Понятие, виды, функции общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans - человек общающийся.
Русский мыслитель Петр Чаадаев остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли бы о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком в общении.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….…3
2. Понятие, виды и функции общения……………………………………4
3. Заключение………………………………………………………………8
4. Литература………………………………………………………………9

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 22.41 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки 
Санкт-Петербургский Государственный Университет 
Сервиса и Экономики 
Институт Торговли и Ресторанного бизнеса 

 
Контрольная работа

 

Дисциплина: «Этика и психология в тов. деятельности» 
 
Тема: «Понятие, виды, функции общения» 
 
 

 

Выполнила студентка:

 
отделение «В сфере производства и  обращения 
непродовольственных товаров и сырья»

курс 2 группа 3511 
заочная сокращенная форма обучения

Принял:

 

 

 

 
Санкт-Петербург 
2012г.

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………….…3

           2. Понятие, виды и функции общения……………………………………4

           3. Заключение………………………………………………………………8

           4. Литература………………………………………………………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек  умелый), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans - человек  общающийся.

Русский мыслитель Петр Чаадаев  остроумно заметил: «Лишенные общения  с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли бы о своей  природе». И он был прав, поскольку  естественным способом существования  человека является его связь с  другими людьми, а сам человек  становится человеком в общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие, виды и функции общения

Личность формируется, развивается  и проявляется в процессе общения.

Общение - сложный, многоплановый процесс  установления и развития контактов  между людьми, порождаемый потребностями  в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку  единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Общение - важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности.

Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет  общение в процессе социального  бытия человека. Функции общения  многообразны. Существуют разные основания  для их классификации. Одним из общепринятых является выделение следующих функций:

Информационно-коммуникативная функция  общения в широком смысле заключается  в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами.

Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие  от информационной заключается в  регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

Аффективно-коммуникативная функция  общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение - важнейшая детерминанта эмоциональных  состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и  развивается в условиях общения  людей: происходит либо сближение эмоциональных  состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Выделяются и другие функции: организация  совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношении и т.д.

 

В процедуре общения выделяют следующие  этапы:

1. Потребность в общении (необходимость  сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и  т.п.) побуждает человека вступить  в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения,  в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего  общения: человек представляет  себе (часто бессознательно), что  именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно)  человек выбирает конкретные  средства, речевые фразы, которыми  будет пользоваться, решает, как  говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной  реакции собеседника, контроль  эффективности общения на основе  установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля,  методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов  общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным  интеллектом», «практически-психологическим  умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Выделяют следующие виды общения:

1. «Контакт масок» - формальное  общение, когда отсутствует стремление  понять и учитывать особенности  личности собеседника. Используются  привычные маски (вежливости, строгости,  безразличия, скромности, участливости  и т.п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих  скрыть истинные эмоции, отношение  к собеседнику. Иногда контакт  масок даже необходим в некоторых  ситуациях, чтобы люди «не задевали»  друг друга без надобности, чтобы  «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение, когда  оценивают другого человека как  нужный или мешающий объект: если  нужен, активно вступают в контакт,  если мешает - оттолкнут или последуют  агрессивные грубые реплики. Если  получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес  к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда  регламентированы и содержание, и средства общения и вместо  знания личности собеседника  обходятся знанием его социальной  роли.

4. Деловое общение, когда учитывают  особенности личности, характера,  возраста, настроения собеседника,  но интересы дела более значимы,  чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общение,  когда можно затронуть любую  тему и не обязательно прибегать  к помощи слов, человек поймет  вас и по выражению лица, движениям,  интонации. Такое общение устанавливается  между друзьями, близкими людьми.

6. Манипулятивное общение направлено  на извлечение выгоды от собеседника,  используя разные приемы в  зависимости от особенностей  личности собеседника (лесть,  запугивание, "пускание пыли в  глаза", обман, демонстрация доброты).

7. Светское общение. Суть светского  общения в его беспредметности,  т.е. люди, говорят не то, что  думают, а то, что положено говорить  в подобных случаях; это общение  закрытое, потому что точки зрения  людей на тот или иной вопрос  не имеют никакого значения  и не определяют характера  коммуникаций.

В структуре общения выделяют три  основных компонента: коммуникативный, перцептивный и интерактивный.

Коммуникативный компонент общения  заключается в передаче информации от одного участника общения к  другому, в воздействии на поведение, в формировании мнения, установок.

Коммуникация - процесс двустороннего  обмена информацией, ведущей к взаимному  пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы  убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь  о том, как люди вас поняли, как  они воспринимают вас, как относятся  к проблеме.

Коммуникативная компетентность - способность  устанавливать и поддерживать необходимые  контакты с другими людьми. Коммуникативная  компетентность рассматривается как  система внутренних ресурсов, необходимых  для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Специфика коммуникации в человеческом общении заключается в следующем:

1. В одновременной активности  всех участников общения. В  общении и тот партнер, который  передает информацию, и тот, который  ее воспринимает, являются активными  участниками коммуникативного процесса (субъектами общения);

2. В важности правильного понимания  передаваемой информации. Для того  чтобы правильно понять собеседника,  мы должны использовать слова,  смысл которых мы понимаем  одинаково, «говорить на одном  языке»;

3. В значимости ситуации коммуникации. Правильное понимание партнера  по общению зависит от одинакового  понимания партнерами ситуации  общения;

4. Партнеры по общению обладают  психологическими особенностями,  влияющими на восприятие и  переработку информации (например, робость, застенчивость или, напротив, агрессивность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основа психологии общения - это  способность выделять моменты эффективного проведения переговоров, бесед и  применять его на практике, быть психологически грамотным при беседе, формирование системы знаний об эффективном, партнёрском общении.

Проблема проведения беседы неоднозначна, поэтому в наше время изучение психологии общения весьма актуально. За последние годы психология общения  стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и  социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги.

В повседневной жизни между людьми зарождаются различного рода отношения, такие как любовь, дружба, партнерские  отношения, и в основе всех этих отношений  лежит психология общения. Процесс  психологии отношений необходим  человеку для приобретения собственной  индивидуальности, признания в обществе и подтверждения своей значимости.

Общение - это сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми, который  представляет собой обмен информацией, восприятие и понимание человеком  другого человека. И помогает в  этом процессе человеку знания основ  психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

 

  1. Деловое общение: Учебное пособие - 4-е изд. / Кузнецов И.Н. Кузнецов И.Н. Изд. "Дашков и К" 2011.
  2. Сафьянов В.И. Этика общения: Учебное пособие М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 2000. - 164 с.
  3. Лунева О.В. Общение / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - №4. - С. 157-159. 
  4. Бодалев, А. А.  Личность и общение:  Избранные труды/ А.А. Бодалев.- М. : МПСИ, 2002. - 320с.

 


Информация о работе Понятие, виды, функции общения