Проблема личности. Понятие и структура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:33, реферат

Краткое описание

Проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор еще не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения этого понятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.50 Кб (Скачать файл)

1. Проблема личности. Понятие и структура личности

1.1 Введение.

Проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие  личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор еще  не сложилось достаточно обоснованного  и общепринятого определения  этого понятия.

Личность как общежитейский  и научный термин может обозначать:

1) человеческого индивида  как субъекта отношений и сознательной  деятельности (лица, в широком смысле  слова)

2) устойчивую систему  социально-значимых черт, характеризующих  индивида как члена того или  иного общества или общности.

Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (латинское persona) и личность как его  социальный и психологический облик (латинское personalitas) –терминологически  вполне различимы, они употребляются  иногда как синонимы.

Латинское слово persona первоначально  обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления  в древнегреческой драме. Раб  не рассматривался как персона для  этого надо быть свободным человеком. Выражение “потерять лицо”, которое  есть во многих языках, означает утрату человеком своего места и статуса  в определенной иерархии. В русском  языке издавна употребляется  термин “лик” для характеристики изображения на иконе.

Как в восточном, так и  в западном мышлении сохранение своего “лица”, то есть личности, - это категорический императив человеческого достоинства, без чего человеческая цивилизация  потеряла бы всякий смысл.

1.2. Проблема личности  в философии.

Проблема личности в философии  не решается в отрыве от решения  другой проблемы – вопроса о самой  природе (сущности) человека, его происхождении  и назначении, месте человека в  мире.

В древней китайской, индийской, греческой философии человек  мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного порядка  и строя бытия, как малый мир, микрокосм – отображение и  символ Вселенной, макрокосма (в свою очередь понимаемого антропоморфно  – как живой одухотворенный организм). Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит  из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых  как два аспекта единой реальности или как разнородные субстанции.

В учении о переселении  душ, развитом индийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами) оказывается подвижной. Однако только человеку присуще стремление к освобождению от пут эмпирического существования  с его законом кармы – сансары. Согласно веданте, специфическое начало человека составляет атман (душа, дух, сущность, субъект), тождественный по своей внутренней сущности с всеобщим духовным началом – брахманом.

В философии Аристотеля нашло  выражение определяющее для античной философии понимание человека как  живого существа, наделенного духом, разумом и способностью к общественной жизни.

В христианстве библейское представление о человеке как  “образе и подобии Бога”, внутренне  раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы  в личности Христа и возможности, в силу этого, приобщения каждого  человека к божественной благодати.

В средневековой философии  намечается понимание личности как  отличной от психофизической индивидуальности и несводимой к какой-либо всеобщей природе, или субстанции (телесной, душевной, духовной), как неповторимого  отношения.

Проблема личности – центральная  для любой современной концепции  человека. Марксизм подошел к объяснению природного и социального в человеке на основе принципа диалекто-материалистического  монизма. Исходным пунктом такого понимания  человека является трактовка его  как производного от общества, как  продукта и субъекта общественно-трудовой деятельности. К. Маркс  писал, что “…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений”.

Общественной истории  человека предшествовала его естественная предыстория: зачатки трудоподобной  деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигательных средств сигнализации.

Животные не могут производить  коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются  к окружающей среде, которая и  определяет их образ жизни. Человек  же не просто приспосабливается к  данным условиям, а, объединяясь в  совместном труде, преобразуют их в  соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой  сам человек формируется культурой.

Одним из понятий, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является индивид. Дословно оно означает неделимую частицу  какого-то целого. Это своеобразный “социальный атом”, отдельный человек  рассматривается не только как единичный  представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы.

Гораздо более содержателен другой термин - “индивидуальность”, обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личных качеств и свойств. Человек выступает  сначала как особь, “случайный индивид” (К. Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в  ее преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Для древнегреческой философии, например, личность вне общины или  полиса так же нереальна, как биологический  орган, оторванный от целого организма.

