Психические состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 00:00, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других. Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Определение понятия «Психическое состояние человека» 4
2. Причины психических состояний 13
3. Производственные психические состояния 15
4. Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

психология и педагогика.docx

— 45.49 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

У П Р А В Л Е Н И Я  И  Э К О Н О М И К И

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра гуманитарных и социальных наук

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету «Психология и педагогика»

Тема: Психические состояния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка заочной формы обучения

группы № 2173/1-1-1

Сунцова Анна Павловна

Проверила:

Кавдангалиева М. И.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  3

1. Определение понятия «Психическое состояние человека»  4

2. Причины психических  состояний  13

3. Производственные психические состояния  15

4. Психологические причины  создания опасных ситуаций и  производственных травм  18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 
Понятие психического состояния относится к коренным, базовым понятиям психологии. Динамика изменений психических состояний отражает всю сложность субъективного. 
 
Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других. Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т. д. В своей работе я рассмотрела понятие психические состояния человека,  причины психических состояний, производственные психические состояния. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение понятия «Психическое состояние человека» 
В настоящее время в психологии наиболее изучены такие явления, как психически познавательные процессы: ощущения,  восприятие, память, мышление, воображение и др.; так называемые отдельные стороны психической жизни: чувства, воля, внимание; свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность; деятельность и её компоненты. Вероятно, число компонентов психики, выделяемых психологией, не может быть строго ограниченным. Психические состояния являются сравнительно новым и малоизученным психическим явлением. Наряду с другими психическими явлениями психические состояния выступают как один из компонентов психики. Взаимосвязь понятий «психика» и «психические состояния», как объективная сущность взаимоотношений обозначаемых ими явлений, сложна, противоречива, диалектична. Психическое состояние и психику можно рассматривать как диалектическое взаимоотношения между частью и целым: то, что в одном аспекте является часть сложного целого, в другом аспекте выступает как целое по отношению к своим частям. Если под понятием «психика» подразумевается сложная система взаимосвязанных друг с другом психических компонентов, то психическое состояние – это конкретное определённое соотношение и взаимодействие этих компонентов за определённый период времени, временное состояние этой системы. В этом временном аспекте состояние оказывается компонентом психики. Нельзя поэтому изучить психическое состояние, не рассматривая всех психических явлений, входящих во временные рамки данного состояния, не исследуя конкретного проявления всей психики в целом за определенный период времени. Вместе с тем нельзя понять психику в целом, не исследуя ее конкретных проявлений в форме психических состояний. Нам представляется, что понятие психических состояний должно учитывать все то, что в данный отрезок времени происходит в психике человека. Психические состояния – это конкретное проявление всех компонентов, явлений психики в данный период времени. Взаимоотношение понятия психических состояний с другими психологическими категориями также сложно, противоречиво, взаимозависимо. Психическое состояние выступает как временно образовавшаяся сложная система, как единое целое по отношению к входящим в нее частям – компонентам психики. Каждый компонент психики является частью психического состояния. Каждый из них имеет в нем частное, конкретное выражение. Взаимосвязь эта, однако, не односторонняя. Любой компонент психики при его достаточной интенсивности относительно других компонентов может характеризовать определенное временное состояние в целом. В этом случае состояние может рассматриваться как конкретное проявление, как часть данного психического компонента. Например, состояние обостренного внимания можно рассматривать как частное, ограниченное во времени выражение постоянной стороны психической деятельности – внимания, состояние храбрости – как выражение одного из устойчивых свойств воли. Состояние мечтательности, грез, непроизвольного воображения есть проявление доминирующего в данный момент, но постоянно свойственного человеку непроизвольного воображения. Состояния творчества, вдохновения представляют собой конкретное выражение специфики человеческой психики – способности к творчеству. Характерные или нехарактерные для данного человека состояния Н. Д. Левитов рассматривает как конкретное частное проявление таких особенностей личности, как характер и темперамент. Психологи полагают, что для холерика типичны аффекты, для флегматика состояния спокойствия и сдержанности, для меланхолика – состояния неуверенности. Состояние вспышки и гнева у флегматика можно вызвать с трудом, лишь при повторных воздействиях, тогда как у холерика оно возникает сразу. Состояние подавленности у холерика возникает в результате сильного переутомления, а у меланхолика – при небольшом кратковременном напряжении. Эти состояния психологи считают показателями постоянных типологических особенностей индивидов. Устойчивые психические функции не только проявляются в определённых состояниях, но их образование и формирование, их устойчивость достигаются через повторения и закрепления этих временных состояний. Формирование воли и её качеств, как известно, идёт путём закрепления отдельных волевых состояний (решимости, выдержки, хладнокровия и др.). И. В. Стахов находит, что определенные состояния учителя на уроке и их упрочение является благоприятной предпосылкой формирования тактичности как черты характера. И. В. Левитов неоднократно говорит о том, что необходимое качество, соответственное состоянию (толерантности, например), можно воспитать. Положение это убедительно раскрывается на примере исследования детей с аффективным поведением. Изучение аффективного поведения детей показало, что аффективность является реакцией на ситуацию неблагоприятных отношений, сложившихся в коллективе, реакцией на первые трудности, встретившиеся в работе, или возникает в ситуации несоответствия притязаний и возможностей их удовлетворения. Закрепившиеся реакции становятся особенностью поведения. Изменение ситуации позволяет снять аффективные состояния детей и предупредить их закрепление в постоянные формы поведения. Аффективные состояния детей в данном исследовании предстают, как переходная грань между состояниями, ещё не закрепившимися в устойчивые свойства личности и в то же время – уже характерными, хотя ещё и не ставшими постоянными формами поведения. Итак, принимая во внимание сложную взаимосвязь психических состояний и устойчивых свойств, следует ещё раз сказать, что устойчивые компоненты психики и состояния, выражающие их, – не одно и то же. Временное состояние, характерное или не характерное, не может быть сведено к более устойчивой и более постоянной черте личности-характеру. Характер, в свою очередь, не может быть выражен весь в каком-то единичном отдельном состоянии. Аналогично этому психические состояния, характеризующиеся ярким проявлением темперамента, не могут быть отождествлены с самим темпераментом или его особенностями. Особенности темперамента и темперамент в целом, конечно, получают конкретное выражение в психических состояниях. И всё же темперамент может получить характеристику лишь в целом ряде психических состояний, не будучи сведённым к этим состояниям. То же самое можно сказать о воле и волевых состояниях, о внимании и состояниях внимания, о специфике психической деятельности человека и состояниях творчества и т. д. Итак, характеризуясь всеми компонентами психики, находясь с ними в органическом единстве, психическое состояние отличается от каждого из них. Понятие психического состояния неравнозначно никакой другой психологической категории. 
 
