Понятие толерантность в разных научных сферах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 07:37, реферат

Краткое описание

Актуальность феномена толерантности для мирового сообщества на рубеже второго и третьего тысячелетий и многогранный интерес ученых разных стран к его исследованию представляют собой неоспоримый факт .
После того как Организация Объединенных Наций по инициативе ЮНЕСКО объявила 1992 год «Международным годом толерантности» и 16 ноября 1995 года в Париже 185-ю членами ЮНЕСКО, в том числе Россией и Германией, была подписана «Декларация принципов толерантности», вопросы толерантности, разнообразия культур, различий между людьми стали предметом обсуждения в разных странах, и в этом отражаются различные интерпретации и вскрывается многоплановость и этноспецифика феномена толерантности.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 16.79 Кб (Скачать файл)

1. Понятие толерантность  в разных научных сферах

Актуальность феномена толерантности  для мирового сообщества на рубеже второго и третьего тысячелетий  и многогранный интерес ученых разных стран к его исследованию представляют собой неоспоримый факт .

После того как Организация Объединенных Наций по инициативе ЮНЕСКО объявила 1992 год «Международным годом толерантности» и 16 ноября 1995 года в Париже 185-ю членами  ЮНЕСКО, в том числе Россией  и Германией, была подписана «Декларация  принципов толерантности», вопросы  толерантности, разнообразия культур, различий между людьми стали предметом  обсуждения в разных странах, и в  этом отражаются различные интерпретации  и вскрывается многоплановость  и этноспецифика феномена толерантности. Как указывается в «Декларации принципов толерантности», мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, поэтому эскалация конфликтов, любые проявления интолерантности потенциально угрожают всему миру. От этой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, поскольку она носит глобальный характер. В последнее время особенно участились акты насилия, терроризма, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, мигрантам, социально наименее защищённым группам в обществах, а также акты насилия в отношении отдельных лиц, осуществляющих своё право на свободу мнений и выражения убеждений.  На рубеже тысячелетий идея толерантности присутствует в обсуждении расовых, этнических, сексуальных проблем, культурных и социальных отличий. Ключевую позицию идея толерантности занимает в политической теории, где она осмысливается как неотъемлемый элемент свободного общества, основная демократическая ценность, как обратная сторона нравственного и культурного плюрализма и релятивизма. Практика школьного и вузовского образования на Западе и (хотя в значительно меньшей степени) в России включает в себя элементы сравнения культур для достижения основ культурного релятивизма. Учащиеся и студенты сталкиваются со сложными вопросами толерантности в ходе размышлений об отношении к другим людям, отличным от них самих, а также к тем людям, которые сами являются нетерпимыми.

Понятие «толерантность», с помощью которого феномен толерантности представлен в современной науке, являет собой актуальный мульти- и междисциплинарный объект исследования. Например, М. Турчетти различает четыре таких типа: психологическую толерантность (включающую в себя милосердие, сострадание, вежливость, сдержанность и снисхождение), правовую или юридическую толерантность (первое принципиальное освобождение от государственной религии), богословскую или догматическую толерантность (толерантность широкого богословского воззрения на отклоняющиеся взгляды внутри него) и экклессиологическую толерантность (терпимость господствующей церкви по отношению к другим церквям) [Ср.: Лорсен 2001: 160].

В современной мировой науке  прослеживается тенденция к признанию  толерантности не только традиционной, но и новой проблемой глобального  мира, что, естественно, является поводом  для возникновения новых подходов к исследованию этого феномена. Усиление интереса к феномену толерантности на рубеже XX и XXI веков связано, кроме прочего, с тем, что в условиях свободы, характерных для современности, стало почти невозможным постигнуть условия и трудности, к которым привела эта свобода. Религиозно определенная история толерантной мысли может исчезнуть из сознания современного гражданина, который наслаждается преимуществами свободного и демократического правового государства. 

в России назрела необходимость перехода от толерантности политической к толерантности ментальной.

 В отдельных исследованиях политиков феномен толерантности рассматривается в контексте концепции «культура мира», отмечается взаимосвязь толерантности с формированием демократического общества.

 

 

 

 

 

 

 

Феномен толерантности на современном  этапе развития общества стал предметом  широкого круга научных исследований и приобрел междисциплинарный и  межкультурный характер.

Особый интерес толерантность  вызывает как некий регуляторный механизм взаимоотношений в социуме, что объясняется преобразованиями в политической, экономической, культурной жизни России, которые в свою очередь  обусловили возникновение относительно новых социально-психологических, нравственно-правовых, национально-религиозных условий  функционирования общества и межличностных  отношений в нем.

Реформирование системы образования, провозглашение принципов гуманизма, индивидуализации обучения, личностного  развития обратили внимание исследователей на изучение феномена толерантности  в педагогическом аспекте. Принятая Федеральная целевая программа  «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма  в российском обществе» на 2001-2005 гг. была ориентирована и продолжила дальнейшее развитие гуманистических  традиций российского общества, складывающихся веками. В связи с этим в рамках профессиональной школы становится актуальным развитие культуры толерантных  отношений всех субъектов педагогического  процесса.

Толерантность в контексте профессионального  взаимодействия педагога и обучаемых  определяет возможности личностного  саморазвития субъектов учебного процесса, активное усвоение различных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. Педагог является одной из ключевых фигур в реализации декларируемого подхода. В силу объективных причин он не только осуществляет передачу знаний, формирование умений и навыков, но и  оказывает воздействие на развитие личности обучаемых. Инструментом влияния  выступает его личность, в связи  с этим, объектом пристального внимания становятся индивидуально-психологические  особенности педагога, способствующие созданию атмосферы открытости и  доверия, толерантному поведению в  педагогическом взаимодействии.

По мнению современных ученых, толерантность  — сложный психологический конструкт, и его развитие начинается с раннего детства. Значение и специфика профессиональной подготовки будущих педагогов в том, что в процессе обучения, возможно, сформировать именно те компоненты толерантности, которые необходимы участникам педагогического взаимодействия. Исследования в данном направлении актуальны, так как образование, как одна из важнейших сфер человеческой жизни, стремится соответствовать современным тенденциям и предвосхищать востребованность общества в формировании толерантного сознания.

Обращение к данной проблеме обусловлено  наличием глубоких противоречий между  потребностью системы образования  и общества в целом в реализации педагогами принципа толерантности  на практике, с одной стороны, и  недостаточной теоретической и  методической разработанностью вопросов ее комплексного исследования, с другой. Изучение психологических особенностей проявления толерантности педагогами и студентами позволит не только сформировать определенные представления об этом конструкте в контексте профессии, выявить возможности, условия и способы формирования толерантности на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов, но и рассмотреть ее специфику с позиции двухстороннего педагогического взаимодействия.

 
 


Информация о работе Понятие толерантность в разных научных сферах