Психоанализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:44, доклад

Краткое описание

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:
1.человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
2.эти влечения преимущественно бессознательны;
3.попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
4.помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

Вложенные файлы: 1 файл

Основные положения психоанализа заключаются в следующем.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Основные положения  психоанализа заключаются в следующем:

1.человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

2.эти влечения преимущественно бессознательны;

3.попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

4.помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

5.конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;

6.освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Классический  психоанализ Фрейда обозначает специфический  тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует  мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Важнейшие направления психоанализа

Теория  поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии — см. также Психология личности. Обычно относится к классическому  психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

Методы  исследования основных мотивов поведения человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам. Они выявляются через высказываемые пациентом свободные ассоциации.

Метод и  методики лечения психических расстройств  на основе вышеуказанного анализа бессознательного, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник интерпретации и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

Топографическая модель психического аппарата

Сознание  — часть психики, осознаваемая индивидом  — определяет выбор поведения  в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное антогонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психику автоматически регулирует принцип удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Бессознательное — психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие  поведением человека.

Структурная модель психики

Эго («Я»).     Человеку с «сильным Эго» свойственны следующие характеристики: он объективен в своих оценках окружающего мира и себя; его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс. С другой стороны, индивид со «слабым Эго» более сходен с ребёнком: его поведение импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искажённых и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов.

Суперэго («Сверх-Я»).  В психоанализе так обычно называют моральные установки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет. Совесть, стыд — всё это проявления Сверх-Я.

Ид («Оно»).  Являет собой бессознательную часть  психики, совокупность инстинктивных  влечений.

По мнению Фрейда, человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека постоянно. Будучи бессознательным и иррациональным, Ид подчиняется принципу удовольствия, то есть удовольствие и счастье — есть главные цели в жизни человека.

Защитные механизмы

Замещение - процесс замещения одного действия или объекта другим