Структура психических состояний сложна и динамична. Она не может быть понята как простая механическая сумма составляющих её элементов. Динамическое взаимодействие её частей ведёт к их взаимному преобразованию, к возникновению новых функциональных структур, обладающих новыми закономерностями, свойствами и качествами, которых нет у отдельных составляющих структуру компонентов. В зависимости от этой динамики система каждый раз приобретает новые структурные и функциональные свойства. Изменение любого из компонентов влечет изменение всей динамической структуры. Любой компонент психики, любая ее сторона, каждый психический процесс или их целостная подструктура может на определенный период времени становиться главной и определяющей все состояние психики. Каждое доминирующее психическое явление будет характеризовать специфику данного состояния. Характеристику и название психическому состоянию часто дают в соответствии с доминирующими в нем психическими явлениями. В зависимости от того, как велико в психическом состоянии участие и проявление чувств и эмоций, выделяется группа эмоциональных состояний (настроения, аффекты, страсти). Однако эмоциональные состояния это только одна из групп возможных психических состояний человека. Группа волевых состояний выделяется на основании преобладания волевых компонентов. Они входят в структуру любого психического состояния. Но доминирование их преобразует всю структуру, выступает как само состояние (состояние волевого усилия, например). Можно выделить обширную группу различных психических состояний, для которых общим будет доминирование одного из познавательных процессов. На фоне всех остальных проявлений психики может преобладающее значение получить отдельный психический процесс, например мышление, воображение и др. В этом случае психические состояния можно обозначить как состояние размышления, состояние грезы, мечтательности, активности творческого воображения. Любая черта характера также может временно придать определенную специфику всей структуре состояния. Например, активность может стать главной, затмив другие черты характера, тогда мы говорим о состоянии активности. Это позволяет выделить особую группу состояний, в которых преобладающее проявление получают черты характера. На основании преобладания особенностей темперамента можно характеризовать очередную группу психических состояний, связанных с определенным проявлением темперамента. Подобное выделение групп психических состояний можно продолжить. Динамическая структура состояний может и не иметь «монохарактеристики», т. к. доминирующее значение на какое-то время может приобрести не один компонент, а несколько сторон, Б. М. Теплов, анализируя индивидуальные и типические особенности талантливых полководцев, говорит о том, что условия опасности на поле боя порождали у них состояния, которые характеризовались ярчайшим проявлением нескольких важнейших сторон военного таланта: обострением умственной деятельности и энергии, хладнокровием, равновесием чувств, воли и др. Проявление этих качеств в обычных повседневных состояниях у них не наблюдалось. Изучение доминирующих психических явлений или их структур представляется важным для конкретизации, выявления специфики каждого отдельного состояния в отличие от других, сходных психических состояний. «Дело в том, что одни и те же особенности человека могут стоять в разном отношении к его личности. В одном случае они выступают как безразличные, в другом – те же особенности существенно входят в характеристику» . Характеристика психических явлений, слабо выраженных в том или ином конкретном состоянии, обычно упускается. Мы думаем, однако, что слабо выраженные явления также должны получать свое описание в каждом исследуемом состоянии. Так, например, практическое значение эмоциональных состояний будет выглядеть иначе, если в дополнение к характеристике доминирующих эмоций мы получим анализ состояния мышления или проявления черт характера в данный момент. На это обращают внимание Я. Л. Коломинский, А. И. Розов, авторы рецензии на книгу Н. Д. Левитова, говоря, что признание преобладания доминирующего процесса в каждый данный момент в психике ставит вопрос о том, над чем он преобладает.  
 
