Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:04, контрольная работа
Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу об ее объективном критерии (т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика). В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев (советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности) предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими.
Происхождение и развитие психики в филогенезе.
Характеристика стадий.
Проблема происхождения и развития сознания.
Содержание
Происхождение и развитие психики в филогенезе
Психика возникла на определенном этапе развития органического мира, как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.
Психика - это особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением.
Филогенез – это историческое
развитие какого-либо явления на протяжении
всего периода его
Можно выделить несколько подходов к филогенезу психики:
Углубление в филогенетическую
историю психики неизбежно
Теперь нужно ввести два фундаментальных понятия, которые связаны с предложенным критерием: это понятия "раздражимость" и "чувствительность".
Раздражимость - это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.
Чувствительность - это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами. Когда речь идет о чувствительности, "отражение", согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле "отражать" - значит реагировать, прежде всего, двигательно на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.
Следующее важное положение
Леонтьева звучит так, что ощущение
как элементарная форма психического
- это не эпифеномен, т. е. не явление,
которое надстраивается над условно-рефлекторными
процессами и не имеет никакой
функции. Наоборот, оно составляет необходимое
звено условного
Все сказанное выше подготовило
ответ на вопрос, почему в ходе биологической
эволюции возникла психика? Материалистическое
естествознание отвечает на него так:
потому что психика обеспечивает
более эффективное
Развитие психики - закономерное
изменение психических
Прежде, чем перейти к характеристике отдельных стадий эволюционного развития психики, остановимся на двух важных общих положениях.
Первое положение: как
показал Леонтьев, каждая новая ступень
психического развития начинается с
усложнения деятельности, практически
связывающей животное с окружающим
миром. Новая же форма психического
отражения возникает вслед за
этим усложнением деятельности, и, в
свою очередь, делает возможным ее дальнейшее
развитие. То есть, Леонтьев для объяснения
возникновения психики в
Так, по мнению Леонтьева, в
период зарождения психики деятельность
животных сначала складывается в
вещно-оформленной среде и
Итак, первое положение заключается в утверждении примата деятельности в развитии психического отражения.
Второе общее положение:
имеет место несовпадение линий
биологического и психического развития
животных. Например, животное, стоящее
на более высокой ступени
Характеристика стадий
Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:
1.Стадию элементарной, сенсорной
психики (осуществляется
2.Стадию перцептивной психики (возникает отражение целостный предметов, т.е. возникает восприятие); основная форма отражения – предметное восприятие, т.е. животные способны отражать предметы в виде целостных психических образов. Основная форма поведения – навыки.
Навыки – это приобретенная программа поведения или личный опыт животного.
3. Стадию интеллекта (возникает
отражение отношений между
А) сенсомоторный интеллект;
Б) сознание.
Основная форма отражения
– отражение межпредметных связей. Основная
форма поведения – интеллектуальная.
Выделяются основные черты интеллектуального
поведения: 1. способность решать 2-фазные
задачи, в которых существует особая ориентированно-
1. Стадия элементарной
сенсорной психики.
2. Стадия перцептивной психики
Следующая за стадией элементарной
сенсорной психики, вторая стадия развития,
может быть названа стадией перцептивной
психики. Она характеризуется
Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже наметившееся раньше содержание ее, объективно относящееся не к самому предмету, на который направлена деятельность животного, но к тем условиям, в которых этот предмет объективно дан в среде, теперь выделяется. Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают.
Если на стадии элементарной
сенсорной психики
Возникновение и развитие
у животных перцептивной психики
обусловлено рядом существенных
анатомо-физи-ологических
При переходе к стадии перцептивной
психики качественно изменяется
также и сенсорная форма
3. Стадия интеллекта
Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития. Эту новую, высшую, ступень обычно называют стадией интеллекта (или "ручного мышления"). Конечно, интеллект животных - это совсем не то же самое, что разум человека; между ними существует огромное качественное различие.
Если на более низкой ступени развития операция формировалась медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закреплялись, другие же, лишние, движения столь же постепенно затормаживались, отмирали, то в этом случае у обезьяны мы наблюдаем раньше период полного неуспеха - множество попыток, не приводящих к осуществлению деятельности, а затем как бы внезапное нахождение операции, которая почти сразу приводит к успеху. Это первая характерная особенность интеллектуальной деятельности животных.
Вторая характерная ее особенность заключается в том, что если опыт повторить еще раз, то данная операция, несмотря на то, что она была осуществлена только один раз, воспроизводится, т.е. обезьяна решает подобную задачу уже без всяких предварительных проб.
Третья особенность данной деятельности состоит в том, что найденное решение задачи очень легко переносится обезьяной в другие условия, лишь сходные с теми, в которых впервые возникло данное решение. Например, если обезьяна решила задачу приближения плода с помощью палки, то оказывается, что если теперь ее лишить палки, то она легко использует вместо нее какой-нибудь другой подходящий предмет. Если изменить положение плода по отношению к клетке, если вообще несколько изменить ситуацию, то животное все же сразу находит нужное решение. Решение, т.е. операция, переносится в другую ситуацию и приспосабливается к этой новой, несколько отличной от первой ситуации.
Четвертая особенность интеллектуальной деятельности заключается в способности решения двухфазных задач. Так, например, вне клетки, где находится животное, в некотором отдалении от нее кладут приманку. Несколько ближе к клетке, но все же вне пределов досягаемости животного находится длинная палка. Другая палка, более короткая, которой можно дотянуться до длинной палки, но нельзя достать до приманки, положена в клетку. Значит, для того чтобы решить задачу, обезьяна должна раньше взять более короткую палку, достать ею длинную палку, а затем уже с помощью длинной палки пододвинуть к себе приманку.
При переходе к третьей, высшей, стадии развития животных наблюдается новое усложнение в строении деятельности. Прежде слитая в единый процесс деятельность дифференцируется теперь на две фазы: фазу подготовления и фазу осуществления. Наличие фазы подготовления и составляет характерную черту интеллектуального поведения. Интеллект возникает, следовательно, впервые там, где возникает процесс подготовления возможности осуществить ту или иную операцию или навык.
Возникновение и развитие
интеллекта животных имеет своей
анатомо-физиологической
Информация о работе Происхождение и развитие психики в филогенезе