Понятие личности в психологической и правовой науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 09:04, реферат

Краткое описание

Индивид, личность, субъект деятельности. Личность -- фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер. Понятие личности нередко заимствуется из психологии, трансформируется представителями различных, в том числе и правовых, наук(уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и др.),широко использующих его применительно к субъектам различных правоотношений. Характерной чертой употребления данного понятия в юридической литературе является более расширительное толкование его содержания, некоторое его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие личности в психологической и правовой науке.docx

— 17.47 Кб (Скачать файл)

Понятие личности в психологической  и правовой науке

 

Индивид, личность, субъект  деятельности. Личность -- фундаментальное  понятие, одна из центральных проблем  в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер. Понятие  личности нередко заимствуется из психологии, трансформируется представителями  различных, в том числе и правовых, наук(уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и др.),широко использующих его применительно к субъектам различных правоотношений. Характерной чертой употребления данного понятия в юридической литературе является более расширительное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии), некоторое его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек.

 

Эту особенность следует  иметь в виду, чтобы правильно  ориентироваться во всех этих терминах изучающим юридическую психологию, которая, с одной стороны, опирается  на фундаментальные, принятые в психологии понятия, а с другой -- должна учитывать  терминологию законодательных актов, подзаконных источников права. Неоднозначность  данной проблемы усугубляется еще и  тем, что в психологической науке  до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий  взгляд на ее определение, распространены различные, порой противоположные  подходы к раскрытию ее структуры  и содержания. Все это создает  определенные трудности не только для  психологов, но и для правоведов, юристов, занимающихся практической деятельностью, для которых понятия: личность субъекта правоотношений, личность участников уголовного, гражданского процесса, личность виновного, потерпевшего и тому подобное наполнены вполне конкретным, в том  числе и психолого-правовым, содержанием.

 

В основе понимания личности в качестве единого целого (биологического, психического и социального) лежит  положение С.Л. Рубинштейна, согласно которому внешние причины, социальный опыт человека действуют, преломляясь  через внутренние условия, его психику, сознание. При объяснении любых психических  явлений, -- писал он, --личность выступает  как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые  преломляются все внешние воздействия. Данная формула -- внешнее действует  через внутреннее, раскрывающая характер воздействия на психику внешних, социальных причин, преобразующее влияние  личности на социальные процессы, дополняется  формулой, предложенной другим известным  отечественным психологом А.Н. Леонтьевым: внутреннее... действует через внешнее  и этим само себя изменяет. Взятые вместе оба эти подхода диалектически  дополняют друг друга, достаточно полно  отражают развитие психики, процесс  формирования личности. В этом взаимодействии биологическая природа человека участвует как необходимое условие  протекания, развертывания внутренних психических процессов. Поэтому  понятно, что изменение физиологических  параметров изменяет и характер протекания психических процессов, что может  сказываться на формировании сложных  психических образований, включая  и личность человека. Поэтому наиболее взвешенным выглядит утверждение о  том, что в человеческой личности нельзя все сводить только либо к  социальному, либо к биологическому. Иначе невозможно будет объяснить, почему человек сам для себя выбирает ту или иную, отвечающую его устремлениям, потребностям, внутренним побуждениям  и влечениям деятельность, а в  последующем и социальную среду, круг общения, образ жизни, которые  в еще большей мере оттачивают его личность, заостряя те или иные его психофизиологические особенности  и которые в конечном итоге  определяют его дальнейшее развитие. На протяжении всей жизни человека происходит непрерывный процесс  формирования его личности под влиянием социальной среды и воспитания. Со своей стороны, субъект относится  к этим внешним воздействиям не пассивно, а активно, сознательно. Такое активное, целенаправленное отношение к окружающему миру выражается прежде всего в поступках, поведении человека, в том числе, к сожалению, и антиобщественного характера. Поскольку в современном обществе имеют место различные негативные социальные явления, разного рода преступления, личность человека может заслуживать не только положительной, но и отрицательной оценки, как, например, личность субъекта, совершившего преступление. Когда говорят о личности того или иного субъекта, всегда подразумевают ее уникальность, своеобразие, отличие от других. Именно в индивидуальных различиях многие находят ключ к пониманию проблемы личности. Индивидуальность, -- пишет А.В. Петровский, -- проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей -- личность человека неповторима в своей индивидуальности.

 

И хотя оба понятия (индивидуальность и личность) весьма близки друг к  другу, тем не менее, они не тождественны. Употребляя термин индивидуальность по отношению к кому-либо, мы подразумеваем  человека яркого, т.е. выделяющегося  среди других определенным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является еще  и личностью, это означает нечто  большее. Личностью в специфическом  смысле этого слова, -- пишет С.Л. Рубинштейн. -- является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой  сознательной работы. И далее: глубина  и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми... Личностью  является лишь человек, который относится  определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это  свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе. Аналогичного взгляда на личность придерживается и Л.И. Божович, которая в личности видит также человека, достигшего определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, -- пишет Л.И. Божович, -- заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой. Именно отсутствие или недоразвитость этих личностных качеств у человека свидетельствуют о том, что он не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими либо действует по легкомыслию (ст. 26 УК РФ).

