Познавательные процессы. Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:29, реферат

Краткое описание

Память – это возможность человека, помогающая воспроизводить свой прошлый опыт, который хранится в сфере сознания и может извлекаться из нее по мере необходимости.
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью.
Таким образом, опыт, получаемый человеком на протяжении всей жизни, хранится и воспроизводится, благодаря чему человек смог выделиться из животного мира и достичь технического прогресса, причем, он продолжает развиваться, не останавливаясь на достигнутом ранее.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология - Сообщение.docx

— 22.50 Кб (Скачать файл)

Познавательные процессы. Память

 

Память – это возможность человека, помогающая воспроизводить свой прошлый опыт, который хранится в сфере сознания и может извлекаться из нее по мере необходимости.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  индивидом его опыта называется памятью. 

Таким образом, опыт, получаемый человеком  на протяжении всей жизни, хранится и  воспроизводится, благодаря чему человек  смог выделиться из животного мира и достичь технического прогресса, причем, он продолжает развиваться, не останавливаясь на достигнутом ранее.

Зрительная память отвечает за сохранность зрительных образов. 

Слуховая память призвана сохранять и запоминать разнообразные звуки. 

Двигательная память сохраняет и воспроизводит многообразные сложные движения. 

Эмоциональная память рассчитана на сохранение различных эмоций, которые переживает человек на протяжении все своей жизни.

За  сохранение вкусовых и чувствительных ощущений отвечает осязательная, обонятельная и вкусовая память.

Трехэлементная  структура памяти

Первый блок - уровень сенсорной памяти. Это подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. В сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации. Следы на уровне сенсорной памяти отличаются высокой точностью и быстрым угасанием. Объекты длительно не сохраняются в сенсорной памяти, каждый новый объект ложится поверх существующих, что предотвращает перегрузку сенсорной системы. В блоке сенсорной памяти происходит непрерывный процесс переработки информации.

Второй блок – блок кратковременной памяти. Хранение следа в КП от 20 до 30 секунд. Объем КП 7+2 объекта. На уровне КП начинается интерпретация  поступившей информации, а также отнесение этой информации к определенной категории. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, протекающие обычно в форме внутреннего проговаривания.

Третий блок -  блок долговременной памяти. Информация в ДП поступает из КП и хранится в семантической форме. ДП обеспечивает долговременное, продолжительное удержание знаний, а также сохранение умений и навыков. Основным механизмом ввода данных в ДП и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне КП. Решающее значение здесь имеет интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту. Ассоциация является принципом организации хранения информации.

Понятием оперативной памяти обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Процессы  памяти

К процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание материала.

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового материала путем связывания его с уже приобретенным ранее.

Это необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и  формами поведения. Запоминание  всегда избирательно: в памяти сохраняется  далеко не все, что оказывает воздействие  на органы чувств. Запоминается то, с  чем человек действует. Характеристики запоминания того или иного материала  определяются мотивами, целями и способами  деятельности личности.

Когда процесс запоминания не является нашей целью, мы говорим о непроизвольном запоминании.

Особенности процесса непроизвольного запоминания

1. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включается в условия, способы достижения этой цели.

2. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

3. Непроизвольное запоминание является тем более продуктивным, чем более заинтересованно мы относимся к содержанию выполняемой задачи.

Произвольное запоминание – это продукт специальных мнемических (процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение запомненного) действий, основной целью которых является само запоминание. Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных его приемов (составление плана, сравнение, систематизация, классификация и т.д.).

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала путем извлечения его из долговременной памяти и перевода его в оперативную. Выделяя внутри процесса воспроизведения его различные виды, можно расположить их в следующем порядке: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Особое место занимают воспоминания – историческая память личности.

Узнавание – это воспроизведение какого – либо объекта в условиях повторного его восприятия. Собственно воспроизведение отличается от узнавания тем, что оно осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Непроизвольное воспроизведение вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена на воспроизведение. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которую ставит человек перед собой. В тех случаях, когда материал закреплен прочно, воспроизведение осуществляется легко. Но когда нам трудно вспомнить что – либо, нам приходится делать активные поиски, преодолевая при этом определенные трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

Воспоминание – это локализованные во времени и пространстве воспроизведения образов нашего прошлого.

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. В принципе явление забывания явление целесообразное. Забывание зависит от времени. Это впервые экспериментально установил Эббингауз, который показал, что забывание особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, а затем оно замедляется.

Общие условия запоминания:

  1. Когда материал интересен для запоминающего.
  2. Когда у запоминающего есть уже большой объём знаний в той области, к которой относится заученный материал.
  3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания.
  4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.
  5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один-два раза с разбивной его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путём активных и с подглядыванием повторений.
  6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов – после 17 повторений, 24 слова – после 40 повторений).
  7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.
  8. Когда процесс заучивания, разделённый на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

Информация о работе Познавательные процессы. Память