Профилактика подростковых девиаций как фактор обеспечения психологической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 11:23, реферат

Краткое описание

Цель исследования: подобрать виды профилактики, направленные на снижение проявления девиаций подростков.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. изучить литературу по данной проблеме;
2. рассмотреть понятие «девиантное поведение»;
3. охарактеризовать психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
4. выявить факторы, влияющих на формирование отклоняющегося поведения подростков;
5. подобрать методы профилактики, направленные на предотвращение формирования отклоняющегося поведения у подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика подростковых девиаций как фактор обеспечения психологической безопасности.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

Профилактика подростковых девиаций как фактор обеспечения психологической безопасности.

Актуальность.

В любом обществе существуют социальные нормы и правила, по которым живет это общество. Отклонение или несоблюдение этих норм понимается как отклонение, или девиация.

На мой взгляд, отклоняющееся поведение является одной из наиболее важных и актуальных проблем, которое всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, которые не могут, или не хотят жить по его правилам и нормам.

Большинство случаев девиантного поведения приходится на подростковый возраст. Кризис этого возраста является самым острым и наиболее продолжительным.

Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе является очень актуальной и нуждающейся в своем своевременном разрешении.

В этом возрасте у подростков формируются мировоззрение, личное мнение, интересы. Подросток учится строить отношения с окружающими людьми, утверждается как личность. Именно в этот период растет уровень преступности среди подростков. Они становятся более жестокими, агрессивными и жестокими.

На пути взросления подросток сталкивается со многими проблемами, такими как проблемы с получением образования, неуверенность в будущем, растущая безработица.

Наряду с этим, подростки часто сталкиваются с нарушением собственных прав. Дети, которые не получают достаточно любви, заботы, тепла и взаимопонимания, начинают испытывать чувства обиды, боли, унижения, беззащитности. Именно поэтому подросток старается обратить на себя внимание окружающих и отстоять свои права незаконными способами.

Все это приводит к развитию у подростка глубокого внутриличностного конфликта, требующего кропотливой, основательной и бережной коррекционной работы, а также психологической поддержки. Для того чтобы в коррекционно-профилактической работе с подростками с отклоняющимся поведением можно было достичь стойких результатов, необходимо в начале провезти объективную диагностику причин такого поведения, после чего разработать план профилактических мер.

В отечественной и зарубежной психологии проблема девиаций в наиболее общем виде (основные методологические подходы к пониманию данного явления) рассматривается в контексте исследований, направленных на изучение девиантного поведения и возможностей его профилактики (С.А.Беличева, Е.В.Змановская, Ю.А.Клейберг, В.В.Ковалев, И.С.Кон, В.Т.Кондрашенко, Ф.Патаки, МРаттер и др.); более детально (обозначены социально-психологические и психологические критерии) — в рамках социальной психологии затрудненного общения (А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик, В.Н.Куницына, В.А.Лабунская, Ю.А.Менджерицкая, Е.В.Цуканова и др.); частично - в исследованиях вербальной агрессии (Л.В.Андреева, Л.М.Семенюк, Ю.В.Щербинина), в исследованиях особенностей подростково-юношеских субкультур (СА.Беличева, И.С.Кон, А.В.Мудрик, В.Ф.Пирожков, М.В.Розин и др.) и лингвистических исследованиях инвек-тивного и сленгового словоупотребления (В.И.Жельвис, А.И.Марочкин, А.К.Михальская и др.).

В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. 

Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой значимостью для предотвращения отклоняющегося поведения подростков. 

Объект исследования – особенности девиантного поведение подростков.

Предмет исследования – особенности профилактики девиантного поведения подростков.

Цель исследования: подобрать виды профилактики, направленные на снижение проявления девиаций подростков.

Гипотеза исследования – проведение своевременной профилактической работы снизит риск возникновения девиантного поведения у подростков.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: 

1. изучить литературу по данной проблеме;

2. рассмотреть понятие «девиантное поведение»;

3. охарактеризовать психолого-педагогические особенности подросткового возраста;

4. выявить факторы, влияющих на формирование отклоняющегося поведения подростков;

5. подобрать методы профилактики, направленные на предотвращение формирования отклоняющегося поведения у подростков. 

Методы исследования:

- анализ научной литературы  по проблеме исследования;

- изучение школьной документации;

- беседы с подростками, родителями, педагогами;

- наблюдение, выявление, диагностика  с использованием адаптированных  методик и тестов, обобщение результатов.

Методики исследования: 

- Методика диагностики  склонности к отклоняющемуся  поведению;

- Анкета "Я и моя семья";

- Тест - опросник родительского  отношения А. Я. Варга и В. В. Столина. 

С целью предупреждения отклонений в поведении осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, получившей название профилактика. 

Основные направления деятельности по профилактике отклоняющегося поведения:

· Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей;

· Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков;

· Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков;

· Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания;

· Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения;

· Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния;

· Активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой.

Можно сделать вывод, что девиации возникают только тогда, когда подростку не комфортно в том обществе, в котором он находится. Задача каждого взрослого человека сформировать в нем целостное представление о том, что есть норма, на собственном примере показать, как хорошо жить среди людей, которые готовы прийти на помощь.

 


Информация о работе Профилактика подростковых девиаций как фактор обеспечения психологической безопасности