Понятие «Аффект»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:32, контрольная работа

Краткое описание

Психологические знания — это знания тех процессов, тех явлений, которые обязательно (иначе они не существуют) реализуются теми или другими физиологическими механизмами, причем положенными на свой морфологический субстрат. Следовательно, знания физиологические всегда отвечают на вопрос: как, посредством каких процессов и посредством участия каких мозговых, морфологических элементов реализуются соответствующие процессы.

Содержание

Ответ на задание 1 ………………….………………………….…… стр.3
ответ на задание 2 ……………………….………………………….. стр.13
Список использованной литературы …………..…………………. стр. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 56.70 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уральская государственная юридическая академия

Челябинский филиал

Кафедра правовой психологии и судебных экспертиз.

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине:

«Юридическая психология»

Вариант 7

 

 

 

 

 

Выполнила: студент гр. 211 СОП

Меньщикова Александра Владимировна

Проверил:

 

 

 

 

 

 

г. Челябинск

2012 год

Содержание:

  1. Ответ на задание 1 ………………….………………………….…… стр.3
  2. ответ на задание 2 ……………………….………………………….. стр.13
  3. Список использованной литературы …………..…………………. стр. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ на задание 1

Понятие «Аффект».

Аффе́кт (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля. 1

Леонтьев понимал под аффектами те эмоциональные процессы и состояния, которые характеризуются большой степенью выраженности, интенсивности и которые связаны с биологическими потребностями, биологическими отношениями. Словом, аффекты — острые состояния, острые процессы, резко выраженные состояния внешнего поведения — возникают нередко в системе таких как бы непосредственно биологических отношений. Он выделяет функцию следообразования. Эта функция выражается в том, что аффект накапливается, складывается, фиксируется в виде аффективного знака объектов или ситуаций, при этом фиксируется очень быстро, не так, как навыки. В начале нашего столетия был предложен специальный термин для того, чтобы выделить эти особые следы, процесс следообразования, производимый аффектом или аффектами. Это так называемые аффективные комплексы. Или просто комплексы, как их стали называть дальше. Это опять условный термин. Надо проникнуть в смысл, в суть дела. А суть дела заключается вот в чем.

В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к аффектогенной, возбуждающей аффект ситуации, то есть аффекты как бы метят данную ситуацию. И имеют законы своего распространения по общности ситуаций. То есть эти ситуации, хотя и в малой степени, и совершенно особенным, примитивным способом, могут образовывать какие-то (впрочем очень конкретные) обобщения. Мы получаем предупреждение.

Как объединить знания, полученные физиологией и психологией, относящиеся к сфере аффектов?

Психологические знания — это знания тех процессов, тех явлений, которые обязательно (иначе они не существуют) реализуются теми или другими физиологическими механизмами, причем положенными на свой морфологический субстрат. Следовательно, знания физиологические всегда отвечают на вопрос: как, посредством каких процессов и посредством участия каких мозговых, морфологических элементов реализуются соответствующие процессы.

Аффект не является элементом психического отношения к общественно опасному деянию. Он представляет определенное психическое состояние действующего лица, вызванное неблагоприятными внешними обстоятельствами, и имеет весьма ограниченное юридическое значение (при убийстве и умышленном причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью). Следует отметить, что в уголовно-правовой науке существовало мнение, согласно которому аффект считался одним из факультативных признаков субъективной стороны преступления.2

Аффект определяется как "бурный и кратковременный эмоциональный процесс, оказывающий влияние на сознание и деятельность человека и сопровождающийся изменениями в деятельности двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других систем организма". Хотя, аффект, снижая возможности человека осознавать фактический характер и, что более важно, социальное значение своих действий (или) руководить ими, и накладывает определенную окраску на интеллектуальные и волевые процессы, протекающие в психике виновного, но элементом этих процессов, образующих вину, не является.

Преступный аффект, будь он физиологический или патологический, должен составлять условие невменяемости, если доказано, что человек, находившийся в состоянии такого аффекта, не мог руководить своими поступками". Точно так же, как патологический аффект исключает вменяемость, т.е. признак субъекта преступления,  так и физиологический аффект, свидетельствуя о пониженных интеллектуальных и волевых возможностях человека, характеризует субъекта, а не субъективную сторону преступления3. 
 Аффекты возникают в критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, "навязывая субъекту "стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ аварийного" разрешения ситуаций: бегство, агрессию и т.п.". "Отрицательное влияние чувствований на наши восприятия и суждения... усиливается в том случае, когда чувства достигают значительной интенсивности, а это бывает именно при аффекте"

Недаром в судебной практике человека, совершившего преступление под влиянием аффекта, рассматривают или как невменяемого (при патологическом аффекте), или по крайней мере как заслуживающего снисхождения, признавая, что сильный аффект резко изменяет течение психических процессов. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. "Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и, рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии".

