Происхождение и развитие психики в филогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу об ее объективном критерии (т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика). В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев (советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности) предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими.

Содержание

Происхождение и развитие психики в филогенезе.
Характеристика стадий.
Проблема происхождения и развития сознания.

Вложенные файлы: 1 файл

Происхождение и развитие психики в филогенезе.docx

— 34.06 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  1. Происхождение и развитие психики в филогенезе.
  2. Характеристика стадий.
  3. Проблема происхождения и развития сознания.

 

Происхождение и  развитие психики в филогенезе

Психика возникла на определенном этапе развития органического мира, как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.

Психика - это особое свойство высокоорганизованной материи субъективно  отражать объективную реальность, необходимое  человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое  для управления своим поведением.

Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования. Когда мы говорим о филогенезе психики, то подразумеваем под этим историю развития психики на протяжении существования живых организмов.

Можно выделить несколько  подходов к филогенезу психики:

  • материалистический (психика развивается как свойство высокоорганизованной материи), идеалистический (психика развивается как самостоятельная субстанция, которая дана извне) и дуалистический (психика рассматривается как соединение земного, материального и неземного, идеального).
  • эволюционный (психика живых существ рассматривается в развитии от низших форм к высшим), не эволюционный (как изначально заданная извне и неизменная) и смешанный (только в процессе жизни конкретного представителя того или иного вида, а перехода от одного к другому нет).
  • комбинации этих подходов.

Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу об ее объективном критерии (т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика). В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев (советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности) предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Пример: Звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе - важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их - значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.

Теперь нужно ввести два  фундаментальных понятия, которые  связаны с предложенным критерием: это понятия "раздражимость" и "чувствительность".

Раздражимость - это способность  живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни  растения раздражимы по отношению к  питательным веществам, которые  содержатся в почве: при соприкосновении  с раствором этих веществ они  начинают их всасывать.

Чувствительность - это способность  организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные  с биотическими свойствами. Когда  речь идет о чувствительности, "отражение", согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет  два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле "отражать" - значит реагировать, прежде всего, двигательно на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

Следующее важное положение  Леонтьева звучит так, что ощущение как элементарная форма психического - это не эпифеномен, т. е. не явление, которое надстраивается над условно-рефлекторными  процессами и не имеет никакой  функции. Наоборот, оно составляет необходимое  звено условного приспособительного акта. Функция этого "звена" - ориентировать  организм относительно значимых условий среды, опосредствовать его витальные приспособительные акты.

Все сказанное выше подготовило  ответ на вопрос, почему в ходе биологической  эволюции возникла психика? Материалистическое естествознание отвечает на него так: потому что психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. По существу, такой ответ  означает, что возникновение и  развитие психики в животном мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно.

Развитие психики - закономерное изменение психических процессов  во времени, выраженное в их количественных и качественных и структурах преобразованиях. Развитие психики характеризуется  способностью к накапливанию изменений  и их закономерным характером. Развитие психики реализуется в форме  филогенеза и онтогенеза.

Прежде, чем перейти к  характеристике отдельных стадий эволюционного  развития психики, остановимся на двух важных общих положениях.

Первое положение: как  показал Леонтьев, каждая новая ступень  психического развития начинается с  усложнения деятельности, практически  связывающей животное с окружающим миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности, и, в  свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие. То есть, Леонтьев для объяснения возникновения психики в филогенезе выдвигает принцип деятельности (под деятельностью он понимает процессы, осуществляющие активное отношение  субъекта к действительности).

Так, по мнению Леонтьева, в  период зарождения психики деятельность животных сначала складывается в  вещно-оформленной среде и должна была подчиняться объективным связям между различными свойствами вещей. Однако, предметом отражения были не эти связи, а лишь отдельные, изолированные  свойства (форма элементарных ощущений). На следующей ступени деятельность животных определялась уже отношениями  между предметами, т.е. целыми ситуациями, обеспечивалась же она отражением отдельных  предметов.

Итак, первое положение заключается в утверждении примата деятельности в развитии психического отражения.

Второе общее положение: имеет место несовпадение линий  биологического и психического развития животных. Например, животное, стоящее  на более высокой ступени биологического развития (согласно зоологической систематике), не обязательно обладает и более  развитой психикой.

 

 

 

Характеристика  стадий

Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

1.Стадию элементарной, сенсорной  психики (осуществляется отражение  отдельных свойств предметов, т.е. наличествует ощущение); т.е. способность отражать отдельные свойства предмета. Основная форма поведения – таксисы, рефлексы и инстинкты. Инстинкты – врожденная программа поведения или видовой опыт животного.

2.Стадию перцептивной  психики (возникает отражение  целостный предметов, т.е. возникает восприятие); основная форма отражения – предметное восприятие, т.е. животные способны отражать предметы в виде целостных психических образов. Основная форма поведения – навыки.

Навыки – это приобретенная программа поведения или личный опыт животного.

3. Стадию интеллекта (возникает  отражение отношений между предметами):

А) сенсомоторный интеллект;

Б) сознание.

Основная форма отражения – отражение межпредметных связей. Основная форма поведения – интеллектуальная. Выделяются основные черты интеллектуального поведения: 1. способность решать 2-фазные задачи, в которых существует особая ориентированно-исследовательская подготовительная фаза и фаза исполнения (отсутствует биологический смысл); 2.Способность решать одну и ту же задачу разными способами; 3. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия; 4. Использование примитивных орудий; 5. Наличие инсайта - на этой стадии животное способно познавать мир вне зависимости от биологических потребностей.