Психические состояния, следовательно, могут получать свою характеристику в связи с теми процессами, которые подавлены, заторможены. Об этом говорят и другие авторы. Например, состояние страха рассматривается как подавление чувства рассудка. Выражение «обезумел от страха» в первую очередь характеризует «потерю ума», утрату способности нормально мыслить. Страх выступает в качестве причины этого состояния, он – главный, доминирующий компонент в данной структуре, но сущность состояния заключается в том, что заторможен рассудок. В других случаях работу сознания может «затмить» волевое качество, например, смелость, храбрость. Тогда состояние получает свое название и по заторможенному и по преобладающему компоненту, например, состояние «безумной храбрости». Мы видим, что выявление заторможенных, недоминирующих компонентов оказывается существенным для целостной характеристики психического состояния. Учитывая сказанное, можно было бы повторить наш прежний вывод, который говорит о том, что психическое состояние – это конкретное проявление всех компонентов психики при ведущем доминировании одного или нескольких из них в данный период времени. Но это было бы неверно, так как не относилось бы в равной мере ко всей категории психических состояний, а характеризовало бы только одну из больших групп всех состояний. Ибо могут быть и такие состояния, когда очень велики напряженность и степень проявления большинства компонентов психического состояния. Здесь очевидно, можно говорить об «общем тонусе», об «общем функциональном уровне», который подразумевает сравнительно одинаковую напряженность многих психических функций. Естественно также представить существование сходных по структуре психических состояний, которые будут различаться только уровнем напряженности, силой психических компонентов. Так, вероятно, состояние предельной радости у людей слабого и сильного типа будет иметь разный уровень напряженности, различную силу. Один из вопросов изучения стрессовых состояний заключается в том, что в одних случаях они характеризуются повышением, в других – понижением напряжения психических функций . Также очевидно существование самых разнообразных по структуре состояний, имеющих один и тот же уровень силы, напряженности. Например, состояние гнева или радости у холерика может быть выражено одинаково сильно и иметь одну и ту же напряженность. Психическое состояние – это конкретное проявление всех компонентов психики, которые неизбежно имеют определенную, различную или одинаковую напряженность, силу. Далее, возникает вопрос о причинах различной структуры состояний. Почему в одном случае доминирующее значение приобретает тот или иной отдельный компонент, а в другом случае главными оказываются несколько компонентов или же большинство из них имеют близкую, высокую или низкую, силу и напряженность? Каков смысл той или иной конкретной структуры, какую функцию выполняет каждое психическое состояние? 
 