Однако уже в античности появляется проблема несовпадения реального  поведения человека и его сущности, как он сам ее видит, и связанные  с этим мотивы вины и ответственности. Разные религиозно-филосовские системы  выделяют разные стороны этой проблемы. Если в античной философии личность выступает преимущественно как отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, “индивидуальная субстанция” рационального характера, синоним нематериальной души. В философии нового времени распространяется дуалистическое понимание личности, на первой план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе. Понятие личности практически сливается с понятием «Я», тождество личности усматривается в ее состоянии. По Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.

Поскольку марксистская философия  определяет сущность человека не как  «…абстракт, присущий отдельному индивиду», а «…совокупность всех общественных отношений», то абсолютное противопоставление индивида обществу лишается смысла. Мир  перестает быть простой совокупностью  внешних вещей, становится человеческим миром, а человеческий индивид приобретает  социальную природу. Основа формирования личности как в фило- , так и  в онтогенезе, – общественная производственная деятельность, всегда предполагающая взаимодействие с другими. Бессильный, в качестве абстрактного, изолированного индивида, человек становится всемогущим творцом совместно с другими, в составе общественных и социальных групп.

Человек есть живая система, представляющая собой единство физического  и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно  приобретенного. Как живой организм человек включен в природную  связь явлений и подчиняется  биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. На уровне сознательной психики и личности человек обращен к социальному  бытию с его специфическими закономерностями. Физическая, морфологическая организация  человека, является высшим уровнем  организации материи в известной  нам части мироздания. Человек  кристаллизует в себе все, что  накоплено человечеством в течение  веков.

Эта кристаллизация осуществляется через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической  наследственности. Ребенок наследует  запас генетической информации через  специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако, природные (анатомо-физиологические) задатки развиваются и реализуются  только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка  с взрослыми. Проявления биологических  закономерностей жизни человека носят социально обусловленный  характер. Жизнь человека детерминируется  единой системой условий, в которую  входят как биологические, так и  социальные элементы. При этом биологические  составляющие этой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия человека, образ  его мыслей и чувств зависят от объективных исторических условий, в которых он живет, от особенностей той социальной группы, интересы которой  он сознательно или бессознательно представляет. Содержание духовной жизни  человека и законы его жизни наследственно  непрограммируемы. Но этого нельзя сказать о некоторых потенциальных  способностях к творческой деятельности, об индивидуальных особенностях дарования  которые формируются обществом, но на основе наследственных задатков. Наследственные моменты в той  или иной степени, прежде всего через  особенности высшей нервной системы, влияют и на характер развития наклонностей и способностей человека.

Если же обратиться к проблеме генезиса личных особенностей человека, то возникает вопрос о том, когда  же рождается личность?

Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не применим, хотя все люди появляются на свет как  индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что  в каждом новорожденном ребенке  уникально неповторимым образом  запечатлена как в генотипе, так  и в фенотипе вся его предыстория.

Многие предпосылки личностного  развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует осмысления в рамках определенного мировоззрения. Важно подчеркнуть, что человек  приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению – с опытом пренатальной общности. Данные по исследованию специфики  генома человека говорят о том, что  мы находимся в глубочайшем родстве  с живой и неживой природой, и в этом смысле предпосылки личности каждого во многом определяются природным  обоснованием человека. То есть новорожденный  уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает  потребность в многообразных  реакциях на окружающий мир. Буквально  с первых мгновений жизни, с первых кормлений формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так  хорошо узнаваемый матерью и близкими.

Перед каждым вступающим в  жизнь человеком простирается мир  вещей и социальных образований, в которых воплощена, определена деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в  котором каждый предмет и процесс  как бы заряжен человеческим смыслом, социальной функцией, целью и окружает человека. При этом достижения человеческой культуры не даны человеку в готовом  виде в воплощающих их объективных  условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных, исторически сложившихся  форм деятельности – главное условие  и решающий механизм индивидуального  становления человека. Чтобы сделать  эти формы своими личными способностями  и частью своей индивидуальности, человек с раннего детства  вводится в такое общение с  взрослыми, которое выражается в  виде подражания, учения и обучения. В результате этого индивидуально  развивающийся человек овладевает способностями разумно действовать  с орудиями труда, с различного рода символами, словами, с представлениями  и понятиями, со всей совокупностью  социальных норм. Осваивая очеловеченную  природу, ребенок приобщается к  бытию культуры разнообразными способами. Человек всесторонне включен  в контакт, общение с обществом, даже когда остается наедине с  самим собой. Осознание человека себя как такового всегда опосредовано его отношением к другим людям.

