Понятие о памяти. Процессы памяти. Формирование и развитие памяти”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 11:32, контрольная работа

Краткое описание

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью.
В настоящее время среди нейробиологов наиболее популярен комплексный подход к объяснению механизмов памяти: она представляется свойством мозга как системы в целом, а не его отдельных молекулярных и клеточных компонентов.
В психологии и физиологии выделяют произвольную и непроизвольную память; по характеру проявления различают образную, словесно-логическую, механическую, эмоциональную и условно-рефлекторную память; по типу восприятия — зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную и висцеральную память.

Содержание

Введение______________________________________________3
I. Понятие о памяти __________________________________________ 3
II. Процессы памяти __________________________________________ 5
III. Формирование памяти __________________________________ 7
1. Основные характеристики кратковременной памяти____________ 7
2. Характеристика долговременной памяти ______________________9
IV. Развитие памяти _________________________________________13
Заключение ________________________________________________ 15
Список использованной литературы_________________________16

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Саратовский Государственный Технический  Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине “Психология менеджмента”

 

на тему: “Понятие о памяти. Процессы памяти. Формирование и развитие памяти”

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

                          Выполнила:

                                             студентка МНЖ-41, з/о

                                     

 

                            

 

 

Саратов 2008

 

Содержание:

 

Введение______________________________________________3

  I. Понятие о памяти __________________________________________ 3

  II. Процессы памяти __________________________________________ 5

  III. Формирование памяти __________________________________ 7

     1. Основные характеристики кратковременной памяти____________ 7

     2. Характеристика долговременной памяти ______________________9

  IV. Развитие памяти _________________________________________13

Заключение ________________________________________________ 15

Список использованной литературы_________________________16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы о природе  памяти и внимания продолжают остро  дискутироваться и в наши дни.

Один из моментов обсуждения - старая альтернатива: является ли внимание самостоятельным процессом, или  оно - сторона, аспект любой психической деятельности. В зарубежной когнитивной психологии эта альтернатива представлена сторонниками теории внимания как специального процесса блокировки, или фильтрации, информации, который обеспечивается работой особого блока и сторонниками того взгляда, что внимание есть проявление работы всей системы переработки информации.

Запоминание, сохранение и последующее  воспроизведение индивидом его  опыта называется памятью.

В настоящее время среди нейробиологов наиболее популярен комплексный подход к объяснению механизмов памяти: она представляется свойством мозга как системы в целом, а не его отдельных молекулярных и клеточных компонентов.

В психологии и физиологии выделяют произвольную и непроизвольную память; по характеру проявления различают образную, словесно-логическую, механическую, эмоциональную и условно-рефлекторную память; по типу восприятия — зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную и висцеральную память.

Различают видовую память, обусловленную генетическими факторами, и индивидуальную, приобретаемую каждым отдельным организмом в процессе его жизни.

 

 

I. Понятие о памяти

Под памятью понимают свойство живых систем воспринимать, фиксировать, хранить и воспроизводить следы ранее действующих раздражителей. Иными словами: в результате жизнедеятельности, обучения организм (человек, животное) изменяется, иначе реагирует на те же раздражители, что является наличием следов обучения — памяти.

Объем памяти, длительность и надежность хранения информации, как и способность к восприятию сложных сигналов среды и выработке адекватных реакций возрастают в ходе эволюции по мере увеличения числа нервных клеток мозга — нейронов и усложнения его структуры.

Память характерна не только для центральной нервной системы; существует генетическая память, иммунная память. Нервная память, осуществляемая центральной нервной системой, характеризуется тем, что хранение информации о прошедших событиях внешнего мира и об ответных реакциях организма на эти события используется организмом для построения модели текущего или будущего поведения.

«Запись» информации, которая хранится в центральной нервной системе, получила название энграммы. Хотя слово «запись» здесь весьма условно. Мозг человека отбирает, сортирует и хранит лишь наиболее важную, общую информацию, т.е. память человека селективна.

Свойство избирательности, равно как и свойство забывания, позволяют мозгу не быть «затопленным» потоком непрерывно поступающих сигналов, избегая своего рода «информационной катастрофы». Отсюда следует, что храниться в мозге может не более 1 % от общего потока информации.

Природа энграммы неизвестна, о ней существуют лишь гипотезы, основанные на противоречивых данных. По всей видимости, появление информационного отпечатка происходит за счет изменения электрических свойств нейронов и проницаемости синаптических мембран с последующим включением ферментных систем и изменением интранейронального метаболизма.

При нейрофизиологическом исследовании основ памяти различают собственно механизмы памяти и регуляторные механизмы памяти, к которым относятся эмоции. Хотя поскольку память является интегральным целым (несмотря на многоуровневый характер: клеточный, молекулярный), аппарат эмоций может запускать в действие тот или иной уровень, включать деятельность тех или иных специализированных нейронов. При этом эмоциональная память включает память не только о самом состоянии эффекта, но и о системе запуска.

