Песочная терапия, как метод повышения уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 00:38, реферат

Краткое описание

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды .
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Песочная терапия2.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Песочная терапия, как метод повышения уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста.

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды .

   Адаптационный период - серьезное  испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка», - отмечала Е.И. Морозова.

 Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. От адаптационных возможностей организма зависит,     будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение».

Как же формируется у ребенка способность к адаптации. В какой

степени это врожденное качество, а что приобретается в процессе развития?

Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое существование и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка в процессе развития формируется и возможность к социальной адаптации, но организм маленького ребенка характеризуется эмоциональной незрелостью, приспособляемость к изменяющимся условиям среды несовершенна.

Поэтому очень важна профилактика эмоциональных расстройств, которую необходимо начинать как можно раньше, а в условиях ДОУ - с детьми младшего дошкольного возраста.

        Анализ педагогической, психологической и методической литературы и практический опыт показывает, что воспитателям и психологам предлагается решение проблемы адаптации только в виде отдельных рекомендаций общего характера перед поступлением ребенка в детский сад.

Практика работы ДОУ показывает, что в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в ДОУ, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию стрессового состояния.

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.

Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Автор метода песочной терапии, швейцарский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Можно использовать стихи, песенки, потешки. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

 Анализ результатов анкетирования и диагностики показал необходимость разработки и применения наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми в период адаптации.

     В этом учебном году 23 ребенка поступили в наше учреждение: 9 человек пошли во вторую младшую группу, 14 человек в первую младшую группу.

     Была проведена диагностика уровня адаптированности детей:

В 1-ой  младшей группе №1– 14

детей - адаптация имеет высокий уровень  - 2,7 балла (max=3 балла).  У детей преобладает радостное или устойчиво-  эмоциональное состояние.

 Они активно контактируют с взрослыми, детьми,   окружающими   предметами, быстро адаптируются к новым условиям (новый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во 2- ой младшей группе №2 – 9

детей -  результаты хуже – 2,36 балла –        средний уровень адаптированности.                                                                                                              

Эмоциональное состояние детей нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации. Тяжело протекает процесс адаптации у Глеба. Из-за частых болезней  ребенок долго находился на домашнем режиме.

Для выхода Глеба из положения тяжелой адаптации была организована   индивидуальная работа, включающая игры, направленные на стимуляцию общения, снятие психоэмоционального напряжения, способствующие повышению адаптационных возможностей. Осуществлялось и подключение родителей к облегчению процесса адаптации: проводились индивидуальные консультации, разрабатывались рекомендации, принимали участие в занятиях.

Дети, прошедшие адаптацию с использованием песочной терапии адаптационный период прошел в основной массе легко. Поведение детей нормализовалось в течение 10-15 дней. Они адекватно вели себя в коллективе,  практически не болели в течение первого месяца посещения детского сада.

У троих детей поведение и эмоциональное состояние нормализовалось в течение полутора месяцев.

 На протяжении первого месяца  посещения детского сада у  некоторых детей были однократные  заболевания, где ребенок отсутствовал по болезни 7-10 дней.  А некоторые дети и  вовсе не болели. Они легко вступили в контакт  с воспитателями, с помощником воспитателя, с психологом. Период адаптации у них протекал легче и был менее продолжителен, чем у детей, общение которых было ограничено членами семьи.

У наших детей имелся опыт общения не только с взрослыми, являющимися членами семьи, но и с другими взрослыми и  со сверстниками.

Работа по повышению адаптационных возможностей детей с использованием песочной терапии организована в трех направлениях: с детьми, педагогами и родителями и представлена следующей моделью психолого-педагогического сопровождения.

 

Модель психолого-педагогического сопровождения .

 

ДИАГНОСТИКА 

ПРОФИЛАКТИКА


 

ПРОФИЛАКТИКА и РАЗВИТИЕ

ДИАГНОСТИКА

ПРОСВЕЩЕНИЕ


КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ

 

Организация процесса повышения адаптационных возможностей и преодоления дезадаптации ребенка в ДОУ ведется поэтапно.

I этап: первичная диагностика;

II этап: профилактическая и развивающая работа психолога с детьми,   

родителями,  педагогами;.

III этап: контрольная диагностика

Целью деятельности является повышение адаптационных возможностей детей раннего дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Определение и изучение уровня  адаптации ребенка к условиям  ДОУ в младшем дошкольном возрасте.

2. Изучение взглядов и рекомендаций  исследователей по проблеме песочной  терапии;

3. Подбор и адаптация приемов игровой деятельности с песком для младшего дошкольного возраста;

4. Профилактика и преодоление  стрессовых состояний, содействие  снижению эмоционального напряжения  у детей дошкольного возраста  в адаптационный период, используя  игры с песком;

5. Формирование активной позиции  родителей по отношению к процессу  адаптации детей, к повышению  их адаптационных возможностей;

6. Оказание психолого-педагогической  помощи воспитателям в работе  с детьми раннего и младшего  возраста в период адаптации

        Игры с песком используются психологом и педагогами младших

групп в качестве групповой и подгрупповой работы  1-2 раза в неделю по 20-30 мин.  Для песочной терапии в нашем ДОУ предусмотрены специальные пластмассовые поддоны с подсветкой. Песок используется чистый, мытый, прокаленный в духовом шкафу.

Общая структура психологических занятий:

1. Разминка-цель сбросить инертность  физического и психического самочувствия, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

2. Игры и упражнения для знакомства детей, психогимнастика, элементы групповой психотерапии, игры и упражнения на сплочение коллектива.

3. Окончание занятия - закрепление  положительного эффекта, упорядочивающего  психическую и физическую активность  детей, элементы ауторелаксации.

 

Методы и приемы песочной терапии:

1.Исследовательская, практическая деятельность, включает в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдения;                                     2.Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);                                 3.Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);                                     4.Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).  

Формы работы :

1. Сюжетные игры – «Нарисуем  дорожку (дом, заборчик)», «Норки для  мышки».

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем  мир».     4. Рассказывание сказок – рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».                                6. Читаем на песке – рисуем      пальчиком образ животных и  предметов, а потом показываем

детям и читаем стихотворение,  

например, из цикла А.Барто «Игрушки».

7. Рисование песком – хорошо  просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

 

 


Информация о работе Песочная терапия, как метод повышения уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста