Правовая культура юриста: понятие, элементы, уровни. Правовое воспитание и правовое обучение юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 17:21, контрольная работа

Краткое описание

Профессиональная правовая культура в свою очередь представляет собой степень ее развития у юристов. Она формируется в различных сферах правовой деятельности в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей.
Целью данной работы является анализ правовой культуры как важного компонента эффективности профессиональной деятельности юриста.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 33.59 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение.

Право играет значительную роль в жизнедеятельности современного общества. Соблюдение регламентированных им норм дает возможность успешному обеспечению общественного порядка в интересах отдельной личности и всех граждан. Выполнение данных норм гарантируется специальными органами и организациями, являющихся предметом особого внимания государства.

В этой связи в общественном сознании складывается определенное представление о правовой культуре как единстве знаний о праве, конкретным образом классифицированном личном отношении к нему и практическом действии с учетом правовых требований. Несмотря на определенную схематичность в этом триединстве - нормы и права, отношений к ней и практическом действии на ее основе, содержится самое важное, что позволяет говорить о правовой культуре личности. Основываясь на таком представлении о правовой культуре, можно судить об уровне развития человека.

Правовая культура представляет собой совокупность знаний и навыков, умение применять их на практике, обеспечить законность в обществе. Высокая правовая культура предполагает убежденность личности в важности права и избранных средств его реализации, ответственности за то, что делают субъекты юридической организации государства. Следует заметить, что граждане станут доверять правозащитнику при условии, когда будут полностью уверены в том, что опыт, знания и убежденность юриста, достигнутый уровень правовой культуры правоохранительной системы в целом всегда надежно реализуется в конкретной ситуации.

При таком понимании правовой культуры в поле зрения попадает сама юридическая практика, то, как она реализуется на деле, насколько обстоятельно и ответственно протекает деятельность организаций, учреждений и отдельных личностей.

Правовую культуру необходимо разделять, по крайней мере, на два вида: правовую культуру общества и - профессиональную. Первая представляет собой общий уровень правовой дееспособности общественного организма, выражающийся в защищенности прав и свобод граждан. В правовой культуре общества, наряду со знаниями и способностями применять их на деле, важную роль играет фактор восприятия личностью закона и всей правоохранительной системы в целом. Такое восприятие существенно важно, когда оно исходит от юриста. На основе правового восприятия постепенно в обществе формируется правовое предвидение. Оно по своей сущности выступает, с одной стороны, показателем правовой надежности и состоятельности общества, а с другой - своеобразной психологической гарантией проявления законности в нем.

Профессиональная правовая культура в свою очередь представляет собой степень ее развития у юристов. Она формируется в различных сферах правовой деятельности в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей.

Целью данной работы является анализ правовой культуры как важного компонента эффективности профессиональной деятельности юриста.

 

Глава1.Правовая культура юриста : понятие, элементы, уровни.

    1. Понятие и общая характеристика правовой культуры юриста.

Правовая культура юриста - это уровень (степень) духовного философского осмысления духа естественного права и содержания позитивного права, эволюции всех его источников, рациональной профессиональной деятельности юриста и умелое содержание (регулирование) профессиональной гармонии в рамках правового поля.

Правовая культура юриста обладает определенными чертами, которые выделяют правовую культуру юриста среди аналогичных (похожих) категорий. К таким чертам правовой культуры юриста относят:

- повышение качественности  права и его сущности;

- активное профессиональное  поведение юриста в социальных  сферах;

- усовершенствование процесса  поиска истины в источниках позитивного права;

- содействие объективному  решению возможных юридических  конфликтов;

- обеспечение свободы  волеизъявления в действии;

- содействие сохранению  и приумножению культурной ценности  права;

- правовая культура юриста  содействует приобретению государством  таких же признаков правовой культуры.

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные сферы ее деятельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.

В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения). Поэтому основными составляющими профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы или области культуры. Быть мастером своего дела в сфере правопорядка - значит обладать высоким уровнем профессиональной культуры.

 

 

    1. Элементы и уровни правовой культуры юриста.

Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.

Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень:

- право как систему  норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;

- правосознание как систему  духовного отражения всей правовой действительности;

- правовые учреждения  как систему государственных  органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

- правовое поведение, деятельность.

Чтобы понять сущность правовой культуры необходимо рассмотреть ее структуру. Первым компонентом можно выделить нравственные взгляды, убеждения. От них зависит качество правовых знаний и умений ими пользоваться; характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности); готовность исполнять правовые нормы. Вторым структурным компонентом является правовая деятельность, которая содействует укреплению законности и правопорядка, а также осуществляет контроль над исполнением правовых норм. Правовая культура третьего уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений.

 

Рассмотрим каждый из этих уровней отдельно. При оценке правовой культуры важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются три основных уровня правовой культуры:

· обыденный;

· профессиональный (специальный);

· теоретический.

Правовая культура формируется постепенно. Под влиянием окружающей среды формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями -- основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т.д. права), положения правовой теории, и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. Но для того, чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения. Обыденный уровень как бы «останавливается» на поверхности правовых явлений, ее обобщения не глубоки. С помощью такой культуры нельзя объективно осмыслить и оценить все стороны правовой практики.

Однако было бы ошибкой рассматривать правовую культуру на обыденном уровне. Это становится понятным при изучении его специфики, которая заключается в том, что «правовая культура, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения». Правовая культура во многом определяется такими факторами как деятельность граждан по реализации права и обязанности его исполнения (например, заполнение налоговой декларации о совокупном годовом доходе).

Профессиональный уровень развития правового сознания населения должен быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственен более высокий уровень правовой культуры. Они должны обладать системой правовых знаний, а также навыков и умений, которые способствуют разрешению сложных ситуаций.

 

Правовая культура общества во многом зависит от качества развития правотворческой деятельности по созданию законодательной основы общества. Правотворчество и правоприменение компетентными органами требуют высокий теоретический уровень правовой культуры, которая в свою очередь вырабатывается усилиями учёных-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом отношении лица с соблюдением демократических принципов. Правоприменение, властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации, является важным фактором формирования правовой культуры общества. Качество правоприменительной деятельности зависит от структуры государственного аппарата, порядка взаимоотношений его органов, а также от профессионализма и культуры правоприменителя.

 

Глава 2. Правовое воспитание и правовое обучение юриста.

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

 Правовое обучение  и правовое воспитание органически  связаны между собой. Воспитывающее  обучение предполагает непрерывную  взаимосвязь процессов целенаправленного  формирования сознания личности  законопослушного гражданина и  юриста-профессионала, включая правовоззрение, нравственные идеалы, правовые установки  и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые характеристики. Крайне важно сформировать соответствующую  мотивацию - положительное отношение  к познаваемому содержанию и  потребность к постоянному расширению  и углублению правовых знаний. По образному выражению известного  отечественного психолога Л. И. Божович, потребность такого рода должна  характеризоваться своей «ненасыщаемостью», прежде всего для юристов-профессионалов, других государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, а также граждан. Лишь в этом  случае можно считать, что человек  будет не только декларировать  значение теоретических знаний  для практической деятельности, но и найдет возможность для  овладения этими знаниями и  их правильного применения в  юридически значимых ситуациях.

Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании - правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива (профессиональной группы), общества в целом. Следует подчеркнуть, что идеологическое воздействие на общественное правосознание означает соответствующее воздействие на групповое и индивидуальное сознание и, наоборот, правовое воспитание отдельных индивидов и их групп, в конечном счете, обусловливает формирование и развитие общественного правосознания, так как различные виды правосознания находятся между собой в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости.

Информация о работе Правовая культура юриста: понятие, элементы, уровни. Правовое воспитание и правовое обучение юриста