 

II. Процессы памяти

При выделении различных  видов памяти имеются в виду некоторые  устойчивые свойства и стороны, характеризующие  память независимо от того, какую конкретную функцию выполняет она в деятельности: закрепления, сохранения или актуализации материала. Например, в делении памяти на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую отразилась такая ее сторона, как форма (образ, слово и т.д.), в которой осуществляется и запоминание, и сохранение, и воспроизведение материала.

Но, кроме видов памяти, выделяют еще процессы памяти. При  этом в качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относятся:

Таблица 1

Процессы памяти

Краткая характеристика

запоминание

- это процесс  памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Различаются:

  • кратковременное и долговременное
  • произвольное и непроизвольное

воспроизведение (актуализация, возобновление)

- процесс памяти, в результате которого происходит  актуализация закрепленного ранее  содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти.

Внутри процесса воспроизведения можно выделить его различные виды: узнавание, собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание.

Особое место  занимает воспоминания - историческая память личности

сохранение

- определяется  степенью участия материала в деятельности личности. Процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении  к объекту этого материала при условии количественно и качественно одинаковой работы с ним

забывание материала

- зависит от времени. Это впервые экспериментально установил немецкий психолог Эббингауз, который показал, что забывание особо интенсивно протекает после заучивания, а затем замедляется. Чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Имеет избирательный характер. Устойчиво  значимый материал забывается медленнее


 

В указанных процессах  особенно ярко обнаруживается связь  памяти с деятельностью, а также протекание ее актов как особых самостоятельных (мнемических) действий.

 

 

III. Формирование памяти

Физиологические исследования памяти обнаруживают два основных этапа ее формирования, которым соответствуют два вида памяти: кратковременная и долговременная. Каждая из них реализуется на основе различных механизмов, характеризуется различной емкостью и хранит особую форму информации.

 

1. Основные характеристики кратковременной памяти

Средний объем кратковременной  памяти весьма ограничен: это 7+/- 2 единицы интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он характеризует природную память человека и имеет тенденцию сохраняться в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем так называемой механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.

С    особенностями    кратковременной    памяти,    обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально устойчивого объема кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже хранящуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое.

Благодаря кратковременной памяти перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная, и в результате не происходит перегрузка долговременной памяти излишними сведениями.

Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго в ней отложиться только то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в долговременную память, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.

Одно из главных свойств кратковременной  памяти состоит в том, что этот вид памяти при определенном условии тоже не имеет временных границ. Это условие состоит в возможности непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в кратковременной памяти необходимо сохранение активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы.

В самом термине "кратковременная  память" закреплен внешний, временной  параметр явления безотносительно к тому, как оно связано с деятельностью индивида, с ее целями и мотивами. Однако и здесь надо иметь в виду связь временного параметра событий с их значимостью для организма. Длительность события сама по себе уже значима для памяти, потому что в длительном (повторяющемся) воздействии как бы заложена возможность повторения в будущем, что требует к нему большей готовности. В этом консолидацию следов можно рассматривать как своеобразную оценку значимости данного материла для осуществления предстоящих жизненно важных целей. Однако влияние самого по себе временного фактора не безгранично: лишенное смысла длительное повторение раздражителя вызывает лишь защитное торможение, а не перевод его в долговременную память.

Клинические исследования, связанные  с нарушениями памяти, показывают, что два вида памяти - кратковременная и долговременная - действительно существуют как относительно независимые. К примеру, при таком нарушении, которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно происшедшие события, но сохраняются воспоминания тех событий, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушением памяти, -антероградной амнезии - сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память. Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система.

Схема 2





 


На рисунке схематически представлена одна из концепций, показывающая совместную работу кратковременной памяти и  долговременной памяти, разработанная американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином.

2. Характеристика долговременной памяти

        В соответствии с вышеупомянутой теорией Р. Аткинсона и Р. Шифрина долговременная память представляется практически неограниченной по объему, но ограниченной по возможности произвольного припоминания хранящихся в ней сведений. Кроме того, для того, чтобы информация попала в хранилище долговременной памяти, необходимо, чтобы над ней была произведена определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной памяти.

        Во  многих  жизненных  ситуациях  процессы  кратковременной  и долговременной памяти работают практически параллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возможности его кратковременной памяти, он часто сознательно или бессознательно прибегает к приему смысловой группировки материала, которая облегчает ему запоминание. Такая группировка  в свою очередь предполагает использование долговременной памяти, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группирования запоминаемого материала, сведения его   к числу смысловых единиц, не превышающих объема кратковременной памяти.

Перевод информации из кратковременной  в долговременную память обычно вызывает затруднения, так как, для того чтобы это сделать, нужно осмыслить и определенным образом структурировать, связать в воображении новые сведения с теми, которые уже хранятся в долговременной памяти. В отличие от кратковременной памяти в долговременной этот процесс не является ни слуховым, ни зрительным. Он, скорее, основан на мышлении, на сознательном придании запоминаемому определенного, известного запоминающему смыслового значения.

Информация о работе Понятие о памяти. Процессы памяти. Формирование и развитие памяти”