Проблема исследования «личностной зрелости» в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:35, доклад

Краткое описание

Проблема зрелости и её специфических критериев может рассматриваться на разных уровнях: индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Личность определяется как наивысший уровень интеграции психической регуляции индивидуальной деятельности. Становление зрелости человека – процесс многосторонний, и, следовательно, гетерохронный (Б.Г. Ананьев).

Вложенные файлы: 1 файл

личность.docx

— 20.82 Кб (Скачать файл)

В.В. Студитских

Ю.Г. Порываева

 

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ» В ПСИХОЛОГИИ

 

Проблема зрелости и её специфических критериев может  рассматриваться на разных уровнях: индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Личность определяется как наивысший уровень интеграции психической регуляции индивидуальной деятельности. Становление зрелости человека – процесс многосторонний, и, следовательно, гетерохронный (Б.Г. Ананьев).

Превращение ребенка в  юношу, а затем во взрослого человека, достижение зрелости в ходе развития и становления личности - сложный  и драматический процесс. Процессы развития и становления личности в юношеский период жизни были подвергнуты анализу известными зарубежными философами, психологами  и педагогами, такими как Г. Гегель, А. Гезелл, Ж. Пиаже, И. Кант, З. Фрейд, А. Фрейд, Д. Холл. Изучению развития личности в разные периоды ее жизни посвящены многие исследования отечественных научных школ (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, В.И. Несмелов и другие).

Онтогенетические рамки  зрелости довольно условны и чаще всего определяются либо началом периода юности, либо завершением юности и переходом к взрослости, либо по степени успешного проявления социальной и профессиональной компетентности. По мнению Л.И. Божович развитие личности происходит постепенно. Сначала возникает «потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию». Конечным этапом формирования личности является возникновения самоопределения, которое характеризуется не только пониманием самого себя — своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Можно выделить различные  стороны зрелости. Наиболее сложным и менее исследованным из всех аспектов зрелости является личностная зрелость. В настоящее время нет четкого определения личностно зрелости.

В отечественной психологии под личностной зрелостью часто  понимается социальная зрелость (П.М. Якобсон, Д.И. Фельдштейн, А.А. Реан, И.С. Кон, А.Л. Журавлев, Е.Б. Старовойтенко, и др.). В зарубежной литературе понятие личностной зрелости не используется, его синонимами выступают понятия «психологическая зрелость», «психосоциальная зрелость». В гуманистической психологии тождественными личной зрелости являются понятия самоактуализации (А. Маслоу), полноценно функционирующей личности (К. Роджерс).

В современной отечественной и зарубежной психологической литературе, посвященной личностному росту и личностной зрелости, можно выделить ряд общих положений: личностная зрелость рассматривается как этап развития человека - личностного роста; личностный рост определяется как прогрессивное, качественно положительное изменение в личности; уровень личностной зрелости непосредственно детерминирован развитием личности; личностный рост соответствует реализации сущностных сил человека; в качестве механизмов личностного роста ученые рассматривают реализацию биологической предрасположенности, адаптацию к обществу и социализацию, преодоление жизненных противоречий между “хочу”, “могу” и “надо”, освоение культуры и т.д.; изменение в уровне личностной зрелости связывается с перестройкой в фундаментальных структурах личности: ценностях, мотивах, потребностях, познании, социальных установках; выделены поведенческие проявления личностно зрелых людей.

Личностная зрелость связана  с отношением человека к себе и  собственной деятельности, с проявлением  активности в социуме, творческим решением жизненных планов  поставленных задач. Находясь на разных уровнях развития (зависимость, независимость, взаимозависимость), люди по-разному проявляют личностную зрелость. При определенных обстоятельствах может иметь место полная или частичная зависимость в системе взаимосвязей «взрослый - ребенок» (речь идет о нормативной поведение и ее нарушение, связанное с особенностями характера индивида) или контр зависимость как особенность определенного этапа социализации (борьба за независимость).

Анализ работ различных  авторов позволил выделить ключевые элементы личностной зрелости:

1) сформированность мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер личности, в которых на вершине их иерархии находятся высшие духовные, общечеловеческие и культурные потребности и ценности (А. Маслоу, Г. Олпорт, Б.Г. Ананьев, П.М. Якобсон, В.М. Русалов, Д.А. Леонтьев и др.);

2) автономия, независимость,  самостоятельность и ответственность  (К. Роджерс, Ф. Перлз, И.С. Кон, А.Л. Журавлев, А.А. Реан и др.);

3) способность личности  к саморегуляции, самодетерминации и самоопределению (Л.И. Божович, В.М. Русалов, П.М. Якобсон, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, А.Л. Журавлев, Д.А. Леонтьев, М.А. Емельянова и др.);

4) самопознание, самореализация, самоактуализация, саморазвитие, самосовершенствование и способность их реализации (А. Маслоу, Г. Олпорт, А.А. Реан, Д.А. Леонтьев и др.);

5) способность к самотрансценденции (А. Маслоу, К. Роджерс, А.А. Реан, Д.А. Леонтьев, В.Е. Клочко).

Структура взаимосвязей между  выделенными элементами личностной зрелости может быть представлена следующим образом:

    • сформированные личностные структуры (система ценностей, мировоззрение и т. д.);
    • способы самовыражения зрелой личности (автономия, ответственность и т. д.);
    • самоорганизация как интегральный способ самовыражения зрелой личности (способность к саморегуляции, самоактуализации, саморазвитию и т.д.).

Таким образом, определение личностной зрелости можно сформировать так. Личностная зрелость – это системное качество личности взрослого человека, которое отражает готовность и способность личности к наиболее эффективному решению жизненных задач. Она характеризует личность взрослого человека как целостностную, динамичную, принципиально незавершенную систему, развивающуюся неравномерно и гетерохронно. Структуру личностной зрелости образует система взаимосвязей между составляющими личностного, рефлексивного и функционального компонентов. А специфика связей внутри системы определяется содержательным наполнением компонентов, прежде всего, особенностями ценностной направленности личности.

Список используемой литературы

  1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М. : Изд-во «Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
  2. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] / А.Г. Маслоу. – СПб : Евразия, с. 224-238.
  3. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации развития личности в онтогенезе  
    / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева. - М.,1981. – 82 с.
  4. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия [Текст] / Сост. А.А. Реан. – СПб : Питер, 2000. – 320 с.
  5. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия [Текст] / Сост. Л. В. Куликов. – СПб : «Питер», 2000. – 480 с.

Информация о работе Проблема исследования «личностной зрелости» в психологии