 

Таким образом, личность -- это  человек со своими взглядами и  убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических  качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий  в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. Именно в этом смысле понятие  личности используется в юридической  литературе, в правовых актах в  одном смысловом ряду с такими терминами, как субъект правоотношений, гражданин, участник, лицо, т.е. как человек  право- и дееспособный. Более того, когда в юридической литературе говорят о личности применительно  к различным субъектам той  или иной (в том числе и противоправной) деятельности, подчеркивается включенность последних в систему существующих в обществе правоотношений в определенной социальной роли: будь то следователя, прокурора, судьи, защитника либо обвиняемого (подсудимого), свидетеля, потерпевшего и т.д. И это следует иметь  в виду, когда мы используем в  юридической психологии, в правовой науке понятие личности.

 

Методологически правильный подход к раскрытию понятия личности, ее структуры и содержания, выбор  объективных критериев их оценки для более точного описания личности того или иного субъекта позволяют  ответить и на ряд других вопросов, которые должны разрабатываться  юридической психологией. А именно: каким требованиям должна отвечать личность юриста? Иначе говоря, кто  по своим личностным качествам способен освоить юридическую профессию, успешно заниматься ею, а кого с  учетом индивидуально-психологических  особенностей личности не следует допускать  к работе в сфере правоохранительной деятельности.

 

2. Структура и содержание  личности

 

Всестороннее и полное раскрытие структуры и содержания личности предполагает поиск наиболее точных и в то же время удобных  с практической точки зрения способов ее исследования и описания.

 

В экспериментальной психологии наибольшее распространение получили следующие подходы к содержательному  описанию личности: описание личности по ее чертам, качествам, сведенным  в отдельные факторы (так называемый факторный анализ личности); описание личности в зависимости от ее типа (так называемое типологическое описание личности).

 

Черты, качества, факторы  личности. Первоначально наиболее активно  развивалось направление, в котором  исследовались отдельные черты  или качества личности. Последние  рассматривались как независимые  друг от друга признаки, например: умный, общительный, настойчивый и т.д. При таком подходе в понятие качество личности вкладывается определенная, длительно существующая, отдельно взятая, стабильная характеристика конкретного человека, постоянно проявляющаяся в его поведении независимо от ситуаций. Обычно то или иное качество, черта бывают выражены в большей или меньшей степени либо они могут вообще не проявляться. С помощью специально разработанных методик отдельные качества (или свойства) личности могут быть не только выявлены, но и благодаря тому, что они поддаются измерению, сопоставляться, подвергаться ранжированию. Это позволяет сравнивать людей по выраженности у них того или иного качества. Изучая определенное качество, черту, мы как бы соотносим его с границами выраженности данного качества у других лиц и в соответствии с этим даем им различную оценку по этому качеству. Понятно, что качественные характеристики у людей встречаются самые разнообразные. Они могут быть связаны с их интеллектом, темпераментом, способностями, интересами, социальными отношениями, особенностями характера и т.д. Поэтому, чтобы удобнее было пользоваться ими при описании личности того или иного человека, наиболее общие, близко расположенные друг к другу качества сводятся воедино в какой-то один общий для них фактор. С помощью факторного анализа значительно упрощается описание большого количества однородных черт личности интересующего нас субъекта, легче отыскиваются связи между свойствами его характера и поступками, точнее составляется прогноз относительно его дальнейшего поведения, в том числе и в критических, экстремальных ситуациях. Такое описание свойств личности с помощью факторного анализа, например, имело место при составлении словаря терминов на английском языке, используемых при описании личности. С этой целью было проанализировано около 18 000 слов, из которых отобрали примерно 4500 слов, обозначающих черты личности, а также наиболее важные

 

устойчивые характеристики поведения человека, которые были сведены в синонимичные группы. В  последующем эта работа легла  в основу широко применяемого до настоящего времени созданного в 1946 г. Р.Б. Кеттеллом 16-факторного личностного опросника. Р.Б. Кеттелл еще более сократил (до 171 признака) список черт личности и в итоге получил набор из 36 биполярных различных личностных признаков (например, эмоциональная устойчивость -- неустойчивость, настойчивость -- покорность, беспечность -- озабоченность и т.д.). Каждой биполярной паре характеристик им были даны развернутые определения.

 

3. Психология осмотра места  происшествия


Информация о работе Понятие личности в психологической и правовой науке