Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:56, контрольная работа
Л.С. Выготский отмечал, что школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе, от дошкольного, к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.
Введение
Зачем ребенку кризис?
Содержание кризиса 7 лет
Разрешение кризиса
Заключение
Список литературы
Московский университет государственного управления
Кировский филиал
Контрольная работа по детской психологии
Тема : Проблема кризиса детей 7-го года жизни и особенности его воспитания родителями.
Выполнил: студент группы ПЗ-41 Козлов М.В.
Преподаватель: Королева О.Л.
Киров
2012
Содержание:
Введение
Л.С. Выготский отмечал, что школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе, от дошкольного, к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.
По мнению
Л.И. Божович - сознание своего
Я и возникновение на этой
основе внутренней позиции, т.
Зачем ребенку кризис?
Развитие
ребенка всегда происходит
Период |
Возраст |
Перинатальный Новорожденный Младенческий Ранний детский возраст Преддошкольный возраст Дошкольный Младший школьный возраст Подростковый возраст Возраст ранней юности |
до рождения до 10 дней до года от года до 3 лет от 3 до 5 лет от 5 до 6-7 лет от 6-7 до 10 лет от 10 до 14-15 лет от 14-15 до 16-17 лет |
Через
эти этапы проходит каждый
ребенок. Полноценное
- ребенок по-новому , иначе чем на предыдущей, воспринимает и осознает мир самого себя;
- у него появляются новые возможности и новые потребности;
- его ждет новое главное задание («центральная задача возраста»). И прежде чем отправиться дальше вверх, он должен ее решить. Если задача не решена вовремя, ребенку будет сложнее идти дальше.
На каждой «ступеньке» интенсивно развивается психика и личность ребенка, он накапливает знания, умения, опыт. Такое накопление происходит постепенно, плавно. Но начинается и заканчивается каждый из периодов возрастным кризисом.
Возрастной кризис – нормальный период от одной стадии развития к другой. В это время резко меняется «внутренняя позиция» ребенка и его положение в системе общественных отношений (семья, школа и т.д.). Зачем ребенку кризис? Затем , что он дает ребенку новый жизненный опыт и новые переживания, ребенок пробует свои новые способности. Во время кризиса симптомы эмоциональной возбудимости, непоседливости – нормальное явление для ребенка.
Содержание кризиса 7 лет
Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.
Внешними
проявлениями кризиса являются
заметные изменения в
Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребенок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.
Потеря непосредственности связана с тем, что между желанием что-то сделать и действием «вклинивается» интеллектуальный момент : ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать , пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата, возможных отдаленных последствий и пр. Тем самым поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится опосредованным и произвольным. И хотя в младшем школьном возрасте ребенок в значительной степени сохраняет открытость, эмоциональность, стремление сделать то, что очень хочется, у него уже появляется способность управлять своим поведением.
Черты опосредствованной, произвольности приобретает и вся психическая жизнь ребенка. Если раньше , в дошкольном детстве, он мог себя вести более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то в 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребенка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности.
Наряду
с этим происходят и
Возникающие аффективные
Период кризиса 7 лет связан
с коренным изменением
Весь ход психического
Этот новый уровень развития
самосознания связан с появлением внутренней
позиции. Это центральное личностное образование,
которое теперь начинает определять всю
систему отношений ребенка : к себе, к другим
людям, к миру в целом. В условиях всеобщего
школьного обучения все это реализуется
в стремлении к социальной позиции школьника
и к выполнению деятельности, обеспечивающей
реализации, - учению.
Кризис 7 лет, как и
любой возрастной кризис, не имеет четко
выраженных границ и не связан с формальным
достижением ребенком соответствующего
паспортного возраста. Психологические
исследования показывают, что у современных
детей верхняя граница кризиса смещается
к 6 годам, поэтому правомерно вести речь
о кризисе 6-7 лет. При этом у детей, являющихся
сверстниками, период кризиса может не
совпадать во времени. Это может быть связано
с особенностями общего психического
и психофизического развития ребенка,
характером его социального окружения,
особенностями воспитания и т.д. Поэтому
дети-одногодки могут находиться в психологически
разных возрастных группах: дети, не прошедшие
кризис 7 лет, по сути еще являются дошкольниками;
дети, преодолевшие кризис со всеми его
потерями и приобретениями, готовы вступить
в новый возрастной этап. Это во многом
и составляет суть проблемы психологической
готовности детей к школе.
Разрешение кризиса 7 лет
У детей, готовых к школьному обучению, начало учебной деятельности приводит к разрешению кризиса семи лет. Осуществляется переход к новому типу деятельности, создаются возможности для проявления возросшей самостоятельности ребенка, ребенок занимает новое положение, приобретает новый статус. Меняется структура прав и обязанностей ребенка, как в школе, так и в семье. Постепенно те поведенческие реакции, которые создавали определенные трудности для родителей, начинают исчезать.
Обратную картину мы наблюдаем
у детей с низким уровнем
психологической готовности к
школьному обучению. Первоклассники,
у которых до этого симптомы
кризиса были выражены слабо,
вдруг начинают проявлять актив
Это еще раз подтверждает, что
кризис – это закономерный
этап психического развития
Заключение
Психическое
развитие ребенка представляет
собой закономерное
В
стабильные периоды развитие
ребенка имеет относительно
Критические
(переходные) периоды по своим
внешним проявлениям и
Информация о работе Проблема кризиса детей 7-го года жизни и особенности его воспитания родителями