1. Стадия элементарной  сенсорной психики. Возникновение  чувствительных живых организмов  связано с усложнением их жизнедеятельности.  Это усложнение заключается в  том, что выделяются процессы  внешней деятельности, опосредствующие  отношения организмов к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни. Выделение этих процессов обусловлено появлением раздражимости к воздействиям, которые выполняют сигнальную функцию. Так возникает способность отражения организмами воздействий окружающей действительности в их объективных связях и отношениях - психическое отражение. Стадия элементарной сенсорной психики охватывает длинный ряд животных. Возможно, что элементарной чувствительностью обладают некоторые высшие инфузории.

2. Стадия перцептивной  психики

Следующая за стадией элементарной сенсорной психики, вторая стадия развития, может быть названа стадией перцептивной психики. Она характеризуется способностью отражения внешней объективной  действительности уже не в форме  отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей. Переход  к этой стадии развития психики связан с изменением строения деятельности животных, которое подготовляется еще  на предшествующей стадии.

Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже наметившееся раньше содержание ее, объективно относящееся не к  самому предмету, на который направлена деятельность животного, но к тем  условиям, в которых этот предмет  объективно дан в среде, теперь выделяется. Это содержание уже не связывается  с тем, что побуждает деятельность в целом, но отвечает специальным  воздействиям, которые его вызывают.

Если на стадии элементарной сенсорной психики дифференциация воздействующих свойств была связана  с простым их объединением вокруг доминирующего раздражителя, то теперь впервые возникают процессы интеграции воздействующих свойств в единый целостный образ, их объединение  как свойства одной и той же вещи. Окружающая действительность отражается теперь животным в форме более  или менее расчлененных образов  отдельных вещей.

Возникновение и развитие у животных перцептивной психики  обусловлено рядом существенных анатомо-физи-ологических изменений. Главнейшее из них заключается в  развитии и изменении роли дистантных (действующих на расстоянии) органов  чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развиваются и органы внешних движений - эти "естественные орудия" животных, позволяющие осуществлять сложные операции, требуемые жизнью в условиях наземной среды (бег, лазание, преследование добычи, преодоление препятствий и т.п.). Двигательные функции животных также все более кортикализуются (переходят в кору головного мозга), так что полное развитие операций у животных происходит уже в связи с развитием коры.

При переходе к стадии перцептивной психики качественно изменяется также и сенсорная форма закрепления  опыта. У животных впервые возникают  чувственные представления. Вопрос о существовании у животных представлений  до сих пор служит предметом споров. Однако огромное число фактов убедительно  свидетельствует о том, что животные имеют представления.

3. Стадия интеллекта

Психика большинства млекопитающих  животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития. Эту новую, высшую, ступень обычно называют стадией интеллекта (или "ручного мышления"). Конечно, интеллект животных - это совсем не то же самое, что разум человека; между ними существует огромное качественное различие.

Если на более низкой ступени развития операция формировалась медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закреплялись, другие же, лишние, движения столь же постепенно затормаживались, отмирали, то в этом случае у обезьяны мы наблюдаем раньше период полного неуспеха - множество попыток, не приводящих к осуществлению деятельности, а затем как бы внезапное нахождение операции, которая почти сразу приводит к успеху. Это первая характерная особенность интеллектуальной деятельности животных.

Вторая характерная ее особенность заключается в том, что если опыт повторить еще раз, то данная операция, несмотря на то, что  она была осуществлена только один раз, воспроизводится, т.е. обезьяна решает подобную задачу уже без всяких предварительных  проб.

          Третья особенность данной деятельности состоит в том, что найденное решение задачи очень легко переносится обезьяной в другие условия, лишь сходные с теми, в которых впервые возникло данное решение. Например, если обезьяна решила задачу приближения плода с помощью палки, то оказывается, что если теперь ее лишить палки, то она легко использует вместо нее какой-нибудь другой подходящий предмет. Если изменить положение плода по отношению к клетке, если вообще несколько изменить ситуацию, то животное все же сразу находит нужное решение. Решение, т.е. операция, переносится в другую ситуацию и приспосабливается к этой новой, несколько отличной от первой ситуации.

Четвертая особенность интеллектуальной деятельности заключается в способности  решения двухфазных задач. Так, например, вне клетки, где находится животное, в некотором отдалении от нее  кладут приманку. Несколько ближе  к клетке, но все же вне пределов досягаемости животного находится  длинная палка. Другая палка, более  короткая, которой можно дотянуться до длинной палки, но нельзя достать  до приманки, положена в клетку. Значит, для того чтобы решить задачу, обезьяна должна раньше взять более короткую палку, достать ею длинную палку, а затем уже с помощью длинной  палки пододвинуть к себе приманку.

При переходе к третьей, высшей, стадии развития животных наблюдается новое усложнение в строении деятельности. Прежде слитая в единый процесс деятельность дифференцируется теперь на две фазы: фазу подготовления и фазу осуществления. Наличие фазы подготовления и составляет характерную черту интеллектуального поведения. Интеллект возникает, следовательно, впервые там, где возникает процесс подготовления возможности осуществить ту или иную операцию или навык.

Возникновение и развитие интеллекта животных имеет своей  анатомо-физиологической основой  дальнейшее развитие коры головного  мозга и ее функций. Какие же основные изменения в коре мы наблюдаем  на высших ступенях развития животного  мира? То новое, что отличает мозг высших млекопитающих от мозга нижестоящих  животных, - это относительно гораздо  большее место, занимаемое лобной корой, развитие которой происходит за счет дифференциации ее префронтальных полей.

Информация о работе Происхождение и развитие психики в филогенезе