1.3. Представление  о личности в психологии.

В общей психологии под  личностью чаще всего подразумевается  некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные  психические процессы индивида и  сообщающие его поведению необходимую  последовательность и устойчивость. В зависимости от того, в чем  усматривается такое начало, теории личности подразделяются на психобиологические, биосоциальные, психосоциальные, психостатистические  и т.д.

Внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихологических, межличностных процессов. Индивид  формирует свой внутренний мир путем  усвоения, интериоризации, исторически  сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризует свои психические процессы. Таким образом, “социальное” и “индивидуальное”, на первый взгляд являющиеся противоположностями, оказываются связанными друг с другом генетически и функционально.

Важное значение для нормального  функционирования личности имеет также  такой внутренний регулятивный механизм личности, как самосознание, включая  образы собственного “Я”, самооценку и самоуважение, от которых во многом зависят уровень притязаний и  реальное поведение.

Различают несколько граней собственного “Я”.

Первая грань “Я” –  это так называемое телесное или  физическое “Я”, переживание своего тела как воплощения “Я”, образ  тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В  форме телесного “Я”  мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело вносит очень большой вклад в целостное ощущение собственного “Я” – об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное “Я”  приобретает в подростковом возрасте, когда собственное “Я” начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны “Я” еще отстают в своем развитии.

Вторая грань “Я” –  это социально-ролевое “Я”, выражающееся в ощущении себя носителем тех  или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого “Я” – характерная черта бюрократа  всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных  функций и государственных интересов  – и ничего кроме этого “Я”  не содержит.

Третья грань – психологическое  “Я”. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».

Четвертая грань “Я” - это  ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание своей свободы или  несвободы. Его можно назвать  экзистенциальным “Я”, поскольку в  нем отражаются личностные особенности  высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов  отношений личности с окружающим ее миром.

Наконец, пятая грань “Я”- это самоотношение или смысл  “Я”. Наиболее поверхностным проявлением  самоотношения выступает самооценка - общее положительное или отрицательное  отношение к себе. Следует  различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.

Поведение личности детерминируется  не только сегодняшним положением человека, но и его прошлым жизненным  опытом, а также характером усвоенных  им культурных ценностей, в которых  аккумулирована предшествующая история  человечества. Каждый индивид как  личность – это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания.

2. Нравственные  основы личности

В процессе приобщения к  культуре у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевым усилием  регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов и т.п. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Он подавляет неприемлемые для данной социальной группы импульсы и составляет необходимое условие жизни общества. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложным оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности.

Исторически сложившиеся  нормы права, морали, быта, правила  мышления и грамматики, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение  и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного  образа жизни, культуры и психологии.

2.1 Мораль –  социальная основа общества.

Мораль - санкционированные  обществом формы индивидуального  и группового поведения, затрагивающего общественные интересы. Предмет морали имеет два аспекта - духовно-идеологический и социально-практический. К первому  относятся общественные нравственные идеалы, нормы, ценности и вырабатываемые на их основе моральные качества, установки, ориентации личности или группы; ко второму – поступки, отношения, в  которых объективируется моральная  позиция субъекта.

Возможность и необходимость  выявления такой позиции обусловлены  тем, что объективная детерминация человеческого поведения во многих случаях имеет не жесткий, однозначный, а альтернативный характер, предоставляя индивиду относительную свободу  выбора и, следовательно, порождая ответственность  за этот выбор. Взаимодействие индивидуальной ответственности и общественных требований и есть первоэлемент нравственности.

Основная функция морали - обеспечение исторической дееспособности общества, согласование общественных и личных интересов, социальное регулирование  поведения индивидов.

