Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:21, доклад
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи. Главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Живая материя, обладающая психикой способна реагировать на изменения внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.
Психика
– это свойство
По мнению Алексея Николаевича Леонтьева — критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности.
Каждое живое существо обладает раздражимостью, — способностью реагировать на биологически значимые воздействия, в качестве которых может выступать благоприятная внешняя среда (температурный режим, давление), а также пища, половые партнёры и т.п., т.е. всё то, что способно поддерживать жизнь, удовлетворять биологические потребности. Таким образом, раздражимость — это биологическая (физиологическая) форма отражения.
Элементарная раздражимость обнаруживается уже у простейших, одноклеточных живых организмов, которые на воздействие среды реагируют движением.
Способы реагирования своеобразными движениями на биологически значимые факторы называют тропизмами, или таксисами. Различают фототропизм — тенденцию живого организма двигаться под воздействием света; термотропизм — тенденцию двигаться под воздействием тепла; хемотропизм — тенденцию избирать определенную физико-химическую среду и т.п.
У животных форм возникает новый, более высокий вид раздражимости — чувствительность, это способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые сигнализируют о жизненно важных раздражителях (пища, опасность) благодаря наличию устойчивой связи между ними.
Например, запах кота для мышей является сигналом опасности, а запах сыра, — сигнал близости еды. Т.е. в психике животного, также как и в реальном мире, раздражитель и соответствующий ему сигнал связаны.
Леонтьев проводил ряд экспериментов, направленных на изучение высших психических функций (произвольного внимания и процессов памяти).
Критерием чувствительности является способность к образованию условных рефлексов.
У простейших одноклеточных животных могут возникать нечто подобное условным рефлексам, но такие связи очень непрочные: едва возникнув, эти связи тут же угасают. Поэтому у них нет психики.
Развитие психики
у животных проходит ряд этапов:
Основные этапы психического отражения. |
Основные этапы развития поведения животных. | ||
III |
Отражение межпредметных связей. |
III |
Интеллектуальное поведение – сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи. |
II |
Предметное восприятие. |
II |
Навыки – формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных. |
I |
Индивидуальная чувствительность. |
I |
Инстинкты – врожденные формы реагирования на определенные условия среды. |
Рис. 2. Основные этапы развития психики
и форм поведения в животном мире
На стадии
элементарной чувствительности животное (от амеб до насекомых,
рыб, земноводных) реагирует только
на отдельные
свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется
врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения
и т. п.). инстинктивное поведение специфично
для каждого данного вида; структура и
цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт – это врожденные, неизменяемые
формы поведения, одинаковые у особей
определенного вида, это врожденная последовательность,
алгоритм реакций в ответ на строго определенные
раздражители.
На стадии
предметного восприятия (у птиц, млекопитающих) отражение
действительности осуществляется в
виде целостных образов предметов и животное способно
обучаться, появляются индивидуально
приобретенные навыки поведения.
III стадия
интеллекта характеризуется способностью
животного отражать
межпредметные связи, отражать ситуацию
в целом, в результате животное способно
обходить препятствия, "изобретать"
новые способы решения двухфазных задач,
требующих предварительных подготовительных
действий для своего решения. Интеллектуальное
поведение животных не выходит за рамки
биологической потребности, действует
только в пределах наглядной ситуации.
Психика
человека – качественно более высокий
уровень, чем психика животных (Homo sapiens
– человек разумный). Сознание, разум человека
развивались в процессе трудовой деятельности,
которая возникает в силу необходимости,
осуществления совместных действий для
добывания пищи при резком изменении условий
жизни первобытного человека. И хотя видовые
биолого-морфологические особенности
человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий,
развитие психики человека происходило
в процессе трудовой деятельности. Таким
образом, материальная, духовная культура
человечества – это объективная форма
воплощения достижений психического развития
человечества.
В процессе исторического развития общества
человек изменяет способы и приемы своего
поведения, трансформирует природные
задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие,
общественно-исторически обусловленные
формы памяти, мышления, восприятия (логическая
память, абстрактно-логическое мышление),
опосредованные применением вспомогательных
средств, речевых знаков, созданных в процессе
исторического развития. Единство высших психических
функций образует сознаниечелов
Высшим уровнем отражения является психическое отражение — собственно, психика. В процессе
эволюции она возникла и развилась у животных,
а затем у человека, именно потому, что иначе
они не смогли бы существовать. Психика
человека — это качественно иной, более
высокий, чем у животных, уровень развития
психики.
Различия психики
человека и животных следующие:
— животные не могут
анализировать ( если лев не догнал антилопу,
он не может понять, почему так получилось
и в следующий раз сделать по-другому);
— у животных нет
речи и речевого общения (есть звуки и сигналы, означающие
всегда одно и то же, тогда как слова человеческой
речи могут иметь разное значение);
— нет слов, которые бы
что-то значили (попугай может произносить
слова, но для него они — пустой звук);
— нет способности
планировать свою деятельность, рассматривать
различные варианты ситуаций;
— животное по собственной
инициативе не передает индивидуальные
навыки потомству или другой особи (если собака усвоила, что она
получает кусочек мяса при нажатии красной,
а не синей кнопки, то ее щенки этого не узнают,
пока сами не научатся);
— у животных нет
сознания (кроме обезьян и дельфинов).
Итак,
давайте зафиксируем
Психика человека. |
Психика животных |
Способность к анализу |
Не способны анализировать |
Речь и речевое общение |
Отсутствие речи (звуки, сигналы) |
Способность планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуации. |
Отсутствие планирования |
Передача опыта |
Не передают опыт |
Сознание |
Отсутствие сознания |
Слова со значениями |
Нет слов |