Подросток из трудной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 19:09, контрольная работа

Краткое описание

Долгое время считалось, что проблемы в семье это проблемы семьи и поэтому не выносились на всеобщее обозрение. Семью принято рассматривать как очаг мира и любви. Именно в семье ребенок получает любовь, понимание, заботу, но, даже в вопросе семьи бывают исключения. Подобным исключением, являются семьи, в которых жизнь можно охарактеризовать как военные действия. В них регулярно наблюдаются ожесточенные споры, слышатся угрозы, не редко применяется физическая сила. В результате подобного отношения друг другу, супруги не могут должным образом уделять внимание детям, заниматься их воспитанием.

Вложенные файлы: 1 файл

конт.работа.docx

— 28.46 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

Долгое время считалось, что проблемы в семье это проблемы семьи и поэтому не выносились на всеобщее обозрение. Семью принято рассматривать как очаг мира и любви. Именно в семье ребенок получает любовь, понимание, заботу, но, даже в вопросе семьи бывают исключения. Подобным исключением, являются семьи, в которых жизнь можно охарактеризовать как военные действия. В них регулярно наблюдаются ожесточенные споры, слышатся угрозы, не редко применяется физическая сила. В результате подобного отношения друг другу, супруги не могут должным образом уделять внимание детям, заниматься их воспитанием. Все указанные факторы являются первоочередными причинами возникновения определенных проблем у детей, воспитанных в данных семьях. Особенно, имеющиеся проблемы у таких детей возникают в подростковом периоде. Сам по себе, данный период, сложный, он сопровождается гормональными взрывами, желанием ребенка выделиться, показать свое Я. Поэтому, проблемы психического характера, а также не желание родителей помочь преодолеть возрастные трудности, способны оказать решающее влияние на общее состояние ребенка, а также на определенные последствия.

Изучение таких семей, является необходимым, а также необходимо наблюдать и оценивать развитие и состояние детей, так как важно не упустить момент для применения, возможно, самых последних мер для поддержки. Все это, говорит об актуальности темы, затронутой в моей работе.[6]

 

  1. Семья, виды трудных семей

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.   

Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья.[1]

Учитывая, что трудная семья создает ряд проблем как для отдельно каждого члена данной семьи, так и для общества в целом, многие исследователи обращали свое внимание на изучение таких семей. Не смотря на это, на сегодняшний день, в научной литературе не существует четкого определение данному понятию. На мой взгляд, наиболее точно трудная семью можно охарактеризовать следующим образом: неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Существуют несколько критериев, по которым можно отличить трудную семью от нормальной.  К таким критериям относятся:

- неправильное  воспитание ребенка;

- насилие  и издевательство по отношению  к ребенку;

- наличие  факторов социального риска.

При этом, необходимо понимать, что сами родители никогда не признаются в том, что его ребенок воспитывается в неблагоприятных условиях, даже если существует ряд проблем. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются трудные семьи, касаются разных сторон: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и др. При этом, необходимо понимать, что один вид проблем встречается редко, так как все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому встречаются в совокупности.[4]

Чаще всего, об имеющихся проблемах, в соответствующие органы сообщают соседи, учителя, медицинские работники. Изучая, а также разрабатывая методику работы с данной семьей, необходимо выявить имеющиеся проблемы. Для этого, трудные семьи можно разделить на две группы:

Семьи с открытой формой неблагополучия. К числу данных семей можно отнести: конфликтные семьи, проблемные семьи, асоциальные семьи, аморально-криминальные семьи, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи). Дети, выросшие в таких семьях, как правило, убеждены, что мир не безопасен и опасаются, а также не доверяют людям. Кроме того, дети скрывают свои чувства, так как боятся быть не принятыми взрослыми. Они чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, не оправдывают ожидания родителей, открыто проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях; дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение родителей. Независимо от того, является ли конфликтная семья шумной, скандальной, в которой повышенные тона, раздраженность становятся нормой общения взрослых, или тихой, где супружеские отношения характеризуются полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирующуюся личность ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.[3]

Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные). Данная группа семей нуждается в особом изучении, так как внешне, данные семьи распознать достаточно сложно. Данные семьи внешне респектабельные, однако, в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. Рассмотри более подробно данную группу:

Недоверчивые семьи. Как правило, данные семьи состоят из людей, которые ведут себя странно по отношению к соседям, коллегам, работникам различных учреждений. Они практически не общаются с родственниками, наблюдаются длительные конфликты. Ребенок, выросший в таких условиях,  зачастую повторяет подобное поведение: он замкнут, не имеет друзей. Особая сложность возникает в период обучения, так как ребенок считает себя правым и не умеет признавать ошибок, вследствие  этого, возникают конфликты с учителями.

Легкомысленная семья. Особенностью такой семьи является то, что взрослые люди живут сегодняшним днем, не задумываясь о будущем, склонна к сиюминутным удовольствиям. Такая семья живет по инерции, не предпринимая никаких попыток что-то изменить. Как правило, к числу таких семей относятся молодые семьи, которые еще не осознали ответственность. Супруги находятся в состоянии постоянного разлада, любой малейший повод может стать причиной конфликта.

