Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 07:51, курсовая работа
Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке
1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.2 Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения
Выводы по II главе
Заключение
Литература
Содержание:
Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
1.1 Понятие «воображение»
в психолого-педагогической
1.2 Особенности развития
воображения в дошкольном
1.3 Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Виды изобразительной
деятельности и их возможности
для развития творческого
2.2 Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения
Выводы по II главе
Заключение
Литература
Введение
В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации.
Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Глубоко подметил это К.Д.Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».
Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О.М., Выготский Л.С., Немов Р.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Рубинштейн С.Л., Вернер.
В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое.
Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве.
К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм.
Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников.
Формирование и развитие воображения в изобразительной деятельности — наименее разработанный вопрос психологической науки, нуждающийся в тщательном опытном исследовании.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием методических рекомендаций по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении влияния изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие
творческого воображения в
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытной работы доказать, что изобразительная деятельность заключает в себе потенциал, который оказывает большое влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение психолого-
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-
2. Выявить особенности
развития воображения в
3. Изучить возможности изобразительной деятельности и их влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплексную
методику диагностики и
5. Путем опытной работы проверить возможности мероприятий по развитию воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, опытная работа, статистический метод обработки данных.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 45 наименований. Общий объем работы 74 страницы компьютерного текста.
Научная новизна исследования состоит в том, что потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у дошкольников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; путем опытной работы проверена эффективность мероприятий по развитию воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.
Глава I. Теоретические аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке
По определению, данному
в психологическом словаре, воображение
– это универсальная
Я.Л. Коломенский определяет воображение как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений
Воображение - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер.
Л.С. Выготский описывая
связь воображения с
Характерным свойством воображения является и его относительная независимость от “наличной ситуации”, свободная игра импровизации, способствующая возникновению новообразований.
Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.
Процессы воображения
имеют аналитико-синтетический
Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.
Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы[9, c.86].
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, например, в том, человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел.
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, что вообще не было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в своем воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно, осуществимая ли [34, c.324].
Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числе не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве.… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты»[31, c.116].
Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы»[31, c.63].
При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.
Воображение тесно связано
с мышлением, поэтому способно активно
преобразовывать жизненные
Воображение – познавательный
процесс и имеет в своей
основе аналитико-синтетическую
Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.
Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем[39, c.52].
Физиологическая основа
воображения – образование
Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения
состоит в регулировании
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.