Понятие личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2014 в 01:18, курсовая работа

Краткое описание

Личность – это основополагающее понятие для многих наук (философии, этики, социологии, права, психиатрии и т.д.), в том числе и для психологии. Определение личности несколько разниться, в зависимости от той отрасли знаний, применительно к которой используется это понятие. Кроме того, «личность» как понятие широко используется в повседневной жизни человека. Если житейское «определение» личности подразумевает содержание сознательной деятельности человека и его отношений с другими людьми, то одно из самых распространенных определений личности в науке подразумевает, что личность - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
Глава 1. ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Сущность понятия «личность» в психологии………………………………5
1.2 Особенности изучения личности в психологии…………………………….9
1.3.Формирование и развитие личности……………………………………….15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ………………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..23
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОКСАНЫ.docx

— 59.36 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Ставропольского края

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске

 

Психолого-педагогический факультет

 

Кафедра общей и социальной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: «Понятие личности в психологии»

 

по дисциплине «Психология»

 

 

 

 

 

                                                                             Студентки II курса группы Б2Н1

                                                     Аракелян Оксаны Арамовны

 

                                                                             

 

 

 

                                             

 

 

 

 

Железноводск

2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3

Глава 1. ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Сущность понятия «личность»  в психологии………………………………5

1.2 Особенности изучения личности в психологии…………………………….9

1.3.Формирование и развитие  личности……………………………………….15

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ………………………………………………………...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..23

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной курсовой работы связана с изучением понятия личности. Тема личности является весьма актуальной для современной психологии. Об этом свидетельствует огромная научная литература, посвященная концепциям и теориям личности, которая насчитывает несколько сотен наименований. Подобный интерес к психологическому изучению личности, конечно, не случаен. Обращаясь к изучению личности, психологи надеются понять человека, с одной стороны, как целое, соединить различные представления о нем, полученные в разных психологических теориях, с другой - как уникальное и индивидуальное субъективное образование.

Личность – это основополагающее понятие для многих наук (философии, этики, социологии, права, психиатрии и т.д.), в том числе и для психологии. Определение личности несколько разниться, в зависимости от той отрасли знаний, применительно к которой используется это понятие. Кроме того, «личность» как понятие широко используется в повседневной жизни человека. Если житейское «определение» личности подразумевает содержание сознательной деятельности человека и его отношений с другими людьми, то одно из самых распространенных определений личности в науке подразумевает, что личность - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Проблема исследования обуславливается многозначностью и дискуссионностью понимания личности, в учете специфики подхода психологии к изучению личности, его отличия от социального и философского. В данной работе личность рассматривается как элемент социальной жизни, как субъект психосоциальных взаимодействий.

Цель данной курсовой работы – изучения понятия личности в психологии.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

1.Привести мнения некоторых наиболее крупных специалистов в психологии о понятии «личность»;

2.Описать составляющие процесса изучения личности в психологии (структура личности, направленность);

3. Описать процесс формирования  и развития личности.

Объектом исследования является понятие личности в психологии.

Предметом исследования является структура личности и теории личности как отечественных, так и зарубежных психологов.

Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме личности в психологии.

Методологической базой данной курсовой работы послужили работы А.Г. Асмолова, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна,  А.В.Петровского, Ю.Б. Гиппенрейтер. А.Г. Ковалева, И.Б. Котовой и О. Гордона и других исследователей сущности личности в психологии.

Теоретическая значимость данной работы состоит в факте более глубокого знакомства c некоторыми вопросами структуры личности в психологии, процесса ее формирования и развития.

   Структура курсовой работы состоит из введения, одной главы теоретической направленности (включает три параграфа), выводов по главе, заключения и списка литературы (24 источника).

 

Глава 1. ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Сущность понятия «личность» в психологии

 

Проработкой особенностей личности, значимых для психологии, занимались множество зарубежных и отечественных ученых. В дальнейшем изложении мы приведем мнения некоторых наиболее крупных специалистов.

Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. С развитием психологии в отдельную науку, личность стала являться одним из центральных объектов изучения, как в теоретической, так и прикладной психологии [7].

Так, «личность» по мнению А.Н. Леонтьева [12], это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит на протяжении всего цикла жизни человека. При этом такие геннообусловленные особенности человека как: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные к характеристике личности не относятся, а формируют индивидуальность человека, которая в свою очередь составляют предпосылки и условия формирования личности. Таким образом, личность – есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Научные разработки А.Н. Леонтьева стали основой для выработки общего подхода к личности в отечественной психологии.

Один из последователей А.Н. Леонтьева – советский ученый А.В. Петровский [19] занимался развитием его подхода. Он, в частности, даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде»[19]. Таким образом, «личность»- это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причём она неотторжима от системы социальных связей, в которую она включена. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество.

Российский психолог С.Л. Рубинштейн считал[20], что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё.

Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, в первую очередь, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости). Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.

Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия, которыми личность к овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней задач.

Другой ученый – А.Г. Ковалев[9], определил личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятелем общественного развития – с другой. Личность – созидатель общественного богатства. Личность – сознательное существо, оно может выбирать из многих возможных тот или иной образ жизни: смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественного развития.

Таким образом, исходя из всех приведенных мнений, можно выделить синтезированное понятие [7], согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н.Леонтьев), при этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В.Петровский), в общении с другими людьми.

В зарубежной психологии определению понятия личность, также уделялось довольно большое влияние:

- «личность» по определения  американского ученого У.Джеймса, возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное – это реорганизация основных «строительных» блоков, предоставленных природой[8];

- Г.У. Олпорт, американский  ученый, который впервые дал теоретическую характеристику чертам личности сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление»[16];

- в работах ученых В.Мак-Дугалла, и А.Адлера, личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений [6];

- в рамках концепции  «бихевиоризма», личность не рассматривалась  вообще, заменяемая механической  схемой «стимул – реакция»[6];

- американский психолог  В.Джеймс писал, что личность «в  наиболее широком смысле –  есть общий итог того, что человек  может назвать своим, т.е. не только  собственное тело и собственные  психические силы, но и принадлежащие ему дом, жену, детей, предков, друзей, поземельную собственность, лошадей, яхту и текущий счёт». Отсюда – потеря личности ведет к потере определенных составляющих личности [24];

- согласно З. Фрейду, личность  есть замкнутая в себе биологическая  индивидуальность, живущая в обществе  и испытывающая его влияния, но  противостоящая ему. Оказывается, что  источником активности личности  являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти. Соответственно смысл жизни состоит  в удовлетворении этих изначальных  биологических влечений. Общественное  развитие, цивилизация с её многочисленными  моральными запретами, по Фрейду,  вредят нормальному развитию  человеческой личности, являются  источниками её неврозов [1];

- Личность, по Юнгу, включает  три основные системы: Эго, личное  бессознательное и коллективное  бессознательное. При этом, Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность. Личное бессознательное – это структура, включающая в себя вытесненные воспоминания, чувства, переживания и комплексы. Коллективное бессознательное представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент. Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсия и интроверсия. У каждого человека присутствуют обе установки, но одна из них является доминирующей. Экстраверсия – направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям. Интроверсия – направленность в себя, в свой внутренний мир[23].

Информация о работе Понятие личности в психологии