Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 09:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ психологических аспектов формирования команды менеджером среднего звена внешнеторговой организации.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть сущность понятия «команда» и виды команд;
- изучить психологические основы формирования команды, распределение ролей в команде;
- проанализировать факторы, влияющие на эффективность команды
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования команды 6
1.1. Сущность понятия «команда», виды команд 6
1.2. Психологические основы формирования команды 14
1.3. Распределение ролевых функций в команде 20
Глава 2. Теоретические аспекты управления эффективностью команды 26
2.1. Внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность 26
2.2. Оценка эффективности командной работы 30
Глава 3. Эмпирическое исследование эффективности работы в команде на примере ООО «Танаис» 36
3.1. Описание методик исследования эффективности работы в команде на примере ООО «Танаис» 36
3.2. Результаты исследования эффективности работы в команде на примере ООО «Танаис» и их анализ 39
Выводы 44
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложения 51
Проблемы формирования эффективного коллектива и команды
Оглавление
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Во все времена людям надо производить необходимые для жизни товары, продавать их и оказывать услуги. Хорошо они это делают или нет, зависит от их знаний, мастерства, творческих способностей, отношения к работе, используемых технологий, а также не в меньшей степени – от деловых качеств тех, кто ими руководит. Традиционно считалось, что ключевой фигурой в работе компании является ее руководитель. Роль управленческой команды в успехе бизнеса недооценивалась. Но практика менеджмента в последние годы показала, что это неоправданно и недальновидно. От того, насколько эффективна работа команды, в конечном счете, зависит уровень финансовых показателей организации.
Деятельность команды базируется на довольно специфической функции – командной выработке решения, в отличие от управленческого аппарата, где принятие решения распределено по уровням его подготовки и утверждения. Кроме того, каждая команда имеет особую внутреннюю координацию действий, основанную не на жесткой иерархической структуре подчинения и контроля, а на гибкой взаимосвязи между членами команды. Как показывают исследования, именно так понимают члены различных команд способ взаимодействия между собой. Например, на вопрос интервьюера: «Обсуждаются ли в среде руководителей альтернативные пути решения той или иной проблемы?» - свыше 70% опрошенных руководителей, считающих, что они работают в команде, ответили положительно, в то время как среди их коллег, не работающих, по их собственному мнению, в команде, это подтверждают только 34%1 [ ; ].
Умение менеджера внешнеторговой организации создать работоспособную команду стало в последнее десятилетие одной из необходимых компетенций руководителя, наряду с профессионализмом, квалификацией и опытом.
На современном этапе развития российской экономики формы взаимодействия менеджеров и сотрудников не отличаются излишней доверительностью, взаимовыручкой и нацеленностью на общий успех. Слишком памятна еще постперестроечная разруха в экономике и кризис неплатежей 1998 г., когда каждый предприниматель спасался самостоятельно и ни на кого не надеялся. Практически над всеми наемными служащими в коммерческих организациях висел «Дамоклов меч» увольнения по сокращению штатов. Неспокойно в эти нелегкие времена работалось и в государственных учреждениях: служащие могли ощутить, почувствовать на себе «дыхание» кризиса неплатежей и нестабильность хозяйственных связей в экономике.
С точки зрения психологии эта «память на чувства» о событиях ушедшего десятилетия у наших современников гораздо сильнее «памяти на рациональные соображения». Но именно рациональные соображения диктуют необходимость обратиться к вопросу, какие шансы на выживание имеет в нынешних условиях коллектив внешнеторговой организации, не ощущающий себя единой сплоченной командой? Для чего нужна команда в современном бизнесе? Какую общность людей в этой сфере деятельности можно с полным основанием назвать «командой единомышленников»? Какие ассоциации возникают у нас, когда мы слышим признания руководителей внешнеторговых структур, что 90% успеха любого самого трудного начинания таятся в командной работе? К сожалению, российские менеджеры не всегда уделяют достаточно внимания поиску ответов на вышеприведенные вопросы. Поэтому изучение проблемы командной работы в целом и формирования продуктивной команды менеджером среднего звена, в частности, представляется актуальной задачей.
Цель курсовой работы – анализ психологических аспектов формирования команды менеджером среднего звена внешнеторговой организации.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть сущность понятия «команда» и виды команд;
- изучить психологические основы формирования команды, распределение ролей в команде;
- проанализировать факторы, влияющие на эффективность команды;
-.рассмотреть критерии оценки командной работы;
- провести эмпирическое исследование командной работы двух отделов организации на примере ООО "Танаис" и сформулировать выводы по его итогам.
Объектом исследования является команда как коллектив людей, объединенных для решения задач бизнеса.
Предмет исследования – формирование эффективной команды.
При подготовке работы автор использовались методологические и теоретические положения отечественных и зарубежных учёных в области общего и стратегического менеджмента, теории организаций, управления персоналом, организационного поведения, психологии, социологии.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования команды
1.1. Сущность понятия «команда», виды команд
По мере возрастания роли групповой работы в реализации задач внешнеторговых организаций повышается потребность в развитии таких качеств группы, которые превращают ее в тесно сплоченный коллектив единомышленников. Специалисты выделяют три разновидности группы с точки зрения их единства в понимании целей деятельности, в заинтересованности общего успеха, взаимодействия членов группы2[ ; ]:
а) обыкновенная группа сотрудников – это сообщество индивидов, которое регулярно взаимодействует, решая единые задачи, и имеют схожие интересы;
б) рабочая группа – небольшое сообщество индивидов, которые осознают, взаимодействуют и чувствуют друг друга как целое. В рабочей группе создаются оптимальные условия для эффективной деятельности, включая взаимообмен информацией (примером рабочей группы может служить делегация внешнеторговой организации на переговорах). Члены рабочей группы характеризуются большей взаимозависимостью и взаимной ответственностью;
в) команда – это особый вид группы, которая характеризуется наличием специальных черт, определяющих эффективность ее деятельности. В команде все указанные выше характеристики присутствуют, но добавляются еще некоторые:
Если обратиться к этимологии слова «команда» (от франц. commande, от англ. command), то пришло оно к нам из средних веков. В свое время в духовно-рыцарском ордене родственное слово «командор» обозначало одно из высших званий рыцаря, в более поздние времена это слово вошло в обиход некоторых стран и стало обозначать: начальник отряда судов, председатель яхт-клуба, руководитель автомобильного, велосипедного и др. пробегов и т.п. Если попытаться и дальше заглянуть в этимологию этого слова, то ясно, что в основе слова лежит корень “com”, который обозначает «совместность, взаимность действий, их завершенность».
Кроме того, имеется еще и масса смысловых значений слова «команда», из которых, как представляется, самым интересным является «команда в бизнесе» или скорее «team» по-английски. Именно слово «team» и используется в современной англоязычной литературе для обозначения командного принципа организации любого вида деятельности, например, внешнеэкономической деятельности.
Существуют разные подходы
к определению понятия «
Достаточно просто формулирует понятие «команда» заведующий кафедрой управления персоналом Института государственного управления и социальных исследований профессор В.П.Пугачев: «команда – это сплоченная рабочая группа, или трудовой коллектив»4 [ ; ]. Получается, что любой отдел, сектор, департамент и иное функциональное подразделение компании, являясь трудовым коллективом, следует считать командой. Трудно согласиться с таким определением команды, ибо далеко не каждый трудовой коллектив обладает необходимым уровнем сплоченности, единством в понимании целей и задач совместной работы.
Более полную характеристику понятию «команда» дают ученые МГУ О.А.Волкогонова и А.Т.Зуб: «Команда – группа людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и максимально преданных общей цели деятельности, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая свою работу»5 [ ; ].
Преподаватель Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ А.И.Кочеткова посвятила проблеме формирования и развития команды в своей монографии отдельную и солидную по объему главу. Она считает, что «команда – это небольшая группа работников, стремящихся к достижению общей цели, постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия»6 [ ; ].
Профессор ВАВТ Л.Г.Зайцев, подчеркивая мысль о том, что понятие «команда» отличается от понятия «группа», приводит следующее определение: «Команда – это рабочая группа, в которой обеспечено единство членов, и уровень противоречий внутри группы находится на минимальном уровне»7 [ ; ].
Профессор ВАВТ В.П.Медведев выделяет два существенных элемента команды: ее численность и предназначение. Он считает, что команда – это «группа людей, состоящая из 3-х и более человек, созданная для выполнения определенных совместных действий»8 [ ; ].
Среди зарубежных исследователей феномена «командная работа» отметим мнение известных специалистов М.Х. Мескона, М. Альберта и М. Хедоури, которые понятие «команда» отождествляют с понятием «комитет». Поэтому их определение звучит так: «Комитет – это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий В основе работы комитета – групповое принятие решений и осуществление действий»9 .
В дальнейшем под командой менеджера будем понимать «группу специалистов-единомышленников, объединенных общей целью деятельности и сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является менеджером соответствующего уровня»10.
Специфика команды как социальной группы в том, что неформальные отношения между ее членами могут иметь большее значение, чем формальные, а действительная роль и влияние конкретной личности могут не совпадать с ее официальным статусом. На основе собственных ценностей в команде развивается специфическое чувство общности, объединяющее членов команды.
Деятельность команды и поведение каждого ее участника осуществляется на основе определенных «предписаний» - правил работы, которые представляют собой совокупность добровольно принятых членами команды неписаных принципиальных положений и важнейших норм. С помощью этих правил обеспечивается внутренняя организация команды, «разделение труда», координация, согласование и единство действий, четкая система контроля. Правила служат для регулирования внутрикомандных отношений, деятельности и поведения членов команды.
В качестве характеристик, присущих команде, можно отметить следующие:
- единство целей членов команды.
- умение и желание работать.
Представляется, что первому –
«умению работать» еще можно
научить. А вот без «желания
работать» даже профессионал
не внесет существенного
- умение и желание общаться
друг с другом. Это необходимо
для того, чтобы при решении
определенных задач члены
- отношения партнерства и
- сплоченность. Сплоченность характеризует
степень приверженности к
- обратная связь. Устойчивая обратная связь позволяет членам команды осознавать, как их воспринимают коллеги и окружающие.
В печати отмечается: неудачные попытки некоторых руководителей внешнеторговых организаций на «голом месте» создать команду для решения какой-либо конкретной производственной задачи обусловлены непониманием принципов объединения людей. Команда – это всегда производное командного духа, а «вселить» его в простую группу людей, пробудить или поддерживать - самая сложная задача для любого руководителя. Это требует и таланта, и условий, которые далеко не всегда выполнимы. Следует иметь в виду, что создание команды в современных условиях является по большей части «производством штучного товара». И главным препятствием для широкого внедрения этой технологии в России является состояние массового сознания. Как отмечается в современных исследованиях, «российскому бизнесу еще предстоит пройти путь от общинной бессознательности через животный эгоизм – к осознанному взаимовыгодному сотрудничеству нового времени. Пока такой модели нет в массовом сознании, следовательно, ее нет ни в обучающих системах, ни в бизнес-технологиях»12 .
Рис. 1. Основные этапы «жизни» команды
Каждая команда проходит основные этапы своего развития, имеет свой жизненный цикл. Выделяют следующие этапы (рис. 1.) в «жизни» команды13 :
Информация о работе Проблемы формирования эффективного коллектива и команды