Проблема воли в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:18, реферат

Краткое описание

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII-XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX века в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие воли 4
2. Теории воли 6
3. Основные признаки волевого акта 9
4. Структура волевого действия 11
5. Волевая регуляция поведения и деятельности 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 37.46 Кб (Скачать файл)

Тема: «Проблема воли в психологии»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие воли 4

2. Теории воли 6

3. Основные признаки волевого  акта 9

4. Структура волевого  действия 11

5. Волевая регуляция поведения  и деятельности 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

 

ВВЕДЕНИЕ

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII-XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях.

В начале XX века в связи  с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась  самой трудной из тех, которые  необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как  воля относится к числу тех  психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.

По этой причине в начале XX в. и в последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов. Однако вследствие неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученые в первые десятилетия текущего столетия стремились вообще отказаться от этого понятия как от якобы ненаучного, заменить его поведенческими характеристиками или какими-либо другими, операционализируемыми и верифицируемыми, т. е. такими, которые можно наблюдать и оценивать.

Понятием “воля” оперируют  психиатрия, психология, физиология и  философия. В толковом словаре Ожегова  воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели. Волевой акт – это сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Цель контрольной работы: изучение проблемы воли в психологии.

1. Понятие воли

Воля - сознательное регулирование  человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений [4; c. 128].

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего  мира человека возможно выделить 4 варианта проявления воли:

1) в легком мире, где  любое желание выполнимо, воля  практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);

2) в трудном мире, где  существуют разнообразные препятствия,  требуются волевые усилия по  преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);

3) в легком внешнем  мире и при сложном внутреннем  мире человека требуются волевые  усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;

4) в трудном внешнем  мире и при сложном внутреннем  мире человека требуются интенсивные  волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости [4; c. 130].

Необходимость сильной воли возрастает при наличии:

1) трудных ситуаций «трудного  мира»;

2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые  качества; целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность", настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные:

1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется), либо 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.

Родители, стремящиеся воспитать  волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:

1) не делать за ребенка  то, чему он должен научиться,  а лишь обеспечить условия  для успеха его деятельности;

2) активизировать самостоятельную  деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;

3) даже маленькому ребенку  полезно объяснять, в чем заключается  целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые  предъявляют ребенку, и постепенно  учить ребенка самостоятельно  принимать разумные решения. Ничего  не решайте за ребенка школьного  возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

Волевые действия, как и  вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии - болезненному безволию.

2. Теории воли

В античности в европейской  культуре представление о воле, как  неотъемлемой части психической  жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом [7; c. 89].

Современное представление  о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. Например, Юм, определив волю как  “внутреннее впечатление, которое  мы переживаем и сознаем, когда сознательно  даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции  нашего духа”, фактически указал на то, что человеку присуще сознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты осуществляются сознательно, волеизъявление предшествует действию.

Более того, в современном  философском понимании воля стала  неотделима от действия, “каждый истинный, настоящий непосредственный акт  воли в то же время и непосредственно - проявляющийся акт тела”.

Современная психиатрия рассматривает  волю как психический процесс, заключающийся  в способности к активной планомерной  деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека. Деятельность рассматривается как произвольная и целенаправленная тогда, когда  она осуществляется в соответствии с представлениями о конечных результатах и контролируется на каждом из этапов [7; c. 92].

Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Ясперс выделял переживание  первичного, лишенного содержания, не имеющего определенной направленности влечения, переживание естественного  инстинктивного побуждения, бессознательно направленного к некоторой цели и переживание волевого акта, имеющего осознанную цель и сопровождаемого  осознанным представлением о средствах  и последствиях достижения этой цели. И если влечения и инстинктивные  побуждения есть борющиеся мотивы, определяющие поведение человека, то собственно волевой акт представляет собой решение, возникающее как  результат взвешивания аргументов “за” и “против”. Волевой акт  осознается. Это личностное “я хочу”  или “я не хочу” [7; c. 94].

Человек не обязательно осознает совершаемые им действия. Таковы например, действия, осуществляющиеся рефлекторно, без вмешательства сознания. Однако человек осознает, что действие свершилось, т.е. остается “осведомленным” о нем.

С точки зрения Ясперса, истинным критерием сознания является “осведомленность” (подобного рода) о содержании собственных  мыслей, т.е. мышление о мышлении, практически  воплощенная в афоризме Декарта: “Мыслю, следовательно существую”. Ясперс, исходя из теории многоплановости сознания, подразумевающей представление о сознании как о ряде параллельных систем, независимых друг от друга, подводит читателя к выводу, что воля распространяется лишь на ту часть сознания, о состоянии которой мы “осведомлены” [7; c. 95].

Так ли это? Исследуя состояния  измененного сознания, М. Эриксон и вслед за ним Д. Гриндер и Р. Бэндлер пришли к выводу, что сознание стремится не участвовать в переработке всей информации, поступающей на соответствующий уровень активности мозга. Однако, хотя целый ряд явлений не осознается, сознание сохраняет за ними контроль. В свете вышесказанного можно проанализировать еще один вопрос. Является ли процесс переключения сознания актом воли? Очевидно, что в ряде случаев воля принимает в этом участие. В ряде случаев, напротив, волевой акт ускользает от нашего сознания. Более того, существуют яркие примеры, когда переключения сознания совершается против воли индивидуума. Такой характер носит ряд феноменов нарушения мышления.

В американской поведенческой  психологии вместо понятия воли стали  употреблять понятие "устойчивость поведения" - настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих  актов, в преодолении возникающих  на их пути преград. Эту настойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и т.п. [3; c. 57].

Изучая сегодня работы таких психологов, как У. Джемс  в США и С. Л. Рубинштейн в России (в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли они продолжали заниматься ею), мы обнаруживаем, что воля - вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками.

Таким образом, в настоящее  время в психологической науке  нет единой теории воли, хотя многими  учеными и предпринимаются попытки  разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека.

Для первой концепции понятие  воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение  человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения [3; c. 59].

3. Основные признаки  волевого акта

Основными признаками волевого акта являются:

а) приложение усилий для  выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к  такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя [5; c. 329].

Таким образом, один из существенных признаков волевого акта заключается  в том, что он всегда связан с приложением  усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному  признаку волевое действие всегда можно  отделить от остальных.

Волевое решение обычно принимается  в условиях конкурирующих, разнонаправленных  влечений, ни одно из которых не в  состоянии окончательно победить без  принятия волевого решения. 
Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Информация о работе Проблема воли в психологии