Мораль регулирует поведение  и сознание человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в науке, в  семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В  отличие от особых требований, предъявляемых  человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и  основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и  откладывается в многовековом опыте  развития общества. Они поддерживают и санкционируют определенные общественные устои, строй жизни и формы  общения в самой общей форме, в отличие от более детализированных, традиционно-обычных, ритуально-этикетных, организационно-административных и  технических норм. В силу обобщенности моральных принципов нравственность отражает более глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, выражает его сущностные потребности.

Мораль принадлежит к  числу основных типов нормативной  регуляции действий человека, таких, как право, обычаи, традиции и другие, пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Если в праве и организационных  регуляциях предписания формируются, утверждаются и проводятся в жизнь  специальными учреждениями, то требования нравственности (как и обычаи) формируются  в самой практике массового поведения, в процессе взаимного общения  людей и являются отображением жизненно-практического  и исторического опыта непосредственно  в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле. Моральные  нормы воспроизводятся повседневно  силой массовых привычек, велений  и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. 

Авторитет того или иного  лица в морали не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным, то есть обусловленным его моральными же качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл нравственного  требования в том или ином случае. Вообще в морали нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования.

Моральные нормы выступают  в двояком виде – как элемент  моральных отношений и как  форма морального сознания. С одной  стороны, это форма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в  однотипных поступках множества  людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности. Во всяком обществе существует объективная  потребность в том, чтобы в  определенных, часто повторяющихся  ситуациях люди вели себя однотипным образом. Эта потребность и реализуется  практически посредством моральных  норм. Ее обязующая сила для каждого  отдельного человека основывается на воздействии массового примера, общественного мнения, власти коллективной привычки и на других формах практически  выраженной воли общества, проявляющейся  в сложившихся в данном обществе нравах.

Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение  и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Это уже другая, субъективная, сторона  моральных норм. Моральным сознанием  моральные нормы формируются  в виде повеления, равно обращенного  ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых  различных случаях. Примером здесь  могут служить известные «10 заповедей», изложенные в Библии, или еще незабытый  «Моральный кодекс строителя коммунизма». Мораль отражает целостную систему  воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе, то или иное понимание  сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия. Поэтому  господствующие в данный момент нравы  и обычаи могут быть оценены моралью  с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может  находиться в критическом отношении  к фактически принятому образу жизни. Вообще же, в морали в отличие  от обычая должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. В любом, в том числе  и современном обществе, нормы  общечеловеческой нравственности никогда  не исполняются полностью, безоговорочно, во всех случаях без исключения.

Роль сознания в сфере  моральной регуляции выражается также в том, что нравственная санкция (одобрение или осуждение  поступков) имеет идеально духовный характер; она выступает в форме  не действенно-материальных мер общественного  воздаяния (наград или наказаний), а  оценки, которую человек должен сам  осознать, принять внутренне и  соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. При  этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам, нормам и  понятиям добра и зла.

По это же причине в  морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и  самооценки), которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию  поведения в рамках коллектива или  группы.

В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной  регуляции особую роль обретает личное воспитание, то есть формирование в  каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля (отсюда такие понятия морали, как совесть, чувство собственного достоинства и чести).

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов  в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. В отдельно взятом случае практический результат может быть различным, зависящем и от случайных обстоятельств; в общенациональном же масштабе, в  суммарном итоге выполнение моральной  нормы отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщенном виде данной нормой. Поэтому форма  выражения нравственной нормы –  не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, долженствование, которому человек должен следовать при  осуществлении самых разных своих  целей.

В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных частных  обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта  многих поколений; поэтому с точки  зрения этих норм могут оцениваться  как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.

2.2 Религиозная  мораль. Особенности христианской  морали.

Религиозная мораль является неотъемлемой частью, а может и  основой, общечеловеческой морали. История  человеческого общества просто не отделима от истории религии: в разных странах  и в разные времена трудно найти  периоды, когда, так скажем, светскую мораль было возможно отделить от морали религиозной. Как представляется сейчас, и Россия на протяжении веков была страной глубоко верующей и живущей на основе религиозной морали.

