Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 11:56, контрольная работа
Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям.
74. ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ
Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям.
Всякая способность развивается в соответствующей деятельности.Деятельность, в которой выявляются и развиваются способности, должна быть посильной, но в то же время она требует от человека преодоления трудностей, интенсивных упражнений. Таким образом, для самореализации личности необходима деятельность по способностям (развивающая), а это означает высокую требовательность к профориентации и выбору конкретной профессии.
Способностям присущи динамика и трансформация, а также различные особенности проявления. Динамику и трансформацию способностей можно представить в виде «конуса способностей.
Основы способностей заложены генетически — в виде задатков . Задатки расположены в основании конуса (рис. 1). В структуру способностей входят общие, специальные и групповые способности. Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним, например, можно отнести уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность и др.
Специальные – это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические и др.
Последние группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. В 16-18 лет, когда происходит выбор профессии, структура способностей личности меняется, проявляются профессиональные способности, которые завершают «конус». «Конус способностей» формируется в направлении снизу вверх, а их разрушение происходит в противоположном направлении. .
Рис. 1. «Конус способностей»: 1 — задатки; 2 — общие способности; 3 — специальные способности; 4 — групповые способности; 5 — профессиональные способности
Профессиональное самоопределение - длительный и динамический процесс, включающий в себя две важнейшие составляющие: 1 - развитие человека в профессиональной деятельности, формирование его индивидных особенностей и черт личности, выбор жизненного пути; 2 - творческое развитие и обогащение человеком самой профессиональной деятельности, мира профессий.
. В профессиональном
Профессиональное самоопределение - двусторонний процесс взаимодействия личности и профессии в широком смысле., он занимает весь период активной трудовой деятельности.
На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формулируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными "ресурсами", интересами, потребностями и ценностными ориентациями.
формирование
Значимым фактором процесса формирования
и развития способностей является методика
обучения и воспитания.
Наиболее эффективно развиваются способности
при занятиях, сложность которых не превышает
границы между тем, что ребенок может усвоить
самостоятельно, и тем, что он может усвоить
с чужой помощьюПо уровню развития способности
подразделяют на одаренность, талант и
гениальность.
Одаренность
- совокупность общих способностей, которые
при наличии знаний, умений и навыков позволят
успешно выполнять какую-то деятельность.
Талант
- одаренность человека, реализованная
в высоких и оригинальных достижениях
в определенной области деятельности
через совокупность специальных способностей.
Гениальность
- высший уровень способностей, когда одаренность
выражается в результатах, достигнутых
одновременно в ряде областей деятельности,