Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:40, контрольная работа
Основной вопрос: как теоретически описать общение? Как объяснить значение общения в жизни человека? Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение проявляется сущность человека.
Целью данной контрольной работы является раскрыть истинное значение процесса коммуникации, руководствуясь психологическим аспектом.
Введение
Общение и отношение занимают центральное место в отечественной социальной психологии, где предметом изучения являются отношения человека к другим людям (межличностные отношения) и к самому себе.
Отношения человека в первую
очередь связаны с его
В основе отношений лежит два явления: образ, который возникает при встрече с другим человеком; социальные потребности, которые наш партнер может удовлетворить:
ОБРАЗ – ОТНОШЕНИЕ – ОБРАЩЕНИЕ.
В.Н. Мясищев: «порочный круг отношений и взаимоотношений, влияющих негативно на общение и развитие личности. Отношения всегда реализуются в общении.
Основной вопрос: как теоретически описать общение? Как объяснить значение общения в жизни человека? Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение проявляется сущность человека.
Целью данной контрольной работы является раскрыть истинное значение процесса коммуникации, руководствуясь психологическим аспектом.
«Единственная настоящая роскошь -
это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент-Экзюпери
В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило используется описательное определение Б.Д. Парыгина, указывающее на основные стороны общения: «Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как, информационный процесс. и как отношение людей друг к другу. и как процесс их взаимовлияния друг ан друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми. При характеристике структуры общения выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Содержание общения - информация, которая в межличностных контактах передается от одного субъекта к другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном) состоянии , об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения - отвечает на вопрос "Ради чего существо вступает в акт общения?". Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными, являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и других потребностей.
Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.
С точки зрения психологии выделяют следующие виды общения:
Общение, будучи сложным социально-
♦ вербальному (речевому, от латинского «устный, словесный»);
♦ невербальному (неречевому).
Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Однако, исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.
Функции общения - его системные свойства, детерминирующие специфику проявления.
Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.
Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
При характеристике структуры общения в ней выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Эти стороны общения определяются в качестве функций, которые общение реализует в совместной жизнедеятельности людей.
Коммуникативная сторона (передача информации), общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности.
Интерактивная сторона (взаимодействие). Общение состоит в обмене не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.
Перцептивная сторона (взаимовосприятие). Общение предполагает восприятие и понимание между субъектами.
Близкая классификация функций предлагается в работах Б. Ф. Ломова:
1) информационно-коммуникатывная функция (связанная с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга);
2) регуляционно-коммуникативная функция (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);
3) аффектно-коммуникативная функция (связана с эмоциональным состоянием человека).
Заключение
Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что «межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим».
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов.
Общение предусматривает взаимодействие трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.
Отечественная психология исходит из принципа неразрывного единства общения и деятельности, в то время как в западных социально-психологических системах описывается обычно какая-либо одна сторона общения и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции. Причём связь этих сторон с совместной деятельностью практически не исследуется.
Общение во всех случаях
есть процесс взаимовлияния. Это
взаимовлияние может быть большим
или меньшим, скрытым или прямым,
положительным или
Список литературы