Психическое состояние – противоречивое взаимодействие и единство душевной и физической жизни. Оно выражает степень упорядоченности этого внутреннего единства. Вместе с тем оно выражает единство человека и окружающей его среды. Оно – отражение и тех социальных условий, тех общественных отношений, в которых человек взаимодействует с другими людьми. Психическое состояние отражает своеобразие субъективных и объективных условий, создавшихся для человека на данный период времени. Психическое состояние – это реакция на ситуацию. Главная функция состояний – уравновешивание человека как относительно замкнутой системы с постоянно изменяющейся внешней средой, слаживание его с конкретными объективными условиями, активная организация этого взаимодействия. Такое взаимодействие и слаженность обеспечиваются способностью психики человека приходить в необходимое на данный период состояние. Понятно, что доминирующими компонентами временно становятся те, деятельность которых особенно необходима для сохранения равновесия и нужного взаимодействия в данной ситуации, и затормаживаются, имеют сниженную или обычную напряженность те функции, деятельность которых не должна быть активной в данный момент. Функция эта осуществляется на разных уровнях оптимальности. Соответствие и адекватность достигаются не всегда и не обязательно в полной мере. Степень соответствия состояний, их адекватность вызывающим их условиям может быть различной. Состояния могут выражать временное нарушение равновесия и нужного взаимодействия с внешней средой. Один и тот же вид состояний в одних случаях может соответствовать, в других не соответствовать сложившейся ситуации. Так, например, состояния страха и тревоги, как отмечают психологи, могут как соответствовать, так и не соответствовать степени опасности. Известно, что состояние паники часто возникает как не соответствующее ситуации. В плане соответствия и целесообразности психических состояний вызвавшей их ситуации, в аспекте выносливости по отношению к жизненным трудностям и различий в реакциях на них Н. Д. Левитов говорит о диаметрально противоположных состояниях толерантности и фрустрации. Следовательно, психические состояния – это конкретное проявление имеющих определенную, различную или одинаковую напряженность всех психических компонентов, выражающее степень уравновешивания человека с внешней средой в данный период времени. Вопрос о степени уравновешивания, соответствия или несоответствия психического состояния ситуации очень сложен. Определенная часть неадекватных ситуации состояний, свидетельствующих о нарушении их функции, действительно, может оказаться причинами болезней, которые Г. Селье обозначил как «болезни адаптации». Высокая степень неадекватности психического состояния ситуации, большая длительность такого состояния, чрезвычайно сильное проявление или частая повторяемость их у одного и того же человека адресуют нас к другой области знаний – к медицине, патопсихологии, психиатрии. Однако вовсе не обязательно, чтобы несоответствие психического состояния, его низкая степень адекватности ситуации всегда свидетельствовала о нарушении функции психического состояния, снижении способности человека к взаимодействию с внешними конкретными условиями. Несоответствие психических состояний конкретным ситуациям может иметь совершенно иные причины. Человек, как мыслящее, обладающее сознанием существо, не подчиняется пассивно и полностью сложившимся для него на данный момент условиям. Цели жизни и деятельности, как правило, рассчитаны на более длительный срок. Почти всегда за действиями человека в конкретной ситуации стоят его жизненные цели, идеалы, задачи, не сводящиеся к разрешению вопросов данной ситуации, а выходящие за ее пределы. Поэтому психическое состояние человека не всегда будет соответствовать данной наличной ситуации. Каждая конкретная ситуация рассматривается и оценивается человеком с точки зрения этих более важных для него, хотя и отдаленных целей. Цели эти играют существенную роль в образовании определенного психического состояния в конкретных обстоятельствах. Психическое состояние может быть неадекватным данной ситуации, но зато быть адекватным для предстоящей деятельности, направленной на предвидимый результат. Естественно, что психологи придают важное  значение личностным свойствам – направленности личности, целенаправленности характера, мотивам деятельности в образовании психических состояний. Оценка данной ситуации происходит и под влиянием далеких жизненных целей, зафиксированных в особенностях направленности данной личности. Следовательно, психическое состояние человека образуется в зависимости от конкретных задач, возникших в данной ситуации, соотнесенных с направленностью личности, ее жизненными установками и ориентациями. Таким образом, мы приходим к выводу, что психическое состояние человека – это конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением ближайших результатов действий в этой ситуации, их оценкой с позиции личностных установок и ориентаций, целей и мотивов всей деятельности и предвидением их результатов. Такое определение, как нам кажется, в большей мере отражает активность взаимодействия человека как личности с окружающей его социальной средой. 
 
