Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 07:37, реферат
Актуальность феномена толерантности для мирового сообщества на рубеже второго и третьего тысячелетий и многогранный интерес ученых разных стран к его исследованию представляют собой неоспоримый факт .
После того как Организация Объединенных Наций по инициативе ЮНЕСКО объявила 1992 год «Международным годом толерантности» и 16 ноября 1995 года в Париже 185-ю членами ЮНЕСКО, в том числе Россией и Германией, была подписана «Декларация принципов толерантности», вопросы толерантности, разнообразия культур, различий между людьми стали предметом обсуждения в разных странах, и в этом отражаются различные интерпретации и вскрывается многоплановость и этноспецифика феномена толерантности.
1. Понятие толерантность в разных научных сферах
Актуальность феномена толерантности для мирового сообщества на рубеже второго и третьего тысячелетий и многогранный интерес ученых разных стран к его исследованию представляют собой неоспоримый факт .
После того как Организация Объединенных Наций по инициативе ЮНЕСКО объявила 1992 год «Международным годом толерантности» и 16 ноября 1995 года в Париже 185-ю членами ЮНЕСКО, в том числе Россией и Германией, была подписана «Декларация принципов толерантности», вопросы толерантности, разнообразия культур, различий между людьми стали предметом обсуждения в разных странах, и в этом отражаются различные интерпретации и вскрывается многоплановость и этноспецифика феномена толерантности. Как указывается в «Декларации принципов толерантности», мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, поэтому эскалация конфликтов, любые проявления интолерантности потенциально угрожают всему миру. От этой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, поскольку она носит глобальный характер. В последнее время особенно участились акты насилия, терроризма, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, мигрантам, социально наименее защищённым группам в обществах, а также акты насилия в отношении отдельных лиц, осуществляющих своё право на свободу мнений и выражения убеждений. На рубеже тысячелетий идея толерантности присутствует в обсуждении расовых, этнических, сексуальных проблем, культурных и социальных отличий. Ключевую позицию идея толерантности занимает в политической теории, где она осмысливается как неотъемлемый элемент свободного общества, основная демократическая ценность, как обратная сторона нравственного и культурного плюрализма и релятивизма. Практика школьного и вузовского образования на Западе и (хотя в значительно меньшей степени) в России включает в себя элементы сравнения культур для достижения основ культурного релятивизма. Учащиеся и студенты сталкиваются со сложными вопросами толерантности в ходе размышлений об отношении к другим людям, отличным от них самих, а также к тем людям, которые сами являются нетерпимыми.
Понятие «толерантность», с помощью которого феномен толерантности представлен в современной науке, являет собой актуальный мульти- и междисциплинарный объект исследования. Например, М. Турчетти различает четыре таких типа: психологическую толерантность (включающую в себя милосердие, сострадание, вежливость, сдержанность и снисхождение), правовую или юридическую толерантность (первое принципиальное освобождение от государственной религии), богословскую или догматическую толерантность (толерантность широкого богословского воззрения на отклоняющиеся взгляды внутри него) и экклессиологическую толерантность (терпимость господствующей церкви по отношению к другим церквям) [Ср.: Лорсен 2001: 160].
В современной мировой науке
прослеживается тенденция к признанию
толерантности не только традиционной,
но и новой проблемой глобального
мира, что, естественно, является поводом
для возникновения новых
в России назрела необходимость перехода от толерантности политической к толерантности ментальной.
В отдельных исследованиях политиков феномен толерантности рассматривается в контексте концепции «культура мира», отмечается взаимосвязь толерантности с формированием демократического общества.
Феномен толерантности на современном этапе развития общества стал предметом широкого круга научных исследований и приобрел междисциплинарный и межкультурный характер.
Особый интерес толерантность
вызывает как некий регуляторный
механизм взаимоотношений в социуме,
что объясняется
Реформирование системы
Толерантность в контексте профессионального
взаимодействия педагога и обучаемых
определяет возможности личностного
саморазвития субъектов учебного процесса,
активное усвоение различных способов
познавательной деятельности, открытость
новым образовательным
По мнению современных ученых, толерантность
— сложный психологический конс
Обращение к данной проблеме обусловлено наличием глубоких противоречий между потребностью системы образования и общества в целом в реализации педагогами принципа толерантности на практике, с одной стороны, и недостаточной теоретической и методической разработанностью вопросов ее комплексного исследования, с другой. Изучение психологических особенностей проявления толерантности педагогами и студентами позволит не только сформировать определенные представления об этом конструкте в контексте профессии, выявить возможности, условия и способы формирования толерантности на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов, но и рассмотреть ее специфику с позиции двухстороннего педагогического взаимодействия.
Информация о работе Понятие толерантность в разных научных сферах