Российский человек с  рождения и до самой смерти был  связан с церковью и сверял все  свои действия с нормами и правилами  христианской морали. Хотя Православная церковь всегда была отделена от государства, ни одно более или менее значительное событие в России не обходилось без  ее участия, а все российские правители  всегда были людьми истинно верующими. И невозможно сейчас оспаривать утверждение, что и менталитет российского  человека сложился во многом под влиянием церкви, и нравственность человека, считающего себя неверующим или даже активным атеистом, является только завуалированным  отражением общепринятой религиозной  морали.

Хотя семь десятилетий  опыта применения «классового подхода» в создании нравственных категорий  и оценке духовных ценностей в  России привели, кажется, его граждан  к полному отсутствию какой бы то не было морали, ни публичность религиозности (или псевдорелигиозности) политиков, ни некоторая политическая ангажированность Русской Православной Церкви не заставляют сегодня думающего человека сомневаться  в ценностях религиозных учений.

Речь не идет о вере или  атеизме. Хотя идеалом любой церкви является человек глубоко верующий, полностью посвятивший себя служению Богу, она на современном этапе  в своем стремлении приобщить  человека к вере не предъявляет к  нему требований, могущих заставить  его вступить в противоречие с  обществом - не требует отказа от активной жизненной позиции, от планирования своего будущего, от получения материальных благ, от развлечений. Сейчас церковь, скорее, стремится приобщить человека именно к неспецифическим, общечеловеческим нравственным категориям, имеющим непреходящую ценность во все века и при любом политическом строе, обозначенном или не обозначенном в трудах классиков марксизма-ленинизма.

Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным  влиянием религиозного мировоззрения. Она утверждает, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, и тем самым провозглашается вечность и неизменность религиозных моральных установлений, их вневременной, надклассовый характер. При всей широкой возможности оспаривать этот тезис человечество живет с ним тысячелетия, и период в семьдесят лет не способен изменить этого положения.

В современной России, на руинах некогда могучего государства, при бессилии политической власти, при полном отсутствии каких бы-то не было ценностей, может быть именно христианские идеи способны объединить нацию и противостоять хаосу  и разрушению.

Моральный кодекс христианства создавался столетиями, в разных социально-исторических условиях, и поэтом не может быть отвергнут или испорчен после  семидесяти лет забвения и искажения. Конечно, в нем можно обнаружить самые различные идеологические напластования, отражающие нравственные представления разных общественных слоев и групп верующих, и он не свободен от внутренних противоречий и явных «неправильностей», но современная  церковь и не требует буквального  и бездумного следования всем нормам и правилам, изложенным в священных  книгах, которые оставались неизменными  на протяжении многих веков.

Христианская мораль, прежде всего, находит свое выражение в  своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных  норм (например, заповедях), в специфически; религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т. п.) и некоторых  волевых качествах верующего  человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного  богословия или теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.

Нравственное сознание христиан является социально и исторически  обусловленным отражением их практического  поведения в коллективе и обществе. Хотя первоначально христианская мораль, возможно, возникла как отражение  бессилия рабов и порабощенных Римом  народов в борьбе за свою свободу  и счастье, в последующем развитии она приобрела некоторую самостоятельность, проявившуюся в том, что христианское нравственное сознание в своем идейно-образном содержании продолжает существовать вплоть до наших дней. В своем многовековом историческом существовании христианская мораль приспосабливалась к социально-политическим интересам различных классов, воплощаясь, с одной стороны, в свои классовые  разновидности: христианско-феодальную католическую и православную мораль, а также христианско-буржуазную протестантскую мораль, с другой - в  христианско-демократическую мораль средневековых народных ересей и  даже христианско-пролетарскую мораль на ранних этапах развития капитализма (“христианский социализм"). При  всем том в христианской морали сохранялось  устойчивое религиозно-нравственное ядро, что позволяет выделить христианское нравственное сознание как самостоятельное  идеологическое явление, обладающее специфическими особенностями и неоспоримой  ценностью.

