Понятие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:05, реферат

Краткое описание

Цель: цель данной работы понять, что такое личность человека, как она
формируется и какова её структура .
Задача: в данной работе ставятся следующие задачи:
Раскрыть понятие личность.
Выявить особенности формирования и развития личности.
Выделить психологическую структуру личности.
Изучение литературы по данной теме.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Понятие личности……………………………………………….4
Формирование и развитие личности …………………………7
Психологическая структура личности……………………….11
Заключение……………………………………………………………16
Список литературы и источников, используемых в работе……………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

психология личности.docx

— 43.71 Кб (Скачать файл)

 

                                                  Оглавление

 Введение………………………………………………………………..3

  1. Понятие личности……………………………………………….4
  2. Формирование и развитие личности …………………………7
  3. Психологическая структура личности……………………….11

Заключение……………………………………………………………16

Список литературы и источников, используемых в работе……………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема личности является в  психологии  одной из более важных, и об этом свидетельствует ряд научной литературы   и педагогической  литературы, которая посвящена концепциям и теориям личности. Сложно точно определить сложность и многозначность этого понятия. Загадка человеческой природы является одной из самых запутанных. Каждый человек уникален и не повторим, поступки непредсказуемы. Живя в обществе, мы часто употребляем такое понятие как личность, подразумевая под этим определенные качества человека и учитывая его интересы. О человеке можно сказать, что он — «общительная личность» или «робкая личность», подразумевая, что робость или дружелюбие являются его наиболее характерными чертами. Так же, обращая внимание на психологию личности, можно научиться понимать человека как целое уникальное и индивидуальное образование.  Таким образом, в психологии ставятся задачи о выявлении причин поведения человека в различных жизненных ситуациях, а так же взаимосвязь внешних ситуаций и внутренних причин.

 

Цель: цель данной работы понять, что такое личность человека, как она

формируется и какова её структура .

 

Задача: в данной работе ставятся следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие личность.
  2. Выявить особенности формирования и развития личности.
  3. Выделить психологическую структуру личности.
  4. Изучение литературы по данной теме.

При изучении данной темы использовалась различная литература ,а так же электронные ресурсы. При этом большое внимание было уделено книге  Хьелле Л., Зиглера  Д. « Теория личности», в которой охватываются наиболее  значимые теории личности в современной психологии. Так же использовались психологические словари для определения основных психологических терминов.

Понятие личности

Слово личность происходит от латинского «persona». В своем первоначальном значение этот термин использовался для обозначения масок, которые актеры одевали во время представлений. Таким образом, с начала понятие «личность» включало лишь внешний образ, создаваемый во время вступлений.

Понятие «личность» тесно  связано с связано с такими понятиями как «индивид» и «индивидуальность». Индивид - категория, которая указывает на принадлежность к человеческому роду, другими словами это любой человек. Личность наделена определенными чертами и особенностями, которые и образуют индивидуальность. То есть, под индивидуальностью следует понимать психологические особенности в личности конкретного человека.

Суждение о человеке как о личности начинается  лишь с определенного этапа его жизненной деятельности. Как личность человек характеризуется уровнем развития своего сознания, соотнесенностью своего сознания с общественным сознанием, которое определяется уровнем развития данного общества. Личность проявляется в  возможности данного  человека участвовать в общественных отношениях. Существенной стороной личности является  отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и поступков. В личности должна существовать не только определенная жизненная позиция, но и умение реализовывать её в обществе, которое зависит от знаний и умений человека, его способностей, творческого потенциала и эмоционально-волевых качеств. Но человек не рождается с готовыми интересами, способностями. Знаниями и умениями. Все эти свойства формируются в течении жизни, но на определенной основе, заложенной природой. Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Например, Карл Роджерс описывал личность как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле — внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов, и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению  которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде  непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем это могло бы казаться на первый взгляд. Она несет в себе нечто более важное, существенное и постоянное. 

Таким образом, из этих теорий  личности можно сделать следующие  выводы:

  • В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей.
  • В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере, частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью.
  • В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.
  • В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование и развитие личности

 

Большинство психологов  считают, что личностью рождаются, а не становятся. Однако, в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при описании структуры личности.  Наиболее известными являются следующие:

  • биогенетический подход (С. Холл, 3. Фрейд и др.)

