возникла идея обсудить с подростками, как трактуется понятие здоровья в современном понимании 21 века. Как мы знаем, что человек легче всего принимает ту мысль, которая родилась в его голове. Чтобы все понятия, связанные с развитием мотивации на здоровый образ жизни, были поняты учащимся необходимо их логически обосновать. Для этого мы организовали дискуссию, смысл которой – актуализировать взаимосвязь: человек – система ценностей – мотив – поступок. Другими словами, почему у человека возникают те или иные поступки и что является причиной тех или иных действий.
Работа в группах строилась по-разному. Это зависело от степени подготовленности учащихся, о их готовности обсуждать ту или иную тему. В некоторых случаях - от готовности преподавателя выстроить процесс обсуждения интересующей учащихся темы.
Центральной линией разговора была: «Актуализация духовно- нравственного здоровья для благополучного развития личности во всех сферах бытия».
Первый этап нашей совместной работы был связан с информированием подростков о понятии «потребности» человека и их влиянии на развитие мотивации.
Самым логичным развитие мотивации жизнедеятельности человека было показать на иерархической пирамиде потребностей А.Маслоу (Рис 1.). Неоднократное и разнообразное по формам совместное исследование «пирамиды» позволило нам увидеть заинтересованность ребят и их активное участие в теме. Многие темы обсуждений были инициированы самими детьми.
Информационная справка. Рис. 1. Пирамида потребностей А Мослоу
Порядок потребностей называется иерархическим потому, что они располагаются по восходящей линии — от «низших» (материальных) до «высших» (духовных).
— физиологические и сексуальные потребности — в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе. Их еще называют витальными потребностями;
— экзистенциальные потребности, или потребности в безопасности существования. Они распадаются как бы на два разряда — физические и экономические. Физическая безопасность — это, например, потребность в сохранении здоровья, в отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Выражаясь более широко, т. е. экзистенциально, речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а также в стремлении избежать несправедливого обращения. Экономические потребности обретаются в сфере труда; это потребность в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок);
— социальные потребности проистекают из нашей стадной природы. Мы жаждем дружбы и привязанности, принадлежности к коллективу или группе, общения, участия в формальной или неформальной организации, заботе о другом и внимании к себе, помощи близких;
— престижные потребности — в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, независимости, признании и высокой оценке. Их еще называют потребностями в оценке, или эгоистическими потребностями, ибо они ориентированы на самого себя;
Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием "достижение". Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы. (Маслоу А.)
— духовные потребности —в самовыражении через творчество. Это потребность реализовать все, на что ты способен.
Таковы основные — ибо кроме них Маслоу выделял еще дополнительные потребности в знании и эстетические потребности, — мотивационные переменные, которые филогенетически, (т. е. по мере взросления человека), и онтогенетически, (т. е. по мере реализации их в качестве необходимых условий социального бытия индивида), следуют друг за другом. ( В связи с чем , потребность познания дополняет ступень потребности в самоуважении). Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве.
У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем у взрослого человека. Более того, похоже, что эта потребность развивается не под внешним воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе, как естественный результат взросления (неважно, какому из определений обучения и взросления мы отдадим предпочтение). Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства (Маслоу А.)
Первые два типа потребностей Маслоу называл первичными (врожденными), три оставшихся — вторичными (социально приобретенными). {Википедия}
Второй этап – совместное размышление. Деятельность осуществлялась через выяснение отношения подростков к пониманию «низшие потребности», «высшие потребности». В результате дискуссий мы пришли к пониманию, что потребности индивида можно представить как потребности тела, души и духа. Потребность в самоуважении и самореализации относятся к потребностям духовным.
Информационная справка.
Герберт Спенсер в 1855 разработал учение о душе.
В научной терминологии. Душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений (витальная душа). Развитие душевной жизни («психогенез») исследуется как психогенетически, так и онтогенетически — детской психологией, этнопсихологией, исследованием доисторического и (в узком смысле) исторического развития душевной жизни занимается психология развития. Поскольку психическая жизнь связана с бытием и развитием материальных тел (а именно, нервной системы), их формирование также образует основу психогенеза. {Википедия}
Этап третий – прояснение смыслов: здоровье физического тела, здоровье душевное (психологическое) и здоровье духовное. Для нас было важно организовать работу таким образом, чтобы подростки задумались о составляющих здоровья человека. Для этого нами применялись следующие педагогические приемы: игровое моделирование; анализ ролевых позиций участников игры; проектирование предполагаемых действий в ситуации выбора жизненной стратегии.
Информационная справка.
По определению физическое здоровье – это отсутствие болезней тела.
Психическое здоровье рассматривается как неотъемлемая, составная часть здоровья человека, куда входят духовная и соматическая составляющие. Норма психического здоровья тесно связана с уровнем духовного развития и соматическим состоянием
Душевное здоровье или психологическое, представляющее собой совокупность здоровых психических проявлений в частности чувств. Психологическое здоровье определяется как выстраивание здоровых взаимоотношений с обществом, которые регулируются морально – нравственными нормами поведения.
Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. Нравственность в широком смысле — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Нравственность в узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. {Википедия}.
Этап четвертый – осмысление понятия «самоактуализация». Для подросткового возраста это связано со способностью осуществлять собственный выбор. Помочь подростку понять, что выбор это всегда еще и ответственность – вот задачи данного этапа. Основные педагогические приемы: анализ жизненных ситуаций; игровое моделирование выбора подростком способа решения проблем; проектирование жизненных траекторий развития в зависимости от личностного выбора.
Информационная справка.
Самоактуализация - это развитие в себе стратегии «лучшего жизненного выбора», укрепление веры в своих способностях принимать правильное решение, как на основании объективного анализа, так и с помощью интуиции.
Самоактуализация — это не только процесс реализации своих, имеющихся в данный момент личностных ресурсов, но и дальнейшее постоянное развитие потенциальных возможностей для их последующей практической реализации.
Самоактуализированного человека отличает глубочайшее чувство идентификации с человечеством, симпатия и любовь к людям, хотя эти самые люди, как я уже отмечал, могут и раздражать его, и вызывать его гнев. Можно сказать, что самоактуализированный человек ощущает себя членом большой семьи, воспринимает людей как своих братьев. Именно потому, что он любит их, их недостатки и глупость огорчают его, а порой даже выводит из себя.
Пятый этап – рефлексивный. На этом этапе происходит осмысление слагаемых здоровья человека. Мы исходим из понимания, что здоровье это не только отсутствие болезней, но и экологическое, социальное, материальное благополучие. ( Рис.1)
(Рис.1.) Основные педагогические приемы: рефлексия собственного опыта; опыта социальной среды; проектирование способов достижения личностных целей, не разрушающих здоровье человека.
В качестве индуктора рефлексии может выступить чтение отрывка из книги Алана Маршала «Я умею прыгать через лужи».
Совместная деятельность помогает подросткам увидеть жизнь как единый целостный процесс взаимосвязанных явлений; понять, что все действия и поступки, слова и эмоции имеют свою причину и влекут определенные последствия. В процессе совместной деятельности вырабатываются навыки: коммуникативные; рефлексивные; проектировочные.
Литература.
1. Маслоу А.Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья.
/Перевод А.М.Татлыбаевой 1999 OCR: Ихтик/
2. Маслоу А. Мотивация и личность/
/Перевод А.М.Татлыбаевой Гл.11, Спб., 1999 OCR: Ихтик/
3. Маслоу А. Психология бытия. / М.: "Рефл-бук" – К.: "Ваклер", 1997. пер.
англ. М., К.,304 с./
4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. /м.Смысл, 1999 г../