Психическое здоровье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:35, реферат

Краткое описание

Психическое здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека.
Это состояние равновесия между человеком и внешним миром, адекватность его реакций на социальную среду, а также на физические, биологические и психические воздействия, соответствие нервных реакций силе и частоте внешних раздражителей, гармония между человеком и окружающими людьми, согласованность представлений об объективной реальности данного человека с представлениями других людей, критический подход к любым обстоятельствам жизни.

Содержание

Введение
2)
• Психическое здоровье
• Уровни психического здоровья
• Психиатрический и психологический подход к пониманию психологического здоровья личности
• Психологические факторы здоровья
• Субъективность как фактор психологического здоровья
• Жизненная среда и психическое здоровье личности
3)Заключение
4)Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

                              СОДЕРЖАНИЕ

1) Введение

2)

  • Психическое здоровье
  • Уровни психического здоровья
    • Психиатрический и психологический подход к пониманию психологического здоровья личности
  • Психологические факторы здоровья
    • Субъективность как фактор психологического здоровья
    • Жизненная среда и психическое здоровье личности

3)Заключение

4)Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

                          Психическое здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. 
                         Это состояние равновесия между человеком и внешним миром, адекватность его реакций на социальную среду, а также на физические, биологические и психические воздействия, соответствие нервных реакций силе и частоте внешних раздражителей, гармония между человеком и окружающими людьми, согласованность представлений об объективной реальности данного человека с представлениями других людей, критический подход к любым обстоятельствам жизни.

Приспособление людей  к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство  людей справляется с этой задачей.

 

Психическое здоровье личности связано  и с окружающей его жизненной  средой (жизненным пространством).

Жизненная среда – совокупность, состоящая из природной, искусственной, жилой и рабочей среды, внутренней среды самого человека с его телесным и духовным содержанием.

Жизненная среда оказывает разностороннее влияние на человека; его физическое, психическое и социальное здоровье. Человек постоянно находится в жизненной среде.

 Она может изменяться как  структурно, так и содержательно  в зависимости от возраста, профессии,  социального статуса индивида  и др.

Существенной характеристикой субъектности являются жизненные стратегии. Они связаны с такими детерминантами, как локус контроля, целеполагание, принятие решений. От их особенностей зависит характер социального мышления, психологического и социального времени.

                        Одной  из специфических характеристик психического здоровья является интенсивное формирование социально-личностных стереотипов.                                                 Это неминуемо приводит к стереотипным реакциям, которые быстро закрепляясь, становятся ее ригидным "ядром", ведут к утрате своего "Я", деперсонализации, отчуждению от общества, социума, созданию собственной модели поведения, не всегда адекватной социальной ситуации.

 

 

 

 

 

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

 

Психическое здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. 

Проблема определения критериев нормы и аномалии психического здоровья человека является одной из самых сложных. Исторически сложилась ситуация, при которой критериями нормы выступают социально-культурные традиции. Одно и то же психическое проявление, в зависимости от общепринятого понятия нормы, может считаться как нормальным, так и аномальным. Современная наука определяет психическое здоровье посредством суммы медицинских и психологических критериев, а также социальных норм и ценностей.                .  

Пограничные состояния данного аспекта здоровья человека являются наиболее обширной и труднодиагностируемой группой психических проявлений. Достаточно сложно провести четкую границу между психическим здоровьем и психическим расстройством, если оно клинически явно не проявляется. Пограничная полоса, пролегающая между ними и, в то же время, соединяющая их друг с другом, достаточно широкая, а границы, отделяющие болезнь от здоровья, являются неустойчивыми и неопределенными. По данным некоторых авторов, психические расстройства определены у 20-26 %, пограничное состояние - у 40-62 %, свободными от каких-либо нарушений было 13-35 % обследованных людей. 

Психическое здоровье - это состояние равновесия между человеком и внешним миром, адекватность его реакций на социальную среду, а также на физические, биологические и психические воздействия, соответствие нервных реакций силе и частоте внешних раздражителей, гармония между человеком и окружающими людьми, согласованность представлений об объективной реальности данного человека с представлениями других людей, критический подход к любым обстоятельствам жизни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 

Выделяют три уровня психического здоровья человека:                . 
• уровень психофизиологического здоровья (определяется состоянием и функционированием центральной нервной системы);                                        .  

• уровень индивидуально - психологического здоровья (определяется состоянием и функционированием психической деятельности);                      . 

• уровень личностного здоровья (определяется соотношением потребностей человека с возможностями и требованиями социальной среды).           . 

Очевидно, что каждый уровень психического здоровья человека имеет свою медико-психологическую и социально-ценностную систему критериев нормы и аномалии. Негативные изменения могут происходить как на одном, так и на двух и всех трех уровнях. Нарушения психофизиологического уровня здоровья проявляются в форме многообразных нервных заболеваний, возникающих как в центральной нервной системе, так и в периферической (мигрень, невралгия, неврит, полиневрит и др.).

 

Нарушения индивидуально-психологического уровня здоровья обуславливают появление ряда психических заболеваний (расстройства восприятия, мышления, памяти, эмоций и т.д.).