В соответствии с биогенетическим подходом развитие личности представляет собой выведения на первый план  генетической программы конкретного человека. Этот подход изучает развитие человека как индивида, обладающего определенными человеческими свойствами (телосложение, темперамент, пол, возраст, свойства мозга и др.)

  • социогенетический подход (Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Берн и др.)

В соответствии с социогенетическим  подходом , человек, рождаясь биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение отводится общению и взаимопониманию.

Другой концепцией этого  ряда служит так называемая теория научения. Жизнь личности, ее отношения  –это результат подкрепляемого научения, усвоения знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер).

Наиболее популярной  в зарубежной психологии является  теория ролей.  В её основе лежит понимание того, что каждый человек в жизни играет какую-то роль, предназначенную только ему. В зависимости от роли определяется характер поведения личности, ее отношение с другими (Э. Берн).

В итоге, каждая из этих теорий объясняет социальное поведение  человека, в незамкнутых свойств среды, к которым человек вынужден как-то приспосабливаться.

  • психогенетический подход (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.)

В соответствии с  психогенетический на первый план выдвигается  развитие собственных психических процессов. В нем выделяется 3 течения:

    1. Концепции, отражающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта (Ж. Пиаже, Дж. Келпи). Они исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в информации, которую надо понять, оценить, использовать.
    2. Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности. Персонологическая теория  (Э. Шпрангер, К. Бюлер) - внимание акцентируется на развитии личности в целом.
    3. Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через влечения и другие компоненты психики. Психодинамическая концепция (Э. Эриксон):

В отечественной психологии рассматриваются следующие подходы  к изучению личности:

  • Подход Б.Г. Ананьева рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: как биологического вида; в онтогенезе и жизненном пути человека как индивида; как личности; человека как части человечества.
  • Подход К.А. Абульхановой представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее становления лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.
  • Подход А.Н. Леонтьева и А.В. Петровского. Согласно этому подходу при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.
  • Подход В.В. Мясищева рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.
  • Подход К.К. Платонова - личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются: направленность; опыт; особенности психических процессов; биопсихологические свойства.
  • Подход Д.Н. Узнадзе рассматривает личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер.
  • Подход Д.И. Фельдштейна. Согласно ему в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости. Ведущим фактором ее формирования является общественно полезная деятельность.

Теории личности выполняют  две основные функции: первая — обеспечение  понятной основы, дающей возможность  объяснять возможность наблюдаемых  взаимосвязанных событий; вторая —  предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся. Теории личности основываются на определенных исходных положениях о природе человека.

Так же выделят факторы  формирования личности:

Факторы формирования личности:

I. Внутренние: наследственные (генетические), общение.

II. Внешние:

- макро- и микросреда;

- личная деятельность (игровая,  учебная, трудовая, воинская, общественная);

- воспитание, самовоспитание;

- обучение, самообразование;

- природные, географические  и материальные условия жизни.

 

Таким образом, формирование личности является сложным, многогранный процесс, протекающий в течение  всей жизни. какие то особенности личности в нас заложены с рождения, а другие мы вырабатываем в течение всей жизни. любой подход к личности, если он претендует на полезность, должен так или иначе рассматривать вопрос: что представляют собой стабильные, неизменные аспекты поведения человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическая структура личности

В основе личности лежит  её психологическая структура. Психологическая структура личности — это система качеств и свойств, целостная модель, которая в полной мере  характеризует психологические особенности личности. Можно выделить общую структуру личности:

  1. Блок психических явлений (мотивационный)- направленность

 

Влечения - одна из форм направленности личности, выраженная в не совсем полном осознании стремления к чему-либо, нередко связанная с биологическими потребностями.

Желания - переживание, одна из форм проявления направленности личности, характеризующаяся стремлением личности к достижению цели, но зачастую  не полной осознанностью причин такого стремления.

Интересы -  одна из форм направленности личности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, сопровождаемой  положительными эмоциями и вниманием к объекту.

Идеалы - образ, являющийся воплощением совершенства, наивысшая цель стремлений человека.

 Мировоззрение - система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе.       

Убеждения - форма направленности личности, выражающаяся в осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, в взаимосвязи   с чувствами и волей человека и получившей личностный смысл. Система убеждений отражает мировоззрение.        

Информация о работе Понятие личности