Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:43, курсовая работа
Целью исследования является анализ профилактики синдрома выгорания сотрудников социальных служб.
5
Исходя из цели нашего исследования нами были поставлены следующие задачи:
- определить сущность синдрома выгорания;
- проанализировать влияние профессиональной деятельности сотрудников социальных служб на формирование синдрома выгорания;
- исследовать факторы, способствующие синдрому выгорания сотрудников социальных служб;
- выработать рекомендации по профилактике синдрома выгорания сотрудников социальных служб.
1
Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему «Профилактика синдрома выгорания сотрудников социальных служб (на примере МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» Советского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан)
2
Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социальных служб.
3
Объектом исследования является синдром выгорания
сотрудников социальных служб, предметом – профилактика
синдрома эмоционального выгорания сотрудников
социальных служб.
4
Целью исследования является анализ профилактики синдрома выгорания сотрудников социальных служб.
5
Исходя из цели нашего исследования нами были поставлены следующие задачи:
- определить сущность синдрома выгорания;
- проанализировать влияние профессиональной деятельности сотрудников социальных служб на формирование синдрома выгорания;
- исследовать факторы, способствующие синдрому выгорания сотрудников социальных служб;
- выработать рекомендации по профилактике синдрома выгорания сотрудников социальных служб.
6
СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ- совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно своей работы (профессии) и субъектов делового общения
7-8
Компоненты,Симптомы
1.Эмоциональное истощение – основная
составляющая “профессионального выгорания”:
переживание пониженного эмоционального
фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение.
2.Деперсонализация – деформация
отношений с другими людьми: в одних случаях
– повышение зависимости от других; в
других случаях – повышение негативизма,
циничности установок и чувств относительно
реципиентов (пациентов, клиентов, подчиненных,
коллег и др.).
3.Редукция личных достижений – тенденция
к отрицательному оцениванию себя, своих
профессиональных достижений и успехов,
негативизм относительно служебных достоинств
и возможностей или редукция собственного
достоинства, ограничение своих возможностей,
обязанностей по отношению к другим, снятие
с себя ответственности и перекладывания
ее на других.
Переживание собственной неэффективности. Человек страдает от недостатка признания и успеха, а также от потери контроля над ситуацией, постоянно чувствует собственную несостоятельность и чрезмерность предъявляемых к нему требований.
Витальная нестабильность. Человек испытывает подавленное настроение, возбудимость, чувство стесненности, тревожность, беспокойство, чувство безнадежности и раздражительность.
9
В ходе изучения феномена «выгорания» была выдвинута гипотеза:
на развитие синдрома эмоционального «выгорания» влияют особенности личности специалиста по социальной работе (тревожность, агрессивность, самооценка, уровень интеллекта, мотивы, которые преобладают у личности, интернальность), а также организационные факторы - условия и организация труда, стаж профессиональной деятельности, отношения с непосредственным руководителем, отношения к коллективе, интенсивность физических, интеллектуальных, психоэмоциональных нагрузок и т.д.
9
Стадии развития
По Кристине Маслач
к себе;
- эмоциональное и психическое
истощение;
- дегуманизация как способ защиты;
- синдром отвращения
(к себе к другим ко всему)
Смотреть в словаре отправила!!!!!!
10
В зависимости от стажа и вида осуществляемой деятельности степень выраженности синдрома имеет различный профиль динамики, обусловленный интенсивностью постоянного контакта с людьми, выраженный как в качественных различиях, так и статистически достоверных различиях
Уровень и компоненты
11
Фаза тревожного напряжения.
Данная фаза является первой ступенькой в процессе формирования эмоционального выгорания. Тревожное напряжение включает в себя несколько симптомов:
1) Симптом переживания
2) Симптом неудовлетворенности собой: недовольство собой испытывает в связи с невозможностью повлиять на психотравмирующие обстоятельства.
3) Симптом “загнанности в клетку”
4) Симптомы депрессии и тревоги:
обнаруживает себя в трудных
профессиональных ситуациях. Человек
разочарован в выбранной
Фаза резистенции.
На этой стадии нарастает сопротивление стрессу, которое еще началось на предыдущей стадии. Профессионал использует любые сознательные и бессознательные средства защиты от психотравмирующих обстоятельств..
1) Симптомы неадекватного
2) Симптомы эмоционально-
В повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с примерами эмоционально-нравственно дезориентации: врач лучше относится к одним пациентам, игнорируя других, юрист лучше защищает этого клиента, а другой остается в стороне.
2) Симптомы расширения сферы экономии эмоций : начинает экономить эмоции не только на работе, но и в отношениях с родными. Многие учителя говорят, что на работе так, “наговоришься, что дома просто нет сил о чем-то говорить”.
3) Симптом редукции
Фаза истощения.
На этой фазе заметно падение энергетического тонуса, ослабление нервной системы и здоровья. Эмоциональное выгорание становится неотъемлемым компонентом деятельности. Рассмотрим симптомы, характерные для этой стадии.
1) Симптом эмоционального дефицита: это самый яркий симптом эмоционального выгорания.
Симптом усиливается и переходит в более сложную форму: отрицательные эмоции проявляются чаще положительных. Появляется эмоциональная ригидность, зацикленность на отрицательных переживаниях, отрицательном опыте.
2) Симптом эмоциональной
3) Симптом личностной
4) Симптомы психосоматических и
психовегетативных нарушений. Синдром
здесь переходит на
Для себя можно сократитьчтоб знали для себя!!!!!!!
12
Исследование проводилось на базе деятельности МБУ «Комплексного центра социального обслуживания населения «Доверие» (Советского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан.
В исследовании приняло 20 человек, из них 85%-социальные работник,15% заведующие, выяснилось ,что социальных работников с сформировавшимся выгоранием а это 52%,у заведующих 7% имеет место тенденция негативного отношения к клиентам и к себе. Высокий уровень эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности социальных работников может способствовать проявлению таких негативных черт личности как высокий уровень тревожности, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, неудовлетворенность собой
Для исследования уровня эмоционального выгорания у социальных работников была использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания Бойко В.В.
13
Профилактика
Рекомендации по мерам, препятствующим развитию синдрома эмоционального выгорания и повышающим стрессоустойчивость организма:
Регулярный отдых, баланс «работа — досуг». «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 мин).Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел.
14-15-16(там упражнение можно то говорить,можно это для вступления)
Релаксация и саморегуляция
как сознательное управление поведением, деятельностью, внутренними процессами собственной психики особенно незаменима там, где к организму человека предъявляются повышенные требования. Одной из таких ситуаций является процесс обучения в вузе в силу своей сопряженности с серьёзной нервно-эмоциональной нагрузкой. Стресс, тревога, угнетенность и другие негативные психические состояния зачастую являются фоном, на котором протекает труд преподавателя и студента. Названные состояния на определенный период времени окрашивают всю деятельность человека, являются причиной низкого уровня функционирования познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), подавляют активность личности, влияют на оценку людей и событий.
17
В заключении я хотела бы поблагодарить рецензента за указанные замечания и научного руководителя за оказанную помощь в подготовке выпускной квалификационной работы. Спасибо за внимание!