Нарушения личностного уровня здоровья вызывают изменения направленности личности, которые делают невозможным ее нормальное сосуществование с социальным окружением (алкоголизм, наркомания, преступники-маньяки). 
Целый ряд психических заболеваний, разновидностей умственной отсталости связан с наследственным фактором. Подробно о природе наследственных заболеваний, болезней с наследственной предрасположенностью и хромосомных аномалий пойдет речь в главе "Здоровье потомства". Здесь же будут только определены пути устранения данных патологических изменений. 

 
Для возникновения патологий с наследственной предрасположенностью, таких как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, нетравматические формы эпилепсии, некоторые виды слабоумия, необходимо сочетание генетических факторов с неблагоприятным действием окружающей среды.                                  . 

Профилактика этого вида наследственных изменений включает раннее диагностирование заболевания, медико-генетическое консультирование и создание такой среды обитания, которая будет препятствовать их развитию. 
 
Существуют психические дефекты, не имеющие очевидной наследственной природы. Во время беременности их причинами могут быть инфекции и интоксикации, во время родов - психические и физические воздействия или черепно-мозговые травмы.                  . 
Большое значение в сохранении психического здоровья имеет правильная организация воспитания ребенка. Разностороннее развитие, постоянный контроль за состоянием здоровья, своевременная коррекция возникших изменений обеспечивают нормальный психический статус ребенка. 
Основой сохранения и приумножения психического здоровья человека является здоровый образ жизни: формирование оптимального режима умственной и трудовой деятельности, поддержание душевного покоя и благополучия. Необходимо отказаться от табакокурения и употребления алкогольных напитков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

 

Приспособление людей  к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство  людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком "хрупкие" или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.

На всех этапах общественного  развития люди пытались выявить причины  такого "не вкладывающегося в определенные рамки" поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием "злого духа", которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого обращения. История содержит огромное количество фактов, когда "ведьм" и "колдунов" заковывали в цепи, содержали в тюрьмах, сжигали на костре, забрасывали камнями, отдавали на "растерзание" возбужденной толпе: и только в конце XVIII в. французский врач Ф. Пинель потребовал относиться к "умалишенным" как к "психически больным" людям. Этот гуманный акт и открыл эру психиатрии.

До недавнего времени  именно психиатрия занималась изучением  и описанием психических особенностей людей, поведение которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального. Именно врачи-психиатры дали подобные описания крайних вариантов нормы, слабо выраженных (пограничных с нормой) болезненных изменений психики человека, а также ярко выраженных психических болезней, симптомы которых укладывались в те или иные синдромы.

Психологи занимались преимущественно  исследованием психики здоровых людей. Однако в настоящее время  уже ни у кого не возникает сомнений и дискретности границ между "нормой" и "патологией".

Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей "психологической нормы" и "психических отклонений" довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности. Ее решение осложняет и недостаточная изученность сущности психического и принципов его организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ "нормального" и "аномального" в психике и т.д.

Все более и более  определяется круг психологических  проблем, решение которых связано  с совместной деятельностью психологов и психиатров. На необходимость их профессионального взаимодействия указывал еще немецкий психиатр Э. Крепелин. По этому поводу он писал, что психиатр непременно должен быть психологом, хотя бы эмпирическим.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ  ЗДОРОВЬЯ.

Анализируя литературу по психологии здоровья, можно выделить три основные группы психологических  факторов, коррелирующих со здоровьем  и болезнью: независимые, передающие и мотиваторЫ.

 

Содержание факторов.

Независимые, или предшествующие, факторы (блок I) показывают самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью. Они включают личностные характеристики, поведенческие особенности, а также все когнитивные, демографические и социальные ресурсы человека.

Среди независимых факторов выделяют: а) факторы, предрасполагающие к  здоровью и/или болезни; б) когнитивные  факторы; в) факторы социальной среды; г) демографические факторы.

К предрасполагающим факторам относятся: поведенческие паттерны, поддерживающие диспозиции и эмоциональные паттерны.

Поведенческие паттерны. Фактор поведения типа А — наиболее исследованныйповеденческий паттерн, влияющий на возникновение сердечно-сосудистыхзаболеваний (в частности, ишсмическую болезнь сердца — ИБС). В современной

литературе он определяется как  деятельностно-эмоциональный комплекс, включающий следующие характеристики:     1) поведенческие позиции (амбициозность, агрессивность, компетентность, раздражительность);

2) специфическое поведение (мышечное напряжение, быстрый и эмоциональный стиль речи, убыстренный тип деятельности);                    

3) преобладающие эмоциональные  ответы (раздражение, враждебность, гнев).

Поддерживающие диспозиции — это личностные конструкты, связанные с индивидуальными возможностями реагирования на трудности в оптимистической или пессимистической манере. В настоящее время выделяют следующие личностные диспозиции: оптимизм/пессимизм, сила «Я» и выносливость.

Эмоциональные паттерны. В основном изучаются трудности в эмоциональное выражении, которые имеют два аспекта. Первый известен как «алекситимия» Она рассматривается как неспособность использовать язык для описания эмоци

онального опыта. Подобные трудности связаны со множеством психосоматических расстройств, например с хроническими болями и заболеваниями  дыхательной системы, в том числе  бронхиальной астмой.

 Второй аспект трудностей  в выражении эмоций — поведенческий  тип С, получивший название репрессивного личностного стиля. Он характеризуется избеганием потенциальных повреждающиситуаций, которые бы могли бы привести к сознательному конфликту или затрудненному опыту, вызывающему сложности.

Информация о работе Психическое здоровье