Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 10:29, контрольная работа
В школе нет мелочей, все важно, все сказывается на состоянии и здоровье ребенка: школьное здание и при¬школьный участок, мебель, освещенность, расписание, продолжительность уроков и перемен, использование технических средств и многое другое.
Ученик проводит в школе значительную часть своего времени. Успешность обучения, физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей во многом зависят от условий обучения.
Каждое образовательное учреждение должно иметь помещения для проведения уроков (классы), помещения для занятий физической культурой (спортивные залы), помещения для приема пищи (буфет, столовая) и медицинский пункт.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(Филиал ГОУВПО «УдГУ» в г. Воткинске)
050400 Психолого-педагогическое
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО АНАТОМИИ
И ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Работу выполнил:
студент группы
ЗС-Вт-050400-13(к)
Вострикова Е.А.
Проверил:
Есаков С.А.
г. Воткинск, 2012
Планирование учебной нагрузки на школьников различного возраста.
В школе нет мелочей, все важно, все сказывается на состоянии и здоровье ребенка: школьное здание и пришкольный участок, мебель, освещенность, расписание, продолжительность уроков и перемен, использование технических средств и многое другое.
Ученик проводит в школе значительную
часть своего времени. Успешность обучения,
физическое и умственное развитие, состояние
здоровья детей во многом зависят от условий
обучения.
Каждое
образовательное учреждение должно иметь
помещения для проведения уроков (классы),
помещения для занятий физической культурой
(спортивные залы), помещения для приема
пищи (буфет, столовая) и медицинский пункт.
Уровень умственной работоспособности
изменяется в течение дня и имеет три фазы:
врабатывания, оптимальной работоспособности
и утомления.
Первая фаза - врабатывание. Организм человека (в том числе ребенка)
в начале любой работы не может сразу достичь
необходимого уровня активности нервных
и других физиологических процессов. Требуется
некоторое время для вхождения в работу,
или врабатывание. Эта фаза характеризуется
постепенным увеличением УР.
Вторая фаза - оптимальной работоспособности - характеризуется
наиболее продуктивной работой и наивысшим
уровнем работоспособности.
Третья фаза - утомление. Утомление проявляется сначала в несущественном,
а затем в резком снижении работоспособности,
что служит сигналом к прекращению работы.
Первые признаки утомления хорошо знакомы
педагогу: у ребенка ухудшается концентрация
внимания, снижается темп работы, наблюдается
двигательное беспокойство, повышается
количество ошибок, нарушается координация
движений (ее первый признаком - изменение
почерка) и т.п. Физиологические изменения
в организме, связанные с утомлением, носят
временный характер и вскоре исчезают
при смене деятельности или в процессе
отдыха. Однако утомление имеет свойство
накапливаться, поэтому большая учебная
нагрузка и недостаточно рациональный
режим учебной деятельности в течение
дня и недели вызывают резко выраженное
утомление организма школьника.
У
большинства детей и подростков прослеживаются
следующие изменения умственной работоспособности
в течение дня: УР повышается от момента
пробуждения и достигает максимума между
11 и 13 часами, затем она снижается и вновь
повышается в промежутке от 16 до 18 часов.
У
младших школьников наиболее высокая
работоспособность отмечается на 2-3 уроках.
Поэтому основные (наиболее сложные) предметы,
контрольные должны проводиться на 2-3
уроках. Следует учесть, что при чрезмерно
интенсивной работе у учащихся снижение
работоспособности начинается со второго
урока, а на третьем - наблюдается резко
выраженное утомление. Кроме того, согласно
Санитарным правилам, независимо от продолжительности
учебной недели в 1-4 классах число уроков
в день должно быть не более пяти (с учетом дополнительных
и факультативных занятий). При составлении
расписания уроков для обучающихся I ступени
следует чередовать в течение дня основные
предметы с уроками музыки, изобразительного
искусства, труда, физкультуры. В начальных
классах с целью профилактики утомления,
нарушения осанки, зрения обучающихся
на уроках проводятся физкультминутки
и гимнастика для глаз при обучении письму,
чтению, математике. Следует только подчеркнуть,
что физкультминутки ни в коем случае
нельзя устраивать строго по часам, а выбирать
для них логические перерывы в уроке, чтобы
не нарушать естественного хода мысли
учащихся в процессе усвоения учебного
материала. Сдвиг времени физкультминутки
на 5-10 минут в ту или другую сторону гораздо
менее вреден, чем нарушение логики урока.
