Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:21, доклад
Лоренс Колберг продолжил эксперименты Жана Пиаже. В результате он предложил классификацию развития нравственности в детском возрасте. Л. Колберг выделил три уровня нравственного развития. Каждый уровень состоит из двух стадий, при чем нумерация стадии имеет сквозной характер, подчеркивая приемлемость перехода от одного уровня к другому. Более того, Колберг считал, что каждому уровню морального развития соответствует определенная стадия интеллектуального развития, предложенные теорией Пиаже. Именно развитие интеллекта и определяет возможности становления нравственных уровней ребенка.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПО КОЛБЕРГУ
Лоренс Колберг продолжил эксперименты Жана Пиаже. В результате он предложил классификацию развития нравственности в детском возрасте.
Л. Колберг выделил три уровня
нравственного развития. Каждый уровень
состоит из двух стадий, при чем нумерация
стадии имеет сквозной характер, подчеркивая
приемлемость перехода от одного уровня
к другому. Более того, Колберг считал,
что каждому уровню морального развития
соответствует определенная стадия интеллектуального
развития, предложенные теорией Пиаже.
Именно развитие интеллекта и определяет
возможности становления нравственных
уровней ребенка. Периодизация нравственного
развития Л.Колберга касается в основном
одного из аспектов психического развития
человека, хотя и связанного с когнитивными
возможностями детей разного возраста.
В каждом уровне Колберг выделил шесть
стадий развития моральных суждений
и этических представлений детей.
I уровень – предконвенциональный
(доморальный) уровень (с 4 до 10 лет):
= первая стадия – мысли и действия ребенка
ориентированы на наказание взрослых,
то есть,суждения выносятся
на основе того, будут ли такой поступок
наказан или удостоится похвалы. Именно
это и сдерживает их от аморального поведения,
= вторая стадия – ребенок начинает ориентироваться
на поощрение и ради похвалы (другой награды)
ведет себя согласно установленным нормам
нравственности. То есть, суждение о поступке
выносится в связи с той пользой, которую
можно будет извлечь.
II уровень – конвенциональный
уровень (от 10 до 13 лет):
= третья стадия – сознание человека продолжает
ориентироваться на внешние стимулы и
пытается соответствовать образцу «хорошего»
мальчика (девочки), что связано с возникающей
потребностью в одобрении и поддержке
положительных отношений со значимыми
людьми (поступаю так, чтобы понравится
другим), то есть, главным критерием
суждения являются одобрение или неодобрение
других людей.
= четвертая стадия – ориентация сознания на авторитет
закона значимого окружения (общества),
в результате чего человек ведет себя
так или иначе, чтобы соблюсти этот закон
и не быть изгоем общества. То есть, ориентирование на
общепринятые нормы и законы.
III уровень – постконвенциональный
(автономной морали) уровень (с 13 лет).
Данный уровень говорит о том,
что человек в поведении и в мыслях руководствуется
собственными критериями морали, которые
становятся достоянием его личности.
= пятая стадия – человек ориентируется на
принципы общественного благополучия;
= шестая стадия – сознание личности ориентируется
на общечеловеческие этические принципы.
Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10 % людей старше 16 летнего возраста. Периодизация нравственного развития Л.Колберга касается в основном одного из аспектов психического развития человека, хотя и связанного с когнитивными возможностями детей разного возраста.