Необходимо понимать, что не зависимости от группы и вида, любая неблагополучная семья негативно влияет на развитие ребенка. Именно поэтому, необходимо своевременно принимать необходимые меры к данной семье, пытаясь изменить имеющуюся ситуацию. Также, при необходимости, детей из таких семей лучше переводить в специализированные учреждения.[7]

 

  1. Особенности подросткового периода

В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей. Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Подростковым, считается период жизни с 13 до 18 лет (± 2года). Данный период очень своеобразен и интересен, с психологической точки зрения, именно поэтому учителя, психологи, уделяют ему особое внимание. Зачастую, изменения, происходящие в подростке, напрямую связаны с физиологическими особенностями подросткового возраста и рядом морфологических процессов в организме. Все перестройки в организме напрямую влияют на изменение реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности.

Психологические изменения обусловлены физиологическими особенностями подросткового возраста и рядом морфологических процессов в организме. Все перестройки организма напрямую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности. Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:

- повышенная  чувствительность к оценке посторонних;

- предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;

- противоречивость  поведения: застенчивость сменяется  развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;

- эмоциональная  неустойчивость и резкие колебания  настроения;

- борьба с  общепринятыми правилами и распространенными  идеалами.

Указанные причины оказывают влияние на поведенческие особенности подростка, на учебную деятельность, как правило изменяются отношения с родителями, сверстниками. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего - то поведения или моральных ценностей. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Учитывая это, многие родители стараются ограничить общение, убеждают уделять внимание учебе. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.[3]

Подведя итог, можно сказать, что подростковый период является сложным, и одновременно важным период в развитии и становлении личности ребенка. Важную роль, в данном периоде, играет семья ребенка, которая способна сглаживать и корректировать поведение, при помощи ласки, любви. Только родители, которые любят, способны помочь ребенку пережить сложный период, а также найти подход к нему.

 

  1. Влияние трудной семьи на развитие подростка

Как уже говорилось ранее, подростковый период трудный, но в тоже время он важен, для каждого подростка. Именно в этом периоде подросток учится управлять своими эмоциями, оценивать свои возможности и надеяться на себя. Но в этом периоде, сложно бывает не только ребенку, но и его близким, особенно это касается семьи. Состояние семьи, то как она относится к ребенку, зачастую становятся решающими факторами, способными объяснить поведение ребенка. Конечно, идеальной, является ситуация, когда у ребенка есть и мама и папа, при этом они его любят и заботятся о будущем. Но не во всех семьях складывается подобная идеальная ситуация. Встречаются семьи, в которых дети не являются объектом внимания и любви. Ранее, мной было рассмотрено понятие неблагополучная семья и рассмотрены ее виды. Именно в подобных семьях, чаще сего встречаются трудные дети. Чаще всего, у таких детей наблюдается отклонение в поведении, они отличаются от сверстников. Подобное поведение у подростков принято называть девиантным. Под девиантным, понимать, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Данное поведение наиболее свойственно детям подросткового возраста, так  как именно тогда они пытаются действовать вопреки всему. Чаще всего, «трудные  дети» встречаются в неблагополучных семьях, где они недополучали любви и понимания.[4]

Девиантность у подростков обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Также могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег.

Ряд психологов и исследователей пытались найти причину возникновения такого поведения детей, после проведенных наблюдений и исследований, они сходятся во мнении, что основная их них, это наследственность, а также окружающая внешняя среда ребенка. Вполне логично, что ребенок, который первые годы своей жизни провел в семье, где отсутствует уважение, понимание, любовь, будет также относится к окружающим. Жизнь детей, в условиях постоянных скандалов, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, способно оказать решающее негативное воздействие на формирование личности ребенка, а также усугубить не без того сложный переходный возраст.[7]

 

Заключение

Семья является фактором воспитания личности ребёнка. Семейная педагогика является составной частью теории коммунистического воспитания — целеустремлённого, планомерного и систематического формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности. Отношения с любимыми, и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. Если отец и мать не допускают ошибок в воспитании, душа ребёнка им всегда открыта. Это позволяет своевременно корректировать его поведение, активизировать положительные начала и тормозить негативные проявления. Влияние родителей на становление личности ребёнка очень велико прежде всего потому, что они первыми вступают с ним в общение.[4]

Все это является идеальной моделью семьи, намного сложнее, если семья не обеспечивает ребенка необходимой поддержки. Чаще всего, это случается в неблагополучных семьях. Именно в этих семьях, проблема «трудный детей» стоит наиболее остро, это напрямую связано с дефектами воспитания, а также отсутствием должного примера. Особенно трудно, детям приходится в подростковом периоде, ведь именно тогда детям необходимо понимание, советы. Именно в подростковом возрасте ребенок строит планы на будущее, устанавливает ценности и идеалы. Вполне логично, что в случае отсутствия каких – либо моральных принципов в семье, а также наличия девиантного поведения родителей, поведение ребенка в данном возрасте усугубляется, что в последующем весьма сложно изменить и откорректировать.

 

Список использованной литературы

  1. Афанасьева Т.М. Семья. — М.: Просвещение, 1985-224с.
  2. Деменьтьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий // Социологические исследования. - 1995. - N 6
  3. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов-на-Дону. 2005-149с..
  4. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988-204 с.
  5. http://mybloginfo.ru/psychoped/psychokorrjob/794-vliyanie-neblagopoluchnyh-semey-na-razvitie-detey.html
  6. http://psy.s548.ru/rekomendacii-roditelam-i-pedagogam/obsaa-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta
  7. http://mistikasecret.com/tipy-neblagopoluchnyh-semej/

 

 

 


Информация о работе Подросток из трудной семьи