Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:35, доклад
Проблема зрелости и её специфических критериев может рассматриваться на разных уровнях: индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Личность определяется как наивысший уровень интеграции психической регуляции индивидуальной деятельности. Становление зрелости человека – процесс многосторонний, и, следовательно, гетерохронный (Б.Г. Ананьев).
В.В. Студитских
Ю.Г. Порываева
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ» В ПСИХОЛОГИИ
Проблема зрелости и её
специфических критериев может
рассматриваться на разных уровнях:
индивида, личности, субъекта деятельности
и индивидуальности. Личность определяется
как наивысший уровень
Превращение ребенка в юношу, а затем во взрослого человека, достижение зрелости в ходе развития и становления личности - сложный и драматический процесс. Процессы развития и становления личности в юношеский период жизни были подвергнуты анализу известными зарубежными философами, психологами и педагогами, такими как Г. Гегель, А. Гезелл, Ж. Пиаже, И. Кант, З. Фрейд, А. Фрейд, Д. Холл. Изучению развития личности в разные периоды ее жизни посвящены многие исследования отечественных научных школ (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, В.И. Несмелов и другие).
Онтогенетические рамки зрелости довольно условны и чаще всего определяются либо началом периода юности, либо завершением юности и переходом к взрослости, либо по степени успешного проявления социальной и профессиональной компетентности. По мнению Л.И. Божович развитие личности происходит постепенно. Сначала возникает «потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию». Конечным этапом формирования личности является возникновения самоопределения, которое характеризуется не только пониманием самого себя — своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.
Можно выделить различные стороны зрелости. Наиболее сложным и менее исследованным из всех аспектов зрелости является личностная зрелость. В настоящее время нет четкого определения личностно зрелости.
В отечественной психологии под личностной зрелостью часто понимается социальная зрелость (П.М. Якобсон, Д.И. Фельдштейн, А.А. Реан, И.С. Кон, А.Л. Журавлев, Е.Б. Старовойтенко, и др.). В зарубежной литературе понятие личностной зрелости не используется, его синонимами выступают понятия «психологическая зрелость», «психосоциальная зрелость». В гуманистической психологии тождественными личной зрелости являются понятия самоактуализации (А. Маслоу), полноценно функционирующей личности (К. Роджерс).
В современной отечественной и зарубежной психологической литературе, посвященной личностному росту и личностной зрелости, можно выделить ряд общих положений: личностная зрелость рассматривается как этап развития человека - личностного роста; личностный рост определяется как прогрессивное, качественно положительное изменение в личности; уровень личностной зрелости непосредственно детерминирован развитием личности; личностный рост соответствует реализации сущностных сил человека; в качестве механизмов личностного роста ученые рассматривают реализацию биологической предрасположенности, адаптацию к обществу и социализацию, преодоление жизненных противоречий между “хочу”, “могу” и “надо”, освоение культуры и т.д.; изменение в уровне личностной зрелости связывается с перестройкой в фундаментальных структурах личности: ценностях, мотивах, потребностях, познании, социальных установках; выделены поведенческие проявления личностно зрелых людей.
Личностная зрелость связана
с отношением человека к себе и
собственной деятельности, с проявлением
активности в социуме, творческим решением
жизненных планов поставленных
задач. Находясь на разных уровнях развития
(зависимость, независимость, взаимозависимость),
люди по-разному проявляют
Анализ работ различных авторов позволил выделить ключевые элементы личностной зрелости:
1) сформированность мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер личности, в которых на вершине их иерархии находятся высшие духовные, общечеловеческие и культурные потребности и ценности (А. Маслоу, Г. Олпорт, Б.Г. Ананьев, П.М. Якобсон, В.М. Русалов, Д.А. Леонтьев и др.);
2) автономия, независимость,
самостоятельность и
3) способность личности к саморегуляции, самодетерминации и самоопределению (Л.И. Божович, В.М. Русалов, П.М. Якобсон, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, А.Л. Журавлев, Д.А. Леонтьев, М.А. Емельянова и др.);
4) самопознание, самореализация, самоактуализация, саморазвитие, самосовершенствование и способность их реализации (А. Маслоу, Г. Олпорт, А.А. Реан, Д.А. Леонтьев и др.);
5) способность к
Структура взаимосвязей между выделенными элементами личностной зрелости может быть представлена следующим образом:
Таким образом, определение личностной зрелости можно сформировать так. Личностная зрелость – это системное качество личности взрослого человека, которое отражает готовность и способность личности к наиболее эффективному решению жизненных задач. Она характеризует личность взрослого человека как целостностную, динамичную, принципиально незавершенную систему, развивающуюся неравномерно и гетерохронно. Структуру личностной зрелости образует система взаимосвязей между составляющими личностного, рефлексивного и функционального компонентов. А специфика связей внутри системы определяется содержательным наполнением компонентов, прежде всего, особенностями ценностной направленности личности.
Список используемой литературы
Информация о работе Проблема исследования «личностной зрелости» в психологии