Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:37, доклад
Индивидуальность -- это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами.
Индивидуальность -- это неповторимый,
самобытный способ бытия конкретной личности
в качестве субъекта самостоятельной
деятельности, индивидуальная форма общественной
жизни человека. Она выражает собственный
мир индивида, его особый жизненный путь,
который по своему содержанию определяется
социальными условиями, а по происхождению,
структуре и форме носит индивидуальный
характер. Сущность индивидуальности
раскрывается в самобытности конкретного
индивида, его способности быть самим
собой. Важная роль природных задатков,
врожденных особенностей в ее развитии
опосредствована социальными факторами.
Индивидуальность -- это единство уникальных
и универсальных свойств человека, целостная
система, формирующаяся в процессе диалектического
взаимодействия его качеств -- общих, типических
(общечеловеческих природно-антропологических
и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических,
формационных) и единичных (неповторимых
телесных и духовно-психических характеристик).
5. Социальный
статус и роль в обществе.
Социальные
статусы. В повседневных разговорах
слово “статус” используется для обозначения
позиции индивидуума, определяемой его
экономическим положением, влиянием и
престижем. Однако социологи под статусом
понимают социальную позицию человека
в рамках группы или общества, связанную
с определенными его правами и обязанностями.
Именно с помощью статусов мы идентифицируем
друг друга в различных социальных структурах.
Мать, мэр, священник, приятель, начальник,
мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик,
профессор и осужденный – все это статусы.
Общества обычно лимитируют конкурентную
борьбу за статус в зависимости от пола
и возраста человека, его социальной принадлежности. Приписываемые
и достигнутые статусы. Не все статусы
находятся в нашей власти. Некоторые статусы
придаются нам группой или обществом.
Статус, унаследованный от рождения, прирожденный
называется приписываемым (аскриптивным).
Общепринятыми критериями приписываемого
статуса являются возраст и пол. Например,
по закону нельзя получить водительские
права, вступить в брак, участвовать в
выборах или получать пенсию, не достигнув
необходимого для этого возраста. Другие
статусы мы получаем посредством индивидуального
выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый
индивидом в обществе благодаря его собственным
усилиям, называется достигнутым. Ни одно
общество не может игнорировать различие
индивидуальностей, поэтому успех или
неудача отдельного человека отражается
в придании ему определенного статуса
на основе конкретного достижения. Профессор,
дирижер хора, врач, актер, студент университета,
священник, милиционер, карманный вор,
президент компании, тренер и аквалангист
– все это примеры достигнутого статуса. Основной
статус.Некоторые из наших статусов
превалируют над другими статусами как
в нашем сознании, так и в сознании других
людей. Основной статус – это ключевой
статус, определяющий социальное положение
и значение человека, связанное с определенными
его правами и обязанностями. Для детей
основным статусом является возраст; аналогичным
образом во многих обществах основным
статусом является пол. Основной статус
образует каркас, внутри которого формулируются
наши цели и проходит наше обучение. Социальные
роли. Статус предполагает наличие
определенных социальной культурой прав
и обязанностей, формирующих модель поведения
– то, что социологи называют ролью. Эти
ожидаемые от человека действия определяют
поведение, которое люди рассматривают
как соответствующее или несоответствующее
обладателю статуса. Роли позволяют мысленно
формулировать поведение с тем, чтобы
поступать должным образом. При этом мы
анализируем подробности разворачивающейся
ситуации и определяем для себя, кто что
делает, когда он это делает и где. Роли
дают возможность предполагать, что в
некоторых отношениях мы можем игнорировать
отдельные различия и говорить, что практически
люди взаимозаменяемы. Итак, роль – это
ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем
с определенным статусом. Исполнение роли
является фактическим поведением лица,
обладающим каким-либо статусом. Ролевой набор. Один статус может
иметь некоторое число связанных с ним
ролей, образуя ролевой набор. Рассмотрим
статус студента. Он включает в себя роль
ученика, роль сокурсника других студентов,
роль верного болельщика спортивных команд
вашего университета, роль читателя библиотеки
и роль “хорошего товарища” в студенческой
среде. Ролевой
конфликт возникает в том случае, когда
индивиды сталкиваются с противоречивыми
требованиями, которые обусловлены одновременным
обладанием двумя или более статусами.
Так, тренер футбольной команды, сын которого
является членом команды, может попасть
в ролевой конфликт, принимая решения
о том, кого поставить в защиту – своего
сына или более талантливого игрока. Ролевая напряженность –
это ситуация, при которой одна роль предъявляет
человеку противоречивые требования и
ему становится трудно исполнять эту роль.
Для примера рассмотрим отношения между
врачами и пациентами. Считается, что врачи
должны быть мягкими, человечными, жертвенными
спасителями больных, и в то же время от
них ожидают поведения мелких предпринимателей,
торгующих в розницу знаниями, которые
они приобрели ценой больших затрат и
усилий.