Помимо
дневной динамики УР существуют ее изменения
в течение недели. Наибольшей УР бывает
к середине недели - в среду, а к субботе
она падает. Во вторник и среду отмечен
не только более высокий уровень, но и
большая устойчивость УР. Четверг и пятница,
как правило, - дни сниженной работоспособности
и наименьшей ее устойчивости.
Большое
значение в сохранении работоспособности
и укреплении здоровья имеет правильная
организация не только каждого урока,
но и учебной недели. Трудные задания,
новый материал, контрольные работы потребуют
значительно большего функционального
напряжения учащихся в дни низкой работоспособности.
Учитывая это, необходимо целесообразно
распределять учебную нагрузку. Опыт многих
школ показывает, что четверг можно сделать
днем своеобразной разгрузки (экскурсия,
бассейн, прогулки, рисование, музыка),
тогда пятница (и суббота) становятся днями
достаточно высокой работоспособности.
Шкала трудности предметов для младших классов
(Агарков В.И., 1986)
№ |
Предмет |
Балл |
1 |
Математика |
8 |
2 |
Русский (национальный) язык |
7 |
3 |
Природоведение |
6 |
4 |
Русская (национальная) литература |
5 |
5 |
История (4 класс) |
4 |
6 |
Рисование и музыка |
3 |
7 |
Труд |
2 |
8 |
Физкультура |
1 |
У школьников среднего и старшего
звена наиболее высокая работоспособность
отмечается на 2-4 уроках, к пятому и особенно
шестому уроку она снижается. Именно поэтому,
для обучающихся II и III ступени основные
предметы, а также изложение нового материала,
контрольные работы должны проводиться
на 2-4 уроках. Согласно Санитарным правилам,
независимо от продолжительности учебной
недели, в 5-11 классах число уроков в день должно
быть не более шести.
Распределение
учебной нагрузки в течение недели строится
таким образом, чтобы наибольший ее объем
приходился на вторник и (или) среду. На
эти дни в расписание уроков включаются
либо наиболее трудные предметы, либо
средние и легкие по трудности предметы,
но в большем количестве, чем в остальные
дни недели. Изложение нового материала,
контрольные работы следует проводить
на 2-4 уроках в середине учебной недели.
В
Санитарных правилах указывается максимально
допустимая величина недельной нагрузки.
|
| |
|
| |
|
|
|
2-4 |
25 |
22 |
5 |
31 |
28 |
6 |
32 |
29 |
7 |
34 |
31 |
8-9 |
35 |
32 |
10-11 |
36 |
33 |
При составлении расписания
уроков рекомендуется
Предмет |
Количество баллов |
Математика, русский язык (для национальных общеобразовательных учреждений) |
11 |
Иностранный язык |
10 |
Физика, химия |
9 |
История |
8 |
Родной язык, литература |
7 |
Естествознание, география |
6 |
Физкультура |
5 |
Труд |
4 |
Черчение |
3 |
Рисование |
2 |
Пение |
1 |
В начальной школе независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно превышать пяти. Однако в 7-10% образовательных учреждений продолжительность учебных занятий составляет 6-8 уроков. В средней и старшей школе практически в половине образовательных учреждений (44%) недельная учебная нагрузка существенно превышает норму, а в 10-11-х классах она может достигать 8 и даже 10 уроков в день. Во многих школах выносят лишние часы во вторую половину дня, называют их факультативными или дополнительными занятиями, но обязательными для посещения всеми учащимися. Вот и получается, что формально все в порядке, расписание соответствует Санитарным правилам. Но не надо себя обманывать. На самом деле каждый лишний час занятий - это значительная нагрузка, вызывающая утомление, а то и приводящая к хроническому переутомлению учащихся.
При рациональной организации учебного
процесса время выполнения домашних заданий
учащимися должно соответствовать их
возрастным особенностям. А именно, не
превышать следующих временных пределов:
в 1 классе
(со II полугодия) - до 1 часа, во 2 - до 1,5 часов, в 3-4 - до 2 часов; в 5-6 - до 2,5 часа; в 7-8 - до 3 часов и в 9-11 - до 4 часов.
