Программа и методы социально-психологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 09:24, доклад

Краткое описание

Социально-психологическое исследование — вид научного исследования, проводимого в целях установления психологических закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы, а также психологическими характеристиками этих групп.
Различают три уровня исследования:
1. эмпирический (сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных);
2. теоретический (объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других работ);

Вложенные файлы: 1 файл

Программа и методы социально-психологического исследованияю.docx

— 25.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Социальная  психология

 

 

Доклад на тему:

 «Программа и методы социально-психологического исследования»

 

 

Выполнили:

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Социально-психологическое  исследование — вид научного исследования, проводимого в целях установления психологических закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы, а также психологическими характеристиками этих групп.

Различают три уровня исследования:

1. эмпирический (сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных);

2. теоретический (объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других работ);

3. методологический (с содержательной стороны рассматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений и составляющих элементов, соотношение принципов и категорий, определяет исходные принципы изучения этих явлений).

Программа исследования, этапы исследования. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу психологических процедур исследования: сбора, обработки и анализ данных. Программа задает определенную логику (этапность) исследования. Обычно она включает: определение проблемы, объекта и предмета исследования; предварительный теоретический анализ объекта исследования; характеристику целей и задач исследовании;  интерпретацию и операционализацию основных понятий; формулирование рабочих гипотез; определение плана исследования (поискового, описательного, экспериментального); составление плана выработки; описание методов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации.

Методы  социально-психологического исследования. Весь набор методов обычно подразделяют на методы сбора информации и ее обработки. Среди методов исследования наиболее широкое распространение в социальной психологии получили следующие: наблюдение, анализ документов, опрос, социометрия, групповая оценка личности (ГОЛ), тесты и эксперимент.

Метод наблюдения используется в целях сбора предварительного материала, а также для контроля полученных эмпирических данных. Выделяют стандартизированную и нестандартизированную техники наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в исследуемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) виды наблюдения. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой. Наблюдатель является ее полноправным членом. Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздействием на наблюдателя, на его восприятие и анализ, ценностей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе и интерпретации данных. Кроме того, серьезные проблемы возникают в связи с трудоемкостью и организационной сложностью данного метода. По условию организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в условиях эксперимента). Основными недостатками метода принято считать:

а) высокий уровень субъективизма при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя);

б) преимущественно качественную интерпретацию результатов наблюдения;

в) относительную ограниченность в обобщении результатов исследования.

Метод анализа  документов является разновидностью анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях. Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные).

Метод опроса находит широкое применение в социально-психологических исследованиях. Его суть заключается в получении информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основных (опрос «лицом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); и заочный опрос - анкетирование, предназначенное для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами).

Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании: стандартизированное и нестандартизированное. В первом случае предполагается наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменить. Методика нестандартизированного интервью отличается гибкостью и варьированием. Интервьюер руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата респондентов и его доступностью. Хотя информация, получаемая анкетированием, как правило, менее глубокая по сравнению с данными интервью.

Метод социометрии относится к инструментарию собственно социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как ее члена. Область измерения в социометрической технике - диагностика межличностных и межгрупповых отношений. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы.

Социометрия — процедура, предполагающая опрос каждого члена  малой группы с целью установления возможности его участия (или  неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации.

Метод групповой  оценки личности — способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе опроса ее членов. Метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми.

С помощью этого метода оцениваются  качества человека по предлагаемому  их перечню с использованием приемов:

а) прямого оценивания по n-балльной шкале;

б) ранжирования качеств;

в) попарного сравнения качеств  и др.

Тесты — краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в общей психологии, справедливы и для социальной психологии.

Эксперимент имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках, и исследование, направленное на выявление причинно-следственных связей. Метод эксперимента предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией в целях установления закономерностей этого взаимодействия.

Среди специфических признаков  социально-психологического эксперимента выделяют:

 

    1. искусственное моделирование изучаемых социально-психологических явлений или жесткий контроль естественных условий исследования, т. е. создание экспериментальной ситуации;
    2. активное воздействие исследователя на изучаемые явления, так называемое варьирование переменных;
    3. измерение ответных форм поведения личности или группы (испытуемых) на это воздействие;
    4. требование воспроизводимости результатов и т. д.

 

В зависимости от условий, в которых  организован эксперимент, его разделяют  на  лабораторный и естественный.

 

В данной работе мы ознакомились с некоторыми методами, которые используются в социально-психологических исследованиях. Таким образом, достоверность и объективность новой информации зависят, прежде всего, от того, какими способами, приемами и средствами она была получена. Какой или какие из методов будут применяться в исследовании, решается на этапе составления программы. Каждый из методов имеет свои особенности, предъявляет определенные требования к использованию. Знание их характеристик, приемов и способов использования и применения в практике конкретных исследований - важный этап в работе исследователя.

 


Информация о работе Программа и методы социально-психологического исследования