Профилактика психологического здоровья специалистов в условиях профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 06:04, контрольная работа

Краткое описание

Исследования последних лет позволили выявить строгую зависимость между уровнем здоровья и профессиональной надежностью человека. Поэтому, первый и самый важный этап профилактики профессиональных деструкций – это здоровый образ жизни. Однако, это сложное понятие часто упрощают, редуцируют до диетических рекомендаций, ежедневных пробежек и рекомендаций по проведению досуга. На наш взгляд, понятие здорового образа жизни смыкается с представлением «культуры себя», который является весьма древним мотивом греческой культуры. Основными принципом такого подхода является постоянное, регулярное, определенное, оснащенное разнообразными практическими методами (обращенных и к телесному и духовному), внимание к себе.

Содержание

Введение
1. Путь становления в профессии ………………………………………….…4
2. Индикаторы успешности …………………………………………...………8
3. Психологическая устойчивость ……………………………………………8
4. Понятие психограммы …………………………………………………..….9
5. Профессиональные деструкции ……………………………………….….15
Библиографический список…………………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 61.59 Кб (Скачать файл)

 


Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

Лесосибирский   филиал

 

Кафедра гуманитарных и социально-политических дисциплин

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Психология ОПД»

 

Тема: «Профилактика психологического здоровья специалистов в условиях профессиональной деятельности»

(ТПЛК  000000.016 КР)

 

Проверил:

_________Т.В.Луговская

(подпись)

____________________

(оценка, дата)

Разработал:

Студент группы 73-3

________ А.А.Вершинин

(подпись)

____________________

(дата)

 

Лесосибирск 2013


Содержание

Введение

1. Путь становления в профессии ………………………………………….…4

2. Индикаторы успешности …………………………………………...………8

3. Психологическая устойчивость ……………………………………………8

4. Понятие психограммы …………………………………………………..….9

5. Профессиональные деструкции ……………………………………….….15

Библиографический список…………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Исследования последних  лет позволили выявить строгую  зависимость между уровнем здоровья и профессиональной надежностью  человека. Поэтому, первый и самый  важный этап профилактики профессиональных деструкций – это здоровый образ  жизни. Однако, это сложное понятие  часто упрощают, редуцируют до диетических  рекомендаций, ежедневных пробежек и  рекомендаций по проведению досуга. На наш взгляд, понятие здорового  образа жизни смыкается с представлением «культуры себя», который является весьма древним мотивом греческой  культуры. Основными принципом такого подхода является постоянное, регулярное, определенное, оснащенное разнообразными практическими методами (обращенных и к телесному и духовному), внимание к себе. Критерием успеха такой работы над собой выступает  умение человека властвовать над  собой и ощущение полноты, гармонии и радости жизни. В рамках этой концепции предполагается, что возможность  оказывать помощь другим людям является следствием и результатом «культуры  себя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.Путь становления в  профессии

Позитивная роль труда  в жизни человека выражается в  целом ряде поговорок и пословиц…Человек проявляет и формирует себя через  деятельность, в том числе через  профессиональную деятельность. Конечно, человек не выходит со школьной скамьи, а тем более не рождается профессионалом. Путь становления в профессии, который  проходит каждый специалист является динамичным и многоуровневым процессом, который состоит из четырех ступеней:

Первая ступень. Формирование профессиональных намерений. Развитие в период "выбора профессии" (проектирования профессионального "старта" и жизненного пути) определяется как стадия оптанта, или оптации (осознанной подготовки к "жизни", к труду, планирования, проектирования профессионального жизненного пути.

Стадия оптанта завершается  оформлением специфического для  нее психического новообразования  в структуре субъекта деятельности (в его самосознании) – реалистического  представления о некоторой "референтной" профессиональной общности, в которую  он включает себя в перспективе. Формируются  профессиональные планы, принимаются  соответствующие сознательные, самостоятельные  конкретные и достаточно твердые  решения.

Вторая ступень. Профессиональное обучение. Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала – в разных случаях приходится на возраст от 15 – 18 до 16 – 23 лет. Человек выбрал учебное заведение или форму обучения и психологически стал более или менее выраженным приверженцем (адептом) некоторой профессиональной общности. Поэтому этот период можно назвать для краткости стадией или фазой адепта. Сюда отнесем учащихся разных типов и уровней профессионального образования.


Если речь идет о многолетней  подготовке профессионала, то приходится в свою очередь различать тех, кто находится на первом, на втором и т.д. годах обучения: здесь от года к году происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть здесь и свои специфические "кризисы развития", и потребность в психологической поддержке становления профессионала.

В целом в это время  происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих  данную профессиональную общность, культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и  важными для будущей профессиональной деятельности, "для жизни", для  успешного "профессионального старта". Развиваются профессионально важные личные качества, структурируются системы  этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная  организация субъекта и объекта (субъекта в специфической профессиональной среде) и выражающаяся в сочетании  успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем.

Третья ступень профессиональной адаптации представлена следующими стадиями:

-стадия адаптации, "привыкания" молодого специалиста (адаптанта) к работе. Адаптации, привыкания требует вхождение в многие тонкости работы, которые молодой специалист, возможно, и знал со слов своих преподавателей;

-стадия интернала. Перед нами уже опытный, что называется, "наторевший" в своем деле работник, который и устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Он как бы уже внутри профессии, вошел в нее вполне определенно (как в самосознании, так и в сознании других).