Если учесть,
что в основной школе на приготовление
домашних заданий необходимо 3-4 часа, то
нетрудно подсчитать, что рабочий день
школьника составляет 8-12 часов. Величина
учебной нагрузки должна быть такой, чтобы
были обеспечены нормальная деятельность
центральной нервной системы, высокая
работоспособность, профилактика раннего
утомления и переутомления, охрана здоровья
учащихся.
При
организации учебно-воспитательного процесса
большое внимание следует уделять длительности
перемен, в течение которых происходят
восстановительные процессы в организме
школьников. Согласно Санитарным правилам,
перемены менее 10 минут в школе не допускаются,
так как такого времени для отдыха учащихся
недостаточно. Большие перемены (до 30 минут)
предназначены для приема пищи и длительного
отдыха и проводятся в середине смены.
Вместо одной большой перемены допускаются
две перемены по 20 минут каждая после 2
и 3 уроков. При проведении ежедневной
динамической паузы разрешается удлинять
большую перемену до 45 минут, из которых
не менее 30 минут отводится на организацию
двигательно-активных видов деятельности
учащихся.
Функциональные
возможности организма ребенка в большой
степени связаны с двигательной активностью,
являющейся биологической потребностью
ребенка. Современные школьники страдают
от недостатка двигательной активности,
что оказывает негативное воздействие
на состояние здоровья ребенка. Внедрение
инновационных технологий обучения сопровождается
интенсификацией обучения, увеличением
недельной учебной нагрузки (соответственно
увеличивается статический характер деятельности
школьников), сокращением продолжительности
перемен, увеличением количества времени
выполнения домашних заданий и т.д. Все
это приводит к снижению уровня двигательной
активности, а следовательно, к задержке
роста и развития ученика, ухудшению состояния
его здоровья.
Уроки
физической культуры в общеобразовательной
школе - одно из средств нормализации двигательной
активности и состояния здоровья учащихся.
Учитель физической культуры может и должен
осуществлять принцип оздоровительной
направленности физической культуры.
Каждому
школьнику для обеспечения необходимого
ежедневного объема двигательной активности,
кроме уроков физической культуры, нужен
определенный комплекс внеурочных занятий.
Из “Типового положения об общеобразовательном учреждении”
Статья 42
“Учебные нагрузки обучающихся не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, согласованных с органами здравоохранения”.
Нормативные требования к организации
учебно-воспитательного процесса.
Инструктивное письмо
1. Учебный план разрабатывается
в каждом образовательном
2. Продолжительность урока - 45 минут. 3. В оздоровительных целях
образовательные учреждения Запрещается проведение нулевых уроков в первую смену. Обучение в общеобразовательных учреждениях с расширенным и углубленным содержанием учебных программ должно быть организовано в первую смену. В образовательных учреждениях, работающих в несколько смен, учащиеся 1-3 (4) классов, выпускных классов и классов коррекционно-развивающего обучения должны обучаться в первую смену. В учреждениях данного вида не разрешается вводить пятидневную учебную неделю для обучающихся в 5-11 классах (письмо МКО №2-14-20/15 от 31.08.01) 4. Санитарно-гигиенические
требования к организации 5. При использовании
10-11 классов - на первом уроке учебных занятий - 30 минут, на втором - 20 минут. После занятий с видеотерминалом необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется учащимися на рабочем месте. В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для младших классов 3 - 4, старших классов 4 - 6. 6. Для учащихся 5 - 9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание), модульных уроков. В 8 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам. 7. При составлении расписания
уроков рекомендуется 8. Продолжительность перемен
между уроками для учащихся
всех видов 9. Домашние задания даются
учащимися с учетом
10. Объем времени на выполнение обязательной части домашних заданий не должен превышать 50% объема аудиторной нагрузки по соответствующему предмету. При планировании всех видов текущей и рубежной аттестации (контрольные работы, зачеты, сочинения и пр.) нельзя допускать более одной аттестационной работы в 1-х классах, не более 2-х аттестационных работ в 7-11классах. |
Информация о работе Планирование учебной нагрузки на школьников различного возраста