Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:05, реферат
Изучение проблемы одаренности началось в ХХ веке. Поначалу одаренность связывали с интеллектом и способностями. Известный исследователь способностей Н.С. Лейтес предлагает различать три категории способных детей:
1. Учащиеся с ранним подъёмом интеллекта.
2. Дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной).
3. Дети с потенциальными признаками одарённости.
Введение
1. Концепции одарённости.
2. Проблемыодарённостив понимании зарубежных психологов.
3. Лета Холлингуорт – проблема адаптации.
Заключение
Список использованной литературы
Реферат по психологии
на тему: |
«Проблемы одарённости в понимании зарубежных психологов» |
|
|
|
Содержание
Введение
1. Концепции одарённости.
2. Проблемыодарённостив понимании зарубежных психологов.
3. Лета Холлингуорт – проблема адаптации.
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Изучение проблемы одаренности началось в ХХ веке. Поначалу
одаренность связывали с интеллектом и способностями. Известный
исследователь способностей Н.С. Лейтес предлагает различать три
категории способных детей:
1. Учащиеся с ранним подъёмом интеллекта.
2. Дети с ярким проявлением способностей к отдельным
школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной).
3. Дети с потенциальными признаками одарённости.
Термин «одаренность» многозначен. Узкое его значение – обозначение
любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения
значительно превышают нормы, характерные для его возраста. Более
широкое значение: одаренный – ребенок, обладающий специальными
способностями в любой области человеческой деятельности,
представляющими ценность для общества.
Концепции одарённости.
Концепция Дж. Рензулли
Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.
Разработанная Дж.Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров.
Концепция Э. Торранса
Э.Торренс, наблюдая за своими учениками, пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, что имеют высокий IQ. Точнее, эти условия могут присутствовать, но они не являются единственными условиями. Для творчества нужно нечто другое. В разработанной им концепции одаренности присутствует триада: творческие способности; творческое умение; творческая мотивация.
Концепция К.Хеллера
Немецкий ученый К.Хеллерсчитает наиболее эффективными в педагогическом отношении многофакторные модели одаренности. Долговременное исследование К.Хеллера по выявлению и специальному обучению одаренных детей построено на базе разработанной им многофакторной модели («Мюнхенская модель одаренности»).
Одаренность понимается как индивидуальный когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности.
Проблемы одарённости в понимании зарубежных психологов.
Очень важная проблема - выявление одаренных детей. Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются, по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, - видеть своего ребенка таким, как все. Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний. В третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть ““белой вороной” и их творческие возможности со временем нивелируются. Ж.Брюно писал, что “Усреднение” одаренного ребенка, снижение общего интеллектуального и творческого потенциала сопровождается наличием выраженных невротических явлений, так называемым “синдромом бывшего вундеркинда”. Ощущение творческой несостоятельности, “зацикленность” на прошлом и часто болезненные амбиции входят в этот синдром, что, в свою очередь, является причиной невротического и даже психопатического развития личности.Поэтому очевидна острая необходимость в подходах к проблеме прогноза развития одаренности.
Исследования П.Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство, лень или глупость. Невысокий психологический уровень подготовки учителя для работ с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему, истеричность, неумение следовать принятым образцам. Среди учителей бытует мнение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Сложность состоит и в низком уровне подготовки учителей, не способных работать с одаренным ребенком, и в недостатках программ и психологических знаний у учителей.
Кроме того, оригинальность
творческого мышления часто оценивается
окружающими как отклонение. Одаренным
детям приходится около 2/3 времени
в школе проводить впустую, проявляя
“интеллектуальный саботаж”. Одаренные
дети намного быстрее своих
Лета Холлингуорт – проблема адаптации.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
1. Неприязнь к школе.
Такое отношение часто
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Комфортность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
5. Несоответствие между
физическим, интеллектуальным и
социальным развитием.
6. Стремление к совершенству.
Для одаренных детей
7. Потребность во внимании
взрослых. В силу стремления к
познанию одаренные дети
Заключение.
Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по “учебным договорам”, которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся – работать в индивидуальном темпе.
Итак, сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.
Список использованной литературы
Интернет-источники.
Информация о работе Проблемы одарённости в понимании зарубежных психологов