Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:37, реферат
Под адаптацией понимается взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных, психологических и организационно-экономических условиях труда.
Процесс трудовой адаптации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности ко
Адаптация персонала
1. Понятие адаптации
Под адаптацией понимается
взаимное приспособление работника
и организации, основывающееся на постепенной
врабатываемости сотрудника в новых
профессиональных, социальных, психологических
и организационно-
Процесс трудовой адаптации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника.
Выделяют два направления адаптации:
первичная - приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности;
вторичная - приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности.
4. Этапы процесса адаптации
Процесс адаптации можно разделить на 4 этапа (рис. 15).
Этап 1. Оценка уровня подготовленности
Оценка необходима для
разработки наиболее эффективной программы
адаптации. Если сотрудник имеет
не только специальную подготовку,
но и опыт работы в аналогичных
подразделениях других компаний, период
его адаптации будет
технология деятельности;
внешняя инфраструктура;
персонал;
новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ситуацию.
Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения и т.д.
Рис. 15. Этапы процесса адаптации
Этап 2. Ориентация
Это практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Значительное внимание, например в компаниях США, уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.
Обычно программа ориентации включает ряд небольших мероприятий: лекции, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием). В ходе проведения ориентации нового сотрудника знакомят с информацией, представленной в табл. 24.
Таблица 24
Содержание программы ориентации новичка
Раздел программы Информация
1. Общее представление о компании · цели, приоритеты, проблемы; · традиции, нормы, стандарты; · продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя; · разнообразие видов деятельности; · организация, структура, связи компании; · информация о руководителях.
2. Политика организации · принципы кадровой политики; · принципы подбора персонала; · направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; · содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности; · правила пользования телефоном внутри компании; · правила использования различных режимов рабочего времени; · правила охраны коммерческой тайны и технической документации.
3. Оплата труда · нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников; · оплата выходных, сверхурочных.
4. Дополнительные льготы · страхование, учет стажа работы; · пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству; · поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию; · возможности обучения на работе; · наличие столовой, буфетов; · другие услуги организации для своих сотрудников.
5. Охрана труда и соблюдение техники безопасности · места оказания первой медицинской помощи; · меры предосторожности; · предупреждение о возможных опасностях на производстве; · правила противопожарной безопасности; · правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения.
6. Работник и его отношения с профсоюзом · сроки и условия найма; · назначения, перемещения, продвижения; · испытательный срок; · руководство работой; · информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу; · права и обязанности работника; · права непосредственного руководителя; · организации рабочих; · постановления профсоюзов и политика компании; · руководство и оценка исполнения работы; · дисциплина и взыскания, оформление жалоб; · коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.
7. Служба быта · организация питания; · наличие служебных входов; · условия для парковки автомобилей.
8. Экономические факторы · стоимость рабочей силы; · стоимость оборудования; · ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случае.
После прохождения общей
программы ориентации может быть
проведена специальная
Таблица 25
Специальная программа адаптации
Разделы программы Содержание программы
1. Функции подразделения · цели и приоритеты, организация и структура; · направления деятельности; · взаимоотношения с другими подразделениями; · взаимоотношения внутри подразделения.
2. Рабочие обязанности и ответственность · детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; · разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом; · нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения; · длительность рабочего дня и расписание; · дополнительные ожидания (например замена отсутствующего работника).
3. Требуемая отчетность · виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней; · отношения с местными и общегосударственными инспекциями.
4. Процедуры, правила, предписания · правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; · поведение в случае аварий, правила техники безопасности; · информирование о несчастных случаях и опасности; · гигиенические стандарты; · охрана и проблемы, связанные с воровством; · отношения с работниками, не принадлежащих к данному подразделению; · правила поведения на рабочем месте; · вынос вещей из подразделения; · контроль за нарушениями; · перерывы (перекуры, обед); · телефонные переговоры личного характера в рабочее время; · использование оборудования; · контроль и оценка исполнения.
5. Представление сотрудников подразделения
Этап 3. Непосредственная адаптация
Этот этап состоит в
собственно приспособлении новичка
к своему статусу и значительной
степени обусловливается его
включением в межличностные отношения
с коллегами. В рамках данного
этапа необходимо дать новичку возможность
активно действовать в
Этап 4. Функционирование
Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1-1,5 года работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптации способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.
В процессе адаптации следует плавно вводить нового работника в его деятельность и исключить ситуации, которые могли бы отрицательно повлиять на вхождение работника в трудовой ритм коллектива, непредвиденные трудности, связанные с перегрузками, дефицитом информации и т.д. Поэтому в адаптационный период следует принимать меры к недопущению ряда моментов, приводящих к психологической дезадаптации работника:
недоумение - все
позитивные представления,
испуг - неизвестно, что делать и как себя вести;
уныние - ощущение,
что нет необходимости
возмущение - появляется
склонность негодовать по
нарушение режима
работы - предпринимается любое
пассивное принятие
- подчинение любому
отсутствие цели - работник осознает, что предприятие не предоставляет ему никаких возможностей для развития;
отсутствие диалога
с начальством, делающие