Четвертая ступень частичной  или полной реализации личности в  профессиональном труде представлена следующими стадиями:


-стадия мастера, мастерства (она будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание).

-стадия авторитета. (Она, как и фаза мастерства, суммируется с последующей). Это мастер своего дела, хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.), и его успехах, возможно, он уже имеет награды, знаки отличия. Возможно, сил и энергии у него сейчас стало меньше, чем когда он был моложе (биологический возраст, потери здоровья дают себя знать), но профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.


-стадия наставника, наставничества в широком смысле. Перед нами человек, у которого и коллеги готовы поучиться, перенять опыт. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии "обрастает" единомышленниками, подражателями в самом хорошем смысле, перенимателями опыта, учениками, последователями (независимо от того, имеют ли они официальный статус учеников). И это одно из обстоятельств, которые делают его жизнь наполненной осмысленной перспективой. Несмотря на приближающийся "срок дожития", обусловленный биологическими обстоятельствами, жизнь, связанная с передачей опыта молодым, с отслеживанием их успехов, а также посильным включением в их дела, может быть полной смысла.


Результатом успешного профессионального  развития является период акмэ, расцвета. Период акме характеризует психологическая форма (здоровье) и профессиональный пик. В Греции период акме наступал в 30 – 50 лет. Различным профессиям свойственны различные возрастные периоды, соответствующие периоду профессионального расцвета и различная длительность этого периода. Так, балетные артисты достигают периода акмэ примерно в 25 лет, и длится он около 5 лет. В научной деятельности период расцвета может быть достигнут около 40 лет и длится 10 – 15 лет.

Характеристики личности, достигшей акмэ, даваемые рядом зарубежных авторов показывают нам некую  «нормальную», здоровую личность. В  рамках российского менталитета  акме обретает несколько иные черты. Личности, достигшей расцвета, свойственны  прочно и органично усвоенные общечеловеческие ценности. Такого человека отличает самообладание, стратегия построения жизни, предполагающая постоянное движение к осуществлению все новых, более трудных, чем прежде, замыслов, результаты которых нужны не только самому человеку, но и всем людям. Подобный человек активно влияет на среду своего развития, события его жизни находятся под его контролем. Человек отличается предельной самоотдачей, умением мобилизовать себя на преодоление трудностей, прогнозированием последствий своих поступков, стремлением к объективности и способность к принятию решений – хорошо рассчитанных или интуитивных – вне зависимости от мнения окружающих.

Выделяют четыре сквозные линии профессионального становления:

  1. Овладение операционной основой профессиональной деятельности.
  2. Мотивационно-потребностная сфера профессионального становления.
  3. Профессиональное самоопределение.
  4. Профессиональная индивидуализация личности.

 

 

 

 

2. Индикаторы успешности

Индикатором успешности специалиста  является профессиональное здоровье, определяемое, в рамках комплексного подхода, как «процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающux высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни».

Профессиональная пригодность человека, является необходимым условием для нормального профессионального развития и понимается как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда. В процессе обучения и овладения профессией формируются профессионально важные качества – качества субъекта (как индивидуально-психологические свойства, так и отношения личности), включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по основным параметрам (производительности, качеству, надежности).

 

3. Психологическая устойчивость

Такая характеристика личности, как психологическая устойчивость, наряду с профессиональным мастерством  определяет эффективность деятельности человека в трудных ситуациях. С  ростом трудности ситуации эффективность  все больше и больше зависит от психологической устойчивости, а  не только от профессионального мастерства. Психологическая устойчивость –  это характеристика личности, состоящая  в сохранении оптимального функционирования психики. Она не является врожденным свойством личности, а формируется  одновременно с ее развитием и  зависит от: типа нервной деятельности, опыта человека, профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и  деятельности, уровня развития основных познавательных структур личности. Среди  компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, познавательный (интеллектуальный), мотивационный и психомоторный компоненты. Психологическая устойчивость – не просто сумма компонентов, а интегральное образование. Относительно ведущего компонента психологической устойчивости нет единого мнения: одни исследователи считают ведущим познавательный компонент, другие представляют ведущими эмоциональный и волевой компоненты как эмоционально-волевую устойчивость. В некоторых исследованиях ведущим компонентом рассматривается мотивационный компонент. Показателем устойчивости является не стабильность (невозможно быть устойчивым ко всему), а вариативность. Вариативность рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задаче к задаче.

Условия профессиональной деятельности спасателей и пожарных предьявляют  повышенные требования к эмоциональной  сфере и личностным характеристикам  специалистов. В работах отечественных  психологов были выявлены психофозиологические и характерологичесие особенности  личности, сочетание и выраженность которых образуют так называемый «профессиональный характер», способствующий эффективности профессионала в  экстремальных условиях. Именно наличие  определенных профессионально важных качеств определяет успешность адаптации  и надежность и эффективность  профессиональной деятельности профессионала  в нестандартных ситуациях.

 

4. Понятие психограммы

Система требований профессии  к психологическим, психофизиологическим качествам человека и мере их выраженности в научных психологических понятиях называется психограммой.

В качестве примера приведем психограмму профессии спасатель.

Информация о работе Профилактика психологического здоровья специалистов в условиях профессиональной деятельности