Основное в аффекте - это неожиданно для лица быстро наступающее потрясение, которое отличается глубиной и силой переживания, так как приобретает для человека большую значимость и захватывает его сознание настолько, что составляет доминирующее содержание. "В типичных случаях развития аффекта процесс переживания сопровождается стремительным ростом эмоциональной напряженности, заканчивающейся аффективным взрывом. Но процесс переживания может носить и волнообразный характер, спонтанно усиливаться в определенный период под влиянием непроизвольных представлений перенесенного насилия, осознанием новых личностных слепков оскорбления, при повторной встрече с травмирующими элементами той же конфликтной ситуации. В этих случаях возможен "отставленный аффективный взрыв". Действительно, аффекту практически всегда свойственна внезапность возникновения, но субъективно и объективно аффективная реакция протекает по-разному. Во многом это зависит от остроты конфликтной ситуации, тяжести провоцирующего повода, психофизиологических качеств личности виновного. Поэтому однозначное для всех случаев определение конкретного промежутка времени между поводом и ответной реакцией не представляется возможным. Возможность разрыва во времени между неправомерным поведением потерпевшего и возникновением аффекта, который обусловлен совершением убийства или причинением тяжкого вреда здоровью, признается большинством ученых-криминалистов и судебной практикой.4

Разрыв во времени между моментом возникновения аффекта и моментом убийства возможен, но при непременном условии сохранения в этот период аффективного состояния. 
 Бурно характер аффекта проявляется в яркости внешнего выражения: жестах, мимике, пантомиме, беспорядочной деятельности. "Нет ничего в психической деятельности человека, что было бы скрывать труднее, чем аффекты". "Резко изменяется внешний вид человека, наблюдается заметное побледнение или покраснение лица, кожи тела, тремор рук, резкое изменение (расширение или сужение и др.) глазного яблока, тембра голоса и пр.".

Кратковременность аффекта связана с тем, что имеет место своеобразие течения эмоциональных переживаний. Являясь чрезмерно интенсивными, аффекты продолжаются буквально минуты и быстро себя изживают, т.к. это настолько сильное переживание, что длительное время человек не в состоянии его переносить.

Резкие изменения при аффекте происходят и в деятельности сознания. Аффект "тормозит сознательную интеллектуальную деятельность, динамические моменты преобладают над смысловым содержанием и изобретательной направленностью действия". В таком состоянии человек может совершить такой поступок, которого в обычном состоянии никогда не совершил бы. "Человек под влиянием аффекта, преодолевающего высшее торможение, говорит и делает то, чего он не позволяет себе в спокойном состоянии и о чем горько жалеет, когда минует аффект".

Сужение сферы сознания при аффекте требует огромного напряжения. Предвидеть последствия аффекта нелегко, поскольку аналитическая работа рассудка из-за эмоционального напряжения затрудняется. Даже прошлый опыт и знания не всегда могут помочь человеку.

Аффектированные переживания, как правильно указывает А.М. Яковлев, "воплощаются в волевом действии лишь через стадию принятия решения, где есть место выбору альтернатив поведения, а следовательно, нравственной и правовой ответственности".

Неосознанный характер детерминации аффектированных действий выражается в том, что самосознание, даже когда оно начинает отделяться от аффектированного состояния, не может сразу устранить это состояние.

Степень сужения сознания при аффекте служит критерием для разграничения его на два вида: патологический, когда сознание у лица вообще отсутствует (при невменяемости), и, наряду с патологическими состояниями психики, исключающими вменяемость, и психическими аномалиями, ограничивающими вменяемость, особое значение в уголовном праве придается психическим состояниям субъекта преступления, вызванным неправомерным либо аморальным поведением потерпевшего, т.е. физиологическому аффекту, когда сознание сохраняется (при вменяемости)5. 
 Степень сознания при аффекте понимается по-разному. Одни авторы считают, что в состоянии физиологического аффекта человек "не помнит себя". Этим выражением раскрывается отсутствие контроля сознания. Большинство других авторов указывает, что аффект не устраняет сознательного контроля за своими действиями, но "сознание, способность представлять и мыслить подавляется".

"Нередко говорят, - пишет  Б.М. Теплов, - что в состоянии аффекта, гнева человек "теряет голову", "сам себя не помнит", не сознает, что он делает". Это неверно. Только психически больной человек в припадке бешеного гнева или ярости действительно ничего не может сознавать и впоследствии не помнит того, что он в это время делал. Здоровый человек никогда не теряет сознания и памяти от гнева или другого какого-либо аффекта. 
Даже в сильный момент аффектированной вспышки человек может "взять себя в руки", у него сохраняется в той или иной мере самообладание. Как бы ни был силен аффект, человек может удержать себя от недозволенных действий.6

А.Ф. Кони указывал: "Весьма редкие из подсудимых, совершившие преступление под влиянием аффекта, в состоянии изложить подробности решительного момента, но это не мешает им помнить быструю смену и переживание в их душе мыслей, образов, чувств до сделанного ими удара, до оскорбления, до выстрела, до расправы ножом". Однако реакция на психотравмирующую ситуацию не у всех людей одинакова. Она зависит от темперамента человека. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения, развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности.7

Однако нельзя переоценивать роль темперамента и характера виновного, как это делают некоторые авторы, при определении внезапности аффекта, а также возможного при этом промежутка во времени между противоправными действиями потерпевшего и возникшим аффектом.

Конечно, холерик и сангвиник, отличающиеся высокой реактивностью и раздражительностью, могут отреагировать аффектированной вспышкой гнева, ненависти даже при однократном сильном воздействии, тогда как у флегматика такое состояние обнаруживается при многократных рассредоточенных во времени воздействиях. 
Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью; при больших неприятностях остается спокойным; отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Для него требуются более длительные оскорбительные или иные неправомерные действия для того, чтобы прийти в состояние волнения. Флегматик, как правило, аккумулирует, накапливает в себе оскорбительные и неправомерные действия потерпевшего, и наступает момент, когда очередное, иногда незначительное действие потерпевшего (ударил рубашкой по глазам, оскорбил в присутствии посторонних людей и т.д.) вызывает аффектированную вспышку, равную по силе вспышке холерика.

Указывая на некоторое влияние темперамента на психическую деятельность субъекта, мы все же не должны абсолютизировать его. Как правильно указывал И.П. Павлов: "Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т.е. зависят от постоянного воспитания и обучения в самом широком смысле этих слов".

Информация о работе Понятие «Аффект»