Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:31, курсовая работа
Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих
всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens) , человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.
Введение………………………………………………...3
1. Понятие личности. Личность и общество……….
2. Личность и основные факторы ее развития…….7
3. Социализация личности……………………………9
3.1. Этапы социализации………………………………..9
3.2. Групповой опыт……………………………………12
3.3. Уникальный индивидуальный опыт………………20
4. Социальные роли…………………………………….22
4.1. Процесс обучения социальным ролям……………..23
4.2. Предписанные и достигаемые статусы и роли…….27
Заключение……………………………………………….37
Список использованной литературы…………………39
Содержание
Введение………………………………………………...3
1. Понятие личности. Личность и общество……….4
2. Личность и
основные факторы ее развития……
3. Социализация личности……………………………9
3.1. Этапы социализации………………………………..9
3.2. Групповой опыт……………………………………12
3.3. Уникальный индивидуальный опыт………………20
4. Социальные роли…………………………………….
4.1. Процесс обучения социальным ролям……………..23
4.2. Предписанные и достигаемые статусы и роли…….27
Заключение……………………………………………….
Список использованной литературы…………………39
ВВЕДЕНИЕ
Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде
всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”.
Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих
всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире
такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo
sapiens) , человечество, которое
отличается от всех иных
только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу
жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех
точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный
онтологический статус.
1. Понятие личности. Личность и общество
Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но
человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют
конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается
понятием “индивид” . Индивид – это единичный представитель
человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт
человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид” в
этом случае употребляется в значении “конкретный человек” . При такой
постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных
биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента) , так и
различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью
абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют
большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека,
человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы
отразить конкретно-
уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием
“индивид” используют и понятие “личность” . Индивид в данном случае
рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного
состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида,
наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего,
философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки
зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.
Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических
процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей,
волевых качеств и т.д.
Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная
проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования
личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и
развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и
общества, личности и группы,
регуляции и саморегуляции
личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые
отличаются друг от друга
кардинальными
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется
автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной
противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением
властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности
самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к
самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция
представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих
установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к
действию. Значение мировоззренческих
и ценностно-нормативных
личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения
личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и
Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В. А.
Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим
и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает
предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности
и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и
низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в
себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные
установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные
социальные установки
как предрасположенность к
данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие –
поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в
типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих
социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности,
потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.
Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных,
поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы
взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого
конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет
собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.
В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о
социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии
социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте
социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в
социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве,
включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных
норм, отклонениях от этих культурных норм.
2. Личность и основные факторы ее развития
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются
одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе
обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки
зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее
врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом
играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения
полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности,
считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе
социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс
формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как
биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем
практика показывает, что социальные фактора формирования личности более
весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В.
Ядовым: “Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт
общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений
посредством активной деятельности и общения” . В соответствии с этим взглядом
личность развивается из биологического организма исключительно благодаря
различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается
наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности,
значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.
Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на
следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение;
3) культура; 4) групповой опыт;
5) уникальный индивидуальной
На формирование личности определенное влияние оказывают биологические
факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы
поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами,
определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой
опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере
проявляются в процессе социализации личности.
3. Социализация личности
3.1. Этапы социализации
Известно, что младенец вступает
в большой мир как
его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт.
Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом
установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями,
шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным
видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который
мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в
человеческую личность.
Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его
группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется
уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом
образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его
успешного функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и
воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и
способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает
участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском
заведении, школе, средства массовой информации и т.д.
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов:
ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.
Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным
стадиям:
1. стадии подражания
и копирования детьми
2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет
целая группа людей.
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду,
личность включает три элемента: “ид” – источник энергии, стимулируемый
стремлением к удовольствию; “эго” – осуществляющий контроль личности, на
основе принципа реальности, и “суперэго” , или нравственный оценочный
элемент. Социализация представляется
Фрейдом процессом
врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления
этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет
четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так
называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой
зрелости.
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии
личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их
последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия.
Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-
моторная (от рождения до 2 лет) , операциональная (от 2 до 7) , стадия
конкретных операций (с 7 до 11) , стадия формальных операций (с 12 до 15) .
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации
продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация
взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация
взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация
детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на