Однако такое определение психических состояний было бы,  ограниченным, ибо относилось бы только к той огромной группе психических состояний человека, которые выражали бы сплошную целенаправленность его действий и переживаний, подчеркивали бы только их беспрестанную разумность и осознанность. Это определение ставило бы под вопрос непосредственно объективную обусловленность психических состояний, утверждало бы только опосредованное через цели и задачи деятельности и жизни их возникновение. Между тем, именно психические состояния человека представляют непосредственное отражение конкретной ситуации внешней среды. Они всегда ситуативные, как бы не были сложны их структура и причина, их вызвавшие. Психическое состояние человека может быть не связано с деятельностью человека, ее целями и ориентационными характеристиками всей направленности личности. Эти компоненты психики могут быть в данном состоянии заторможены и не играть никакой сколько-нибудь значимой роли в структуре данного психического состояния. Так, например, эмоциональное состояние по поводу хорошей весенней погоды может служить примером, когда цели и задачи деятельности, установки и направленность личности не имеют в данном состоянии решающего и характеризующего его значения. Об этом говорит Б.Д. Парыгин, указывая на то, что человеку могут быть свойственны и «беспредметные», «разлитые» психические состояния, не связанные с установкой человека, которая, по мнению Б.Д. Парыгина, всегда предметна . Более того, Б.Д. Парыгин предполагает, что степень подвижности индивидуального настроения находится в обратной зависимости от степени устойчивости и широты системы установок личности, приобретенных в ходе жизненного опыта. Этим объясняется неустойчивость настроений ребенка, подростка, у которых еще нет жесткой системы установок, регламентирующих поток переживаний и динамику эмоционального состояния . Б.Д. Парыгин предлагает выделить в структуре личности понятие психического настроя личности, отождествляя этот термин с понятием настроения. Настрой личности может рассматриваться и как ансамбль установок и выступать в виде подвижного, беспредметного состояния индивида, которое может предшествовать системе сложившихся установок, либо быть результатом ломки этой системы. В структуре психического настроя он выделяет три слоя, «пласта»: ситуативный, актуальный, константный. Ситуативное настроение более подвижно, связано с конкретной ситуацией. Актуальный настрой психики – более длительное состояние, связанное созначимыми для человека переменами обстоятельств. «Константный настрой»– это настрой личности, сохраняющийся длительный период или всю жизнь. Выделение этих пластов Б.Д. Парыгиным подтверждает нашу мысль о том, что все психические состояния с точки зрения наличия ясных целей деятельности и доминирующих установок, ориентаций, направленности личности неравнозначны. Психические состояния могут выражать и быть обусловлены целями деятельности, стремлениями личности, но они могут быть и не связаны с ними, выражать наименьшую степень активности этих образований. Следовательно, классификация психических состояний по принципу деятельности, как и по принципу личностных свойств, правомерна, но, таким образом, мы снова приходим к выводу о том, что наиболее общим определением всех психических состояний, на наш взгляд, будет следующее. Психическое состояние человека – это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека как обладателя этой психики с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Это определение включает представление о структуре, функции, временных и пространственных – наиболее общих и существенных параметрах психических состояний. Однако, несомненно, что данное определение психических состояний человека может быть дополнено, уточнено и изменяться по мере дальнейшего накопления сведений о психических состояниях.

2. Причины психических  состояний 
Как и все явления психической жизни, психические состояния не спонтанны, но детерминированы прежде всего внешними воздействиями. В возникновении психических состояний очень велика роль общественных условий. При капитализме с его культом частной собственности для представителей правящих кругов характерны такие психические состояния, как алчность, зависть, эгоистическая расчетливость, бессердечность, хищнические настроения. Эти состояния исчезают в социалистическом обществе и если имеют место в отдельных редких случаях, то лишь как пережитки прошлого. На психические состояния влияют значительные факты общественной жизни. 
 
