Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:14, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности проблемы возраста человека.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие возрастного кризиса
2) рассмотреть классификацию возрастных проблем.
3) проанализировать особенности кризиса развития. Различные периоды кризиса развития.
4) исследовать кризисы развития зрелых возрастов.
Введение 2
Глава 1. Возрастные особенности 4
Глава 2. Основные проблемы возрастной психологии 5
2.1 Проблемы возраста человека на основе классификации 6
2.2 Закономерности психического развития 9
Глава 3. Кризисы на разных возрастных этапах 16
3.1 Понятие возрастного кризиса 16
3.2 Особенности кризиса развития 18
3.3Кризисы развития зрелых возрастов 21
Заключение 23
Глоссарий 24
Список использованной литературы 26
Приложение 27
Содержание:
Введение
Глава
1. Возрастные особенности
Глава
2. Основные проблемы возрастной психологии
2.1
Проблемы возраста человека на основе
классификации
2.2
Закономерности психического
Глава
3. Кризисы на разных возрастных этапах
3.1
Понятие возрастного кризиса
3.2
Особенности кризиса развития
3.3Кризисы
развития зрелых возрастов
Заключение
Глоссарий
Список
использованной литературы
Приложение
Введение
Возрастная
психология – это область психологии,
которая изучает
Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из основного возраста в другой, включая разносторонние содержательные психологические особенности детей разного возраста.
Объект исследований – закономерности развития и формирования личности.
Предмет
– возрастная динамика психики человека,
онтогенез психических
Рассматривая
вопросы стоящие перед
В
работе "Проблема возраста" (1932-1934гг.)
Выготский анализирует
новообразований. Соотношение этих двух категорий - социальной ситуации развития и новообразования - задает диалектический характер развития в онтогенезе. Диагностировав основные проблемы человека, найдя причины основных изменений - новообразований, возможно дальнейшее осмысление и анализ ситуации развития, а так же применение полученных знаний на практике.
Актуальность
выбранная тема обуславливается
тем, что на каждой данной возрастной
ступени мы всегда находим центральное
новообразование, как бы ведущее
для всего процесса развития и
характеризующее перестройку
Объектом исследования является человек.
Предметом исследования является проблемы возраста человека.
Цель работы: выявить особенности проблемы возраста человека.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие возрастного кризиса
2)
рассмотреть классификацию
3)
проанализировать особенности
4) исследовать кризисы развития зрелых возрастов.
Гипотеза: психологическое созревание человека зависит от постоянно действующих факторов: биологического созревания; психофизического состояния организма; социальные отношения.
Для разработки темы курсовой работы были использованы труды таких ученых, как Выготский Л.С., Эльконин Д.Б. Возрастная психология, Абрамова Г.С., Возрастная психология. Уч. пособие для студентов вузов. - 4-е изд.,. Психология развития - Зарубежные авторы: Крайнг Г., Эриксон Э., Селье Г., Гезелл.
Метод исследования: исторический, аналитический.
Практическая значимость: данная работа повышает психологическую грамотность в том, что рассматриваются возрастные пороги человека и зачастую педагоги, воспитатели интересуются определенным возрастным периодом и изучают его проблемы и особенности.
Данная работа позволяет расширить границы знаний и рассматривает основные проблемы: влияние обучения и воспитания на развитие детей, соотношение задатков и особенностей, проблемы органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека, и другие.
Для
лучшего нахождения подхода к
ребенку педагог применяет
Психолог
реализует данные знания при консультировании
клиента. Человек самосовершенствуется
и начинает путь к самопознанию,
реализуя тем самым собственные
потребности, переходя на новый уровень
развития, преодолевая кризисные
состояния, решая собственные возрастные
проблемы.
Глава
1. Возрастные особенности
Возраст и возрастные особенности как ступени развития выступают на этой основе как проявления, как момент различных фаз жизни человека. «Онтогенез» человека – это жизненный путь личности, процесс индивидуального развития.
Изучая
процесс индивидуального
В
итоге развития в жизнь вступает
и в жизни дальше формируется
личность - субъект практической и
теоретической деятельности.
Глава 2. Основные проблемы возрастной психологии
2.1 Проблемы возраста человека на основе классификации
В исследовании развития человека обозначим основные проблемы возрастной периодизации психического развития:
Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
Влияние обучения и воспитания на развитие детей.
Соотношение задатков и способностей.
Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.
Соотношение
интеллектуальных и личностных изменений
в общем психологическом
В
отечественной науке существует
два представления о возрасте:
физический возраст и психологический
возраст. Переходы из одного возраста
в другой сопровождаются изменением
физических данных и психологических
характеристик ребенка, их называют
кризисами возрастного
Проблемы:
специфические сочетания
Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
Влияние обучения и воспитания на развитие детей.
Соотношение задатков и способностей.
Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.
Соотношение
интеллектуальных и личностных изменений
в общем психологическом
В отечественной психологии в исследованиях проблем детства развиваются два крупных направления. Первое - изучение отдельных сторон детской жизни, фактов, второе - вопросы общих подходов к исследованию детства в целом.
В
культурно-исторической теории (Л.С. Выготский)
возраст определяется отношением социальной
ситуации развития и новообразованиями
(структурой личности, сознания), а в
теории деятельности - отношением места
человека в системе общественных
отношений и ведущей
Проблема динамики возраста
Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:
Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);
Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);
Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).
Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:
Младенчество (от рождения до одного года жизни);
Раннее детство (от 1 года до 3-х лет);
Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);
Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);
Ранний
юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).
Каждый
этап состоит из двух периодов: межличностное
общение как ведущий вид