Одной из особенностей христианской (как и вообще всякой религиозной) морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как „богооткровенные" догматы  христианского вероучения считаются  неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной  устойчивостью, сохраняют свое влияние  в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность и сила религиозной морали, которая  и в изменяющихся социально-исторических условиях способна сохранить  неизменными и устойчивыми нравственные  основы любого общества.

Другой особенностью христианской морали, вытекающей из ее связи с  догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти  в системах нерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, любви к врагам, непротивлении  злу и другие положения, находящиеся  в кажущемся противоречии с насущными  интересами реальной жизни людей.

В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему  нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с  догматами христианского вероучения. Поскольку религия есть опосредованное отражение в головах людей  внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, постольку и в христианском сознании отражаются реальные межчеловеческие  отношения в измененном религиозными представлениями виде.

Христианская мораль включает в себя совокупность норм (правил), призванных регулировать взаимоотношения между  людьми в семье, в общине верующих, в обществе. Таковы известные ветхозаветные  заповеди, евангельские „заповеди  блаженства" и другие новозаветные нравственные наставления. В своей  совокупности они составляют то, что  можно назвать официальным, одобренным церковью кодексом христианской морали. Христианские богословы считают  библейские заповеди богооткровенными по происхождению и общечеловеческими  по их нравственному значению, так  как Бог один. Однако христианско-богословское толкование происхождения и сущности нравственных норм может совершенно отличаться от научной точки зрения. Марксизм, например, доказывает социальную обусловленность нравственного  сознания людей. Поскольку жизнь  общества протекает в условиях классового разделения людей, постольку были классовыми все существовавшие в обществе системы  морали и, следовательно, не может быть единого, общечеловеческого морального кодекса. Но дело совсем не в существовании  различных моральных кодексов для  различных слоев общества. Даже если они и существуют, в основе их лежат общие требования к поведению  личности в любом общежитии, простейшие нормы нравственности, без соблюдения которых невозможно существование  никакого сообщества людей.

Заключение

Проблема личности и ее нравственных основ, не отделимая от проблемы сущности самого человека, занимала лучшие умы человечества на протяжении всей его истории. Но и сейчас на пороге 21 века нельзя утверждать, что  мы приблизились к ее решению.

Да, сейчас о человек мы знаем больше: мы больше знаем о  его физиологии, психологии, мы можем  в какой-то степени управлять  действиями и поступками отдельного человека и различных социальных групп, мы можем сделать человека веселым или грустным, добрым или злым. Но стал ли от этого знания и умения человек более понятным, стало ли от этого человечество более разумным? Сумели ли мы отучить человека от совершения ужасных преступлений? Сумели ли мы понять, почему гении рождаются так редко?

Да, и надо ли нам это? Станет ли человек более счастлив от своей  предсказуемости и предрешенности своей судьбы? И не потеряет ли человечество смысла своего существования, когда  узнает все?

Утилитарная, прикладная сторона  проблемы личности требует своего решения, потому что она напрямую связана  с выживанием человечества. Увеличение численности населения Земли, недостаток ее природных ресурсов и все более  усиливающаяся дифференциация богатых  и бедных слоев общества ставит человечество на грань гибели.

Существующий тип личности, способы удовлетворения его потребностей становятся несовместимы с существованием самой планеты. Пока человек не поймет этого, пока он не научится управлять  своими страстями и ограничивать свои потребности, перспективы выживания  человечества остаются весьма мрачными.

Список литературы

1. Ильенков И.В., Что такое  личность, М., 1991г.

2. Ильенков Э.В., Философия  и культура, М., 1991г.

3. .Хьел Д., Зиглер Д., Теория  личности, М., 1997г.

4. Алексеев В.П., Становление  человечества, М., 1984г.

5. Кликс Ф., Пробуждающееся  мышление, М., 1983г.

6. Шишкин А.Ф., Человеческая  природа и нравственность, М., 1979г.


 


Информация о работе Проблема личности. Понятие и структура личности