Психическое состояние человека, рассматриваемое на общественном фоне, изображалось писателями в литературно-художественных произведениях. Фадеев в романе «Молодая гвардия» так описывает психическое состояние советских девушек, когда они увидели и осознали, что их родной Донбасс в руках фашистских захватчиков. «Все это: мчащиеся машины, и идущие непрерывным потоком люди, и этот взрыв, потрясший небо и землю, и исчезновение копра, – все это одним мгновенным страшным впечатлением обрушилось на девушек. И все чувства, что стеснились в их душах, вдруг пронизало одно невыразимое чувство, более глубокое и сильное, чем ужас за себя, – чувство разверзшейся перед ними бездны конца, конца всему.– Шахты рвут!.. Девочки!». Но и в пределах одной общественной формации у людей одной общественной направленности могут быть разные психические состояния, вызываемые фактами и явлениями объективной действительности. Существуют объективно радостные и объективно печальные события. Изменчивость психических состояний человека зависит от изменчивости получаемых им жизненных впечатлений. В одних условиях человек скучает, в других он, наоборот, так напряженно занят, что опасается, хватит ли у него времени на выполнение задуманного. В главе четвертой будут указаны разнообразные внешние причины, которыми вызываются настроения, в том числе и те, которые принято называть безотчетными. Влияет на психическое состояние человека и его физическое состояние. Начало заболевания часто связано с ухудшением психического состояния, сигнализирующего о каких-то непорядках в организме. Зависимость психического состояния от физического хорошо иллюстрируется тем, как сильно влияет на психическое состояние человека недостаток сна, – человека не выспавшегося, как говорится, тянет ко сну, и он проявляет или вялость и пассивность, или раздражительность, нервозность, или то и другое. Известно влияние алкоголя на психическое состояние человека. Под его влиянием самые кроткие люди становятся грубыми и нахальными, у молчаливых «развязываются языки». Алкоголь дезорганизует деятельность человека, сначала ослабляя тормозной процесс, а затем вызывая повышенную заторможенность, потребность во сне. И. П. Павлов подчеркивал парализующее влияние алкоголя на нервную деятельность в смысле уменьшения влияния задерживающих центров. Будучи всегда детерминированы извне или изнутри, психические состояния зависят в то же время от индивидуальных особенностей человека и от его предшествующих состояний. Одна и та же внешняя обстановка вызывает различные психические состояния у разных людей. Спокойная, бесшумная, неторопливая в своем течении жизнь может вызвать у холерика и сангвиника состояние неудовлетворенности, скованности, подавленной активности, у меланхолика же и флегматика – состояние удовлетворенности, спокойствия, положительное самочувствие. Спортивный матч вызывает у человека, интересующегося данным видом спорта, «болельщика», бурное состояние волнения, в то время как случайно присутствующий на этом матче, не интересующийся спортом человек может переживать состояние скуки и желания, чтобы матч поскорее окончился. Чувство удовлетворенности работой стоит в зависимости от того, насколько человек к этой работе способен. Психическое состояние человека зависит от его предшествующих психических состояний. За психическим состоянием напряжения обычно следует состояние разрядки. Сдавший экзамен, который требовал волнения и напряжения, ученик, как говорится, облегченно вздыхает. Многие люди, много и напряженно работающие, предпочитают проводить досуг так, чтобы он не был занят чем-либо серьезным. Эти люди испытывают потребность снять то напряжение, которое было на работе. Связь между данным психическим состоянием и тем, которое ему непосредственно предшествует, может быть различной.  
 
На психические состояния действует пример: иногда, находясь в обществе, человек, слыша веселый смех, «присоединяется» к веселью, не отдавая себе отчета, чем оно вызвано. Известно, как заразительна скука. Начинает зевать один, за ним следуют другие. Поэтическая иллюзия, вызываемая художественным произведением, выражается в том, что читатель не только ярко представляет персонажи этих произведений, но и вместе с ними переживает. Играет свою роль в генезисе психических состояний привычка. Некоторые люди часто «ноют» не потому, что они пессимисты, а потому, что у них нытье– дурная привычка, которая портит настроение им и окружающим их людям. Хотя психические состояния детерминированы, не всегда легко найти их причины, особенно если само состояние сложно и противоречиво 

3.Производственные  психические состояния 
Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам: 
 
1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или не удовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т.п.) отражающий общий настрой коллектива. 
 
2. Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под влиянием различного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих. 
 
3. Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности, таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление; состояния вызванные содержанием и характером работы, (операции): скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п. 
 
По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния, эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия), состояния в которых доминируют процессы восприятия и ощущения состояния живого созерцания; состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность), состояния, для которых характерно мыслительная активность и т.д. 
 
Наиболее важным является рассмотрение состояний по уровню напряжения т.к. этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности. 
 
Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние, психической активности - необходимые условия выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго установленном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушении, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью. 
 
Повышенное напряжение - сопровождается деятельностью, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия - условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящих за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим - это режим работы в условиях, выходящих за условия оптимума. Отклонение от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, или, иначе говоря; 1) физиологический дискомфорт т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям; 2) дефицит времени на обслуживание; 3) биологический страх; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная ошибочных действий; 6) неуспех вследствие объективных обстоятельств; 7) дефицит информации для принятия решений; 8) недогрузка информации (сенсорная депривация); 9) перегрузка информации; 10) конфликтные условия. 
 
Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно включены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях. 
 
Интеллектуальное напряжение - напряжение, вызванное частым обращениям к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания. 
 
Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных систем и возникающие в случае больших затруднений и восприятий необходимо информации. 
 
Физическое напряжение -напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека. 
 
Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов. 
 
Характеристики напряжений, наиболее присущие профессиональной деятельности человека-оператора, следующие: состояние утомления. Утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность и безопасность деятельности. Утомление представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Его содержание определяется не только физиологическим, но также психологическим, результативно Производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно расцениваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной - как психическое со стояние, 2) со стороны физиологических механизмов, 3) со стороны понижения эффективности труда. 
 
Рассмотрим компоненты утомления (субъективные психические состояния): 
 
1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого напряжения и в неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным образом продолжать свою работу. 
 
2. Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается, становиться вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым. 
 
3. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности коорденирования движений, их дезавтоматизации. 
 
4. Дефекты памяти и мышления . В состоянии утомления оператор может забыть инструкцию и одновременно помнить все, что не имеет отношения к работе. 
 
5. Ослабление воли. При утомлении ослабляется решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость. 
 
6. Сонливость. Сонливость возникает как выражение охранительного торможения.

 
4. Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм.

В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение в целом. Человек нарушает правила, инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает как это сделать, либо он не в состоянии это сделать. 
 
Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса: 
 
Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и /или/ техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольном опьянении). 
 
Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения. 
 
Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. 
 
Эта классификация представляет реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть - пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, обработка навыков; исполнительная - профотбор, медицинское обследование. 
 
Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с производственным фактором, можно расположить по следующим уровням: 
 
- уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма), 
 
- уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности, жилищные и материальные заботы и т.д.), 
 
- уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных рисках и последствия от них, изъян в стратегии организации безопасности труда в отрасли). 
 
Производственная деятельность - процесс, в котором тесно переплелись факторы внешней среды и особенности человеческого организма. Поэтому при анализе опасных ситуаций 
 
необходимо рассматривать систему «человек - среда обитания» в целом. Например, отмечают такие факторы как временную склонность к несчастному случаю, возраст и стаж пострадавшего. Замечено, что травматизм имеет два пика, у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10-15 лет. Факторы молодости и недостатки опыта в начале освоения профессии обуславливают наивысший уровень травматизма в первый год работы, это связано с неопытностью работника, недостатком знаний, неумением диагностировать опасную ситуацию, а также определять возможные последствия допущенной ошибки, быстро реагировать и находить правильные решения в сложных ситуациях. С ростом стажа число несчастных случаев, как правило, снижается. 
 
Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих трудовой стаж более 10-15 лет. Это объясняется следующим обстоятельством. Во-первых, снижением психических и психологических функций, связанных с процессом старения, влияющим на четкость и точность выполняемых работ; во-вторых, пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате адаптации к опасности. Возраст и стаж однозначно не могут быть причиной несчастного случая, но могут быть предпосылками производственной травмы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Психическое состояние - один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне - системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира. 
 
Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства. Так как в каждом психическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т.д.), что создаёт дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными её отношениями, поведенческими потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации. 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 
 
1. Лёвкин В.Е. Психические состояния и общее состояние человека (из серии «Аспекты философии психологии») // Человек в зеркалах гуманитарного познания. Сборник статей. Тюмень, Издательство «Вектор Бук», 2002. С.61-76. 
 
2. Психические состояния /Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. СПб., Питер. 2000. С. 11-42 
 


Информация о работе Психические состояния