Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Саратовский государственный
технический университет
имени Ю.А. Гагарина
Институт Электронной техники
и машиностроения
кафедра "Радиоэлектроника
и телекоммуникации"
Контрольная работа
по дисциплине «Психология»
на тему «Понятие
о потребностях и мотивы.»
Выполнил студент
группы ИКТС-2 (з/с)
Шарбатов Э.Ф.
Проверил:
преподаватель
Аринушкина Н.С.
2014
Одной из новейших комплексных
научных дисциплин, оформившихся в XX в.,
стала общая теория систем. В соответствии
с установками этой теории одним из ключевых
общенаучных понятий утвердилось понятие системы,
а одним из методов научной методологии
стал системный подход к действительности,
причем виды систем чрезвычайно многообразны.
Они могут быть статическими или динамическими,
открытыми или закрытыми. Примером открытой
системы. т.е. системы, тесно связанной
с окружающей средой, является человек. Это
означает, что человек не может существовать
без тесной связи с окружающей его внешней
средой, природной и социальной.
Этим обстоятельством и вызывается
наличие у человека разнообразных потребностей, тот
или иной состав которых является важнейшей
характеристикой личности.
Удовлетворение этих потребностей
— фундаментальное условие человеческого
существования. В этом процессе выражается
тесная связь человека с окружающей средой,
его принадлежность к тому типу систем,
которая характеризуется как открытая
система.
В психологической науке потребность определяется как внутреннее
состояние индивида, вызываемое испытываемой
им нуждой в объектах, необходимых для
его существования и развития и выступающее
в качестве глубинного источника всех
форм его активности.
Происхождение потребностей
К.К. Платонов считает, что фило- и онтогенетически
потребности возникают вместе с эмоциями.
У грудного ребенка есть потребности только
в еде, кислороде, покое и тепле. По мере
созревания организма у человека появляются
новые непосредственно биологически обусловленные
потребности. Так, потребность в покое
дополняется периодически появляющейся
потребностью в движении, затем потребностью
в игре, в познании, в труде. В процессе
созревания эндокринных желез появляется
половая потребность. Старение организма
приводит к ослаблению не только половой
потребности, но и потребности в движении,
познании и так далее.
Анализируя путь развития человеческих
потребностей, А.Н. Леонтьев приходит к
принципиальной схеме: сначала человек
действует для удовлетворения своих витальных
потребностей, а затем удовлетворяет свои
витальные потребности для того, чтобы
действовать. Развитие потребностей связано
с развитием их предметного содержания,
то есть конкретных мотивов Деятельности
человека.
С потребностями тесно связано
и понятие мотива. Мотив — это связанное
с потребностями внутреннее состояние
готовности к активным действиям определенной
направленности и формы.
Потребности как психический
процесс имеют некоторые особенностями:
они связаны с предметом, к которому
человек стремится, или с каким-либо видом
деятельности, который должен доставить
человеку удовлетворение, например с игрой
или работой;
более или менее четкое осознание
данной потребности, сопровождающееся
определенным эмоциональным состоянием
готовности к конкретным действиям;
эмоционально-волевое состояние,
сопровождающее поиск путей и средств
удовлетворения потребности и ее реализацию;
ослабление этих состояний
при удовлетворении потребностей.
Потребности человека многообразны.
Они делятся нематериальные или естественные (в
пище, одежде, жилище, генле) и культурные,
или социальные, связанные с приобретением
знаний, изучением наук, приобщением к
конфессиональным и художественным ценностям,
а также с потребностью в труде, общении,
общественном признании и т.н.
Естественные потребности отражают
зависимость человека от природных, материальных
условий, необходимых для поддержания
его жизни. В культурных потребностях
отражается зависимость человека от продуктов
человеческой культуры.
Когда потребность осознается,
происходит се «опредмечивание», конкретизация,
она приобретает форму мотива. Мотив —
это осознанная потребность, обогащенная
представлениями о способах ее удовлетворения
и целях поведения, обеспечивающего ее
удовлетворение.
Сложность выявления мотивов
деятельности связана с тем. что всякая
деятельность побуждается не одним, а
несколькими мотивами. Совокупность всех
мотивов к данной деятельности называется мотивацией
деятельности данного субъекта.
Мотивация — это процесс, увязывающий
воедино личностные и ситуационные условия
деятельности, направленной на преобразование
среды в соответствии с потребностями
человека.
Общая мотивация, характерная
для данного человека, является важнейшей
составляющей характеристики его личности.
Наиболее известной и разработанной
теорией мотивации является концепция
иерархии мотивов американского психолога Абрахама
Маслоу.
Представитель гуманистической
психологии, один из ведущих психологов
в области исследования мотивации в США
А. Маслоу разработал «иерархию потребностей»
и соотнес с ними иерархическую структуру
поведенческих мотивов. Его модель потребностей,
нашедшая широкое применение в психологии
управления, психотерапии, деловом общении,
в дальнейшем уточнялась и дорабатывалась,
но принцип рассмотрения потребностей
и мотивов поведения остался тем же. А.
Маслоу выделяет следующие фундаментальные
потребности:
физиологические (органические)
— потребности в пищи, сне. сексе и т.п.;
в безопасности — проявляется
в том, что человеку нужно чувствовать
себя защищенным, избавиться от страха.
Для этого он стремится к материальной
обеспеченности, следит за своим здоровьем,
заботится о своем обеспечении в старости
и т.д.;
в любви и принадлежности —
человеку свойственно принадлежать к
общности, находиться рядом с людьми, быть
принятым ими. Реализуя эту потребность,
человек создает свой круг общения, заводит
семью, друзей;
в уважении — человек нуждается
в одобрении и признании окружающих, в
достижении успехов. Реализация потребности
в уважении связана с трудовой деятельностью
человека, его творчеством, участием в
общественной жизни;
в самоактуализации — в иерархии потребностей самый высокий уровень, связанный с реализацией как своих способностей, так и личности в целом.
Потребности образуют иерархию,
поскольку подразделяются на низшие и
высшие. А. Маслоу выявил следующие особенности
мотивации человека:
мотивы имеют иерархическую
структуру;
чем выше уровень мотива, тем
менее жизненно необходимыми являются
соответствующие потребности;
с повышением потребностей
повышается готовность в большей активности.
Базовым уровнем потребностей
являются физиологические, поскольку
без их удовлетворения человек жить не
может. Базисной является также и потребность
в безопасности. Более высокие, социальные
потребности, куда относятся потребности
в принадлежности, имеют разную степень
выраженности у разных людей, однако вне
человеческого общения ни один человек
(как человек) существовать не может. Престижные
потребности, или потребность в уважении,
связаны с социальным успехом личности.
Фактически же полноценным человек становится
только тогда, когда он удовлетворяет
свои потребности в самоактуализации.
Процесс возвышения потребностей
выглядит как замена первичных (низших)
вторичными (высшими). Согласно принципу
иерархии потребности каждою нового уровня
становятся актуальными для индивида
лишь после того, как удовлетворены предыдущие
запросы, поэтому принцип иерархии называют
принципом доминанты (господствующей
в данный момент потребности).
Высшие потребности имеют следующие
признаки:
чем выше уровень потребности,
тем менее она важна для выживания, тем
дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение
и тем легче от нее на время освободиться;
жизнь на более высоком уровне
потребностей означает более высокую
биологическую эффективность, большую
ее продолжительность, хороший сон, аппетит,
меньшая склонность к болезням и т.д.;
удовлетворение чаще имеет
своим результатом развитие личности,
чаще приносит радость счастье, обогащает
внутренний мир.
Л. Маслоу считал личностями
только тех людей, целью которых является
развитие своих способностей, самоактуализация.
Всех остальных он называл недочеловеками.
Самоактуализация представляет собой
личностный рост в ходе продуктивной деятельности,
это рост «вверх». Личностный, психологический
рост он рассматривал как последовательное
удовлетворение все более высоких потребностей.
Рост теоретически возможен только потому,
что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего»,
и потому рано или поздно удовлетворение
«низшего» становится скучным. Пока доминируют
низшие потребности. движение к самоактуализации
не может начаться. Высшие потребности
воспринимаются как менее насущные. Человеку,
все усилия которого направлены на добывание
средств к жизни, не до высоких материй.
Когда потребности не удовлетворяются,
люди начинают жаловаться. То, на что жалуются
люди, а также уровень их жалоб служат
показателем развития личности и просвещенности
общества. А. Маслоу полагал, что конца
жалобам не будет и можно лишь надеяться
на повышение их уровня.
Основными функциями мотивов
является функции побуждения к действию
и функция смыслообразования.
В психологическом плане существует
различие между целями, которые ставит
человек для того, чтобы добиться удовлетворения
той или иной потребности, и мотивами его
деятельности: цели всегда являются сознательными,
а мотивы, как правило, актуально не осознаются.
Действуя под влиянием того или иного
побуждения, человек осознает цели своих
действий, но дело с осознанием мотивов,
того, ради чего они совершаются, обстоит
иначе. Обычно мотив не совпадает с целью,
лежит за ней. Поэтому его обнаружение
составляет специальную задачу — осознание
мотива. Причем речь идет о задаче осознания
смысла его действий на личностном уровне,
т.е. о личностном смысле деятельности.
Потребности и мотивы настолько
тесно переплетены в структуре личности,
что понять эти компоненты можно только
во взаимосвязи.
Начинают анализ с потребностей,
поскольку наличие у человека потребностей
— такое же фундаментальное условие его
существования, как обмен веществ. Организм
человека, как и любая живая система, неспособен
ни поддерживать свое внутреннее динамическое
равновесие, ни развиваться, если он не
находится во взаимодействии с окружающей
средой.
В своих первичных биологических
формах потребности есть состояние организма,
выражающее объективную нужду в чем-то,
что лежит вне его. По мере становления
личности происходит изменение и развитие
потребностей. Как личности люди отличаются
друг от друга разнообразием имеющихся
у них потребностей и особым их сочетанием.