Проблема кризиса детей 7-го года жизни и особенности его воспитания родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:56, контрольная работа

Краткое описание

Л.С. Выготский отмечал, что школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе, от дошкольного, к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.

Содержание

Введение

Зачем ребенку кризис?

Содержание кризиса 7 лет

Разрешение кризиса

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические особенности кризиса 7 лет.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Московский  университет государственного управления

Кировский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по детской  психологии

Тема : Проблема кризиса детей 7-го года жизни и особенности его воспитания родителями.

 

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнил: студент группы ПЗ-41 Козлов М.В.

                              Преподаватель: Королева О.Л.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2012

 Содержание:

 

  1. Введение

 

  1. Зачем ребенку кризис?

 

  1. Содержание кризиса 7 лет

 

  1. Разрешение кризиса

 

  1. Заключение

 

  1. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Л.С. Выготский отмечал, что  школьный возраст, как и все  возрасты, открывается критическим,  или переломным, периодом, который  был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе, от дошкольного, к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.

   По мнению  Л.И. Божович  - сознание своего  Я и возникновение на этой  основе внутренней позиции, т.е.  некоторого целостного отношения  к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности  и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего хотят и к чему стремятся. В результате игра, которая на протяжении всего возраста заполняла жизнь ребенка иллюзорным участием в общественно значимой жизни взрослых , к концу этого периода перестает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность и порождает кризис семи лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

Зачем ребенку  кризис?

 

     Развитие  ребенка всегда происходит через  определенные стадии или периоды.  Исследователями детского мира  придумано множество возрастных периодизаций, например:

                  Период

                 Возраст 

Перинатальный

Новорожденный

Младенческий

Ранний детский  возраст

Преддошкольный возраст

Дошкольный

Младший школьный возраст

Подростковый  возраст

Возраст ранней юности

до рождения    

до 10 дней

до года

от года до 3 лет

от 3 до 5 лет

от 5 до 6-7 лет

от 6-7 до 10 лет

от 10 до 14-15 лет

от 14-15 до 16-17 лет

                                                                      


 

     Через  эти этапы проходит каждый  ребенок. Полноценное проживание  каждого возрастного периода подготовит юного человека к восхождению на следующую ступеньку. По этой лестнице он поднимается вверх. На каждой новой ступеньке:

- ребенок по-новому , иначе чем на предыдущей, воспринимает  и осознает мир самого себя;

- у него появляются новые возможности и новые потребности;

- его ждет  новое главное задание («центральная задача возраста»).       И прежде чем отправиться дальше вверх, он должен ее решить. Если задача не решена вовремя, ребенку будет сложнее идти дальше.

     На  каждой «ступеньке» интенсивно развивается психика и личность ребенка, он накапливает знания, умения, опыт. Такое накопление происходит постепенно, плавно. Но начинается и заканчивается каждый из периодов возрастным кризисом.

     Возрастной  кризис – нормальный период от одной стадии развития к другой. В это время резко меняется «внутренняя позиция» ребенка и его положение в системе общественных отношений (семья, школа и т.д.). Зачем ребенку кризис? Затем , что он дает ребенку  новый жизненный опыт и новые переживания, ребенок пробует свои новые способности. Во время кризиса симптомы эмоциональной возбудимости, непоседливости – нормальное явление для ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  кризиса 7 лет

 

Переходный  период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.

  Внешними  проявлениями кризиса являются  заметные изменения в поведении  ребенка : он начинает манерничать,  кривляться, бросается в глаза  демонстративность. Ребенок становится  трудновоспитуемым, перестает следовать  хорошо знакомым, привычным нормам поведения( особенно когда дело касается выполнения повседневных бытовых требований). За этими внешне негативными  проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет.

Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений  является утрата детской непосредственности. Ребенок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих  проявлениях в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.

Потеря непосредственности связана с тем, что между желанием что-то сделать и действием «вклинивается» интеллектуальный момент : ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать , пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата, возможных отдаленных последствий и пр. Тем самым поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится опосредованным и произвольным. И хотя в младшем школьном возрасте ребенок в значительной степени сохраняет открытость, эмоциональность, стремление сделать то, что очень хочется, у него уже появляется способность управлять своим поведением.

     Черты опосредствованной, произвольности приобретает и вся психическая жизнь ребенка. Если раньше , в дошкольном детстве, он мог себя вести более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то в 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребенка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности.

     Наряду  с этим происходят и существенные  изменения в эмоционально-мотивационной  сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости.

      Возникающие аффективные образования,  конечно, могут в дальнейшем  изменяться по мере накопления ребенком более широкого и разнообразного опыта. Однако наиболее устойчивые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками со стороны окружающих, будут влиять на формирование самооценки ребенка, уровень его притязаний. Именно на них он начинает теперь ориентироваться в своих действиях и поступках.

      Период кризиса 7 лет связан  с коренным изменением социальной  ситуации развития ребенка. У  него впервые возникает осознание  своего места в системе человеческих  отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я».

       Весь ход психического развития  ребенка приводит к тому, что  на рубеже дошкольного возраста  у детей появляется отчетливое  стремление занять новое , более  взрослое положение в жизни – стремление к новому положению в системе общественных отношений, и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность – потребность к осуществлению общественно значимой деятельности.

      Этот новый уровень развития  самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка : к себе, к другим людям, к миру в целом. В условиях всеобщего школьного обучения все это реализуется в стремлении к социальной позиции школьника и к выполнению деятельности, обеспечивающей реализации, - учению. 
       Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, не имеет четко выраженных границ и не связан с формальным достижением ребенком соответствующего паспортного возраста. Психологические исследования показывают, что у современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому правомерно вести речь о кризисе 6-7 лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать во времени. Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т.д. Поэтому дети-одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах: дети, не прошедшие кризис 7 лет, по сути еще являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом и составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разрешение  кризиса 7 лет

 

       У детей, готовых к школьному обучению, начало учебной деятельности приводит к разрешению кризиса семи лет. Осуществляется переход к новому типу деятельности, создаются возможности для проявления возросшей самостоятельности ребенка, ребенок занимает новое положение, приобретает новый статус. Меняется структура прав и обязанностей ребенка, как в школе, так и в семье. Постепенно те поведенческие реакции, которые создавали определенные трудности для родителей, начинают исчезать.

        Обратную картину мы наблюдаем  у детей с низким уровнем  психологической готовности к  школьному обучению. Первоклассники, у которых до этого симптомы  кризиса были выражены слабо,  вдруг начинают проявлять активные формы, поведенческих реакций начинаются споры с родителями, упрямство, непослушание. Таким образом, эти дети несколько позднее достигают определенного уровня психологической зрелости, и кризис протекает у них по времени несколько позже, когда они уже начали обучение.

        Это еще раз подтверждает, что  кризис – это закономерный  этап психического развития ребенка  , и родителям следует с терпением  и пониманием относиться к  особенностям поведения их детей  в этот непростой период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Психическое  развитие ребенка представляет  собой закономерное чередование  стабильных и критических периодов.

     В  стабильные периоды развитие  ребенка имеет относительно медленный,  поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счет накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста отчетливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.

     Критические  (переходные) периоды по своим  внешним проявлениям и значению  для психического развития в  целом отличаются от стабильных  возрастов. Кризисы занимают относительно  короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие , фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь.

Информация о работе Проблема кризиса детей 7-го года жизни и особенности его воспитания родителями