Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:04, контрольная работа
Человеческое счастье многогранно. Суть его профессиональной грани можно выразить просто: «делай то, ради чего ты рожден». Другими словами, сделать человека счастливым – значит позволить ему заниматься всю жизнь любимым делом, получать удовольствие от своей профессиональной деятельности. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе.
Наверное, нет более древней проблемы, чем проблема выбора профессии. Проблема древняя и новая. В условиях 21 века она зазвучала как никогда молодо и дерзко. Можно указать ряд обстоятельств, обусловивших такое положение
Профессиональное самоопределение подростков в условиях детского дома
Введение
Человеческое счастье
многогранно. Суть его
Наверное, нет более древней проблемы, чем проблема выбора профессии. Проблема древняя и новая. В условиях 21 века она зазвучала как никогда молодо и дерзко. Можно указать ряд обстоятельств, обусловивших такое положение. Во-первых, в постсоветский период появилось множество профессий и некоторые из них еще не получили своеобразной прописки в общественном сознании (например, многие вряд ли смогут без основательной библиотечной подготовки сказать, чем занимается мерчендайзер, копирайтер или медиабайтер). Во-вторых, возросший динамизм жизни затронул и мир профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5–15 лет, а затем либо исчезают, либо меняются до неузнаваемости. В-третьих, произошли изменения в восприятии профессии как сферы профессиональной деятельности: постепенно она из цели («быть музыкантом») превращается в средство достижения определенного образа жизни («жить, как живут музыканты»).
Основная цель профориентационной работы – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов – профориентаторов.
Для воспитанников детского
дома, в силу их психологических, поведенческих,
личностных особенностей, профессиональное
самоопределение особенно важно. Дети
психологически отчуждены от людей,
и это открывает им «право»
к правонарушению. У них появляется
иждивенческая позиция «нам должны»,
«дайте»; отсутствие бережливости и
ответственности, непонимание материальной
стороны жизни, вопросов собственности,
экономии, даже в сугубо личных масштабах.
В условиях жизни без родительского
попечительства у детей стихийно
складывается детдомовское «мы». Дети
без родителей делят мир на
«свои» и «чужие» – мы и они.
От «чужих» они совместно
1.1 Понятие и сущность процесса социализации
Социализация как процесс
– это особенности социального
становления личности. Социализация
как результат – это
Социальная педагогика
изучает социальные проблемы
человека на различных этапах
его возрастного развития, среду
его жизнедеятельности,
Социальная педагогика тесно контактирует с социологией образования, социологией воспитания, педагогической, социальной психологией.
Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедиться в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь, а поступки другого человека принимать без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации. Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду, помочь семье, ребенку, найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков, помочь в стремлении выйти на путь нравственных отношений, развивать личность. Личность – явление социальное. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознание социальных явлений, общения.
Быть личностью – это значит осуществлять свой выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и перед обществом. Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и быть ответственным за него.
Ребенок рождается с предрасположением к определенным задаткам и способностям, но как они разовьются, зависит от природы и среды. Под влиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно. В этом процессе развития ребенок становиться личностью. Происходит изменение его организма, психики под влиянием его окружения, семьи и сверстников. Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания. Социальному педагогу важно в своей работе учитывать те исходные данные, которые влияют на формирование личности. [15, с. 39].
В России ежегодно выявляется около 100 000 детей, нуждающихся в опеке. Попадая в детские дома, дети, как правило, уже имеют отклонения физического и психического характера. Чаще всего наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. Такой ребенок нервозен, старается добиться внимания и в то же время его отторгает, впадает в агрессивность или отчуждается. Не умеет быть внимательным, любить. Без внутреннего сосредоточения формируется определенный стандартный тип личности.
У детей, живущих на государственном
обеспечении, формируются иждивенческие
черты («нам должны», «дайте»), отсутствуют
ответственность и
Для ребенка, который воспитывается вне семьи, микрофакторы социализации (семья, группы сверстников) имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Для него агентами социализации выступает коллектив сверстников, воспитатели детского дома. При этом должно происходить социальное самоопределение – выбор детьми-сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающей их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.
Очень важен процесс формирования
представлений ребенка о той
или иной социальной роли. Такие
представления у детей-сирот
Чаще всего источником информации для ребенка о социальных ролях являются средства массовой информации и мнения сверстников. В связи с этим часто возникает иллюзорный «образ» социальной роли. Это касается не только ролей члена семьи, но и других ролей, которые реализуют родители и те, кто с ними взаимодействует .
Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% – средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% – улица.
Социальное сиротство
– это социальное явление, обусловленное
наличием в обществе детей, родители
которых живы, но лишены родительских
прав или ограничены в родительских
правах. Они стремятся побывать в
семье, хотя вся сложность и
В процессе социализации человек становиться личностью. Важно, что бы он протекал успешно для того, чтобы ребенок полноценно развивался. У детей, оставшихся без попечения родителей, этот процесс проходит сложно, т. к. семья является микрофактором и важнейшим институтом социализации, следовательно, дети-сироты являются реальными жертвами неблагоприятных условий социализации.
1.2. Особенности постинтернатной адаптации воспитанников детского дома
В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. В статье 20 Конвенции провозглашено, что подготовка самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемых государством».
Сейчас в нашей стране количество детских домов достигло 2100 (10 лет назад 600 учреждений). Положение с детьми-сиротами явно не благополучное. Российский Детский Фонд, ссылаясь на данные Генеральной Прокуратуры РФ, дает сведения о выпускниках сиротских учреждений: 10% кончают жизнь самоубийством, 40% попадают в разряд алкоголиков и наркоманов, 40% становятся преступниками и лишь 10% выбиваются в люди.
Сироты, привыкшие к иждивенчеству, не умеют заботиться о себе, о своем будущем, они знают, что им некому помочь, а помочь самим себе они не могут. Дальняя перспектива им не по силам .
Наибольшую остроту
– значительный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с материальными и жилищными трудностями родителей, ростом внебрачной рождаемости, понижением стабильности брака;
– отсутствие современных научно-обоснованных методик воспитания, профориентации и социальной подготовки выпускников к трудностям реальной жизни;
– изменение социального состава сиротства;
– ухудшение физического состояния детей, появление детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержек психического развития, с трудностями в обучении, поведении (склонность к бродяжничеству, тяга к курению, наркомании и токсикомании) у значительной части воспитанников имеется задержка психического развития, интеллектуальные отклонения .
Дети, содержащиеся в учреждениях, часто проявляют отставание в развитии и, в большинстве случаев, покидают учреждения плохо подготовленными к самостоятельной жизни за их пределами. Российские научные исследования свидетельствуют, что дети, содержащиеся в учреждениях, пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, они страдают недостатком концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтам со своими сверстниками. Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, дети становятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи, страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению правонарушений.
Анализ сведений о детях, содержащихся в учреждениях и выбывших из них, показал, что 85% таких детей планируют получить рабочие профессии и лишь 10% думают о получении среднего или высшего образования.
Дети выпускаются из учреждения либо по достижении 18 лет, либо по завершении образования – общего начального или общего среднего. Дети готовятся к выбытию в течение последнего года нахождения в учреждении и впоследствии получают следующие виды поддержки в своей независимой жизни:
1. жилище;
2. финансовое обеспечение;
3. возможность получения
последующего бесплатного
4. работу;
5. психологическую и социальную помощь.
Выбывающий из учреждения ребенок по закону имеет гарантию получения муниципального жилья на приоритетной основе. Он имеет право на бесплатное продолжение образования и получение соответствующей стипендии, а также на медицинское обслуживание .
Детям, решившим не продолжать образование, предоставляется помощь в поиске работы, включая обучение и переподготовку. Кроме того, в регионах работодатели получают стимул к приему на работу молодых людей из детских учреждений, т.к. им предоставляются налоговые льготы. Тем не менее устройство на работу молодых людей, выбывших из детских учреждений, остается сложной и затяжной проблемой.
Дети, выбывающие из учреждений, считаются зрелыми и способными позаботиться о себе. В реальности же они крайне ранимы и нуждаются в поддержке – нередко они возвращаются в свои учреждения в поисках крова и защиты. Таким образом, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на широкий круг программ защиты и поддержки, которые помогают им продолжать самостоятельную жизнь. Тем не менее, на практике дети, выбывшие из учреждений, сталкиваются со значительными трудностями при адаптации к самостоятельной жизни. Большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (воспитателей, родственников). Выпускники детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои права. 75% выпускников не могут создать своей семью, их дети оказываются в детском доме.
Информация о работе Профессиональное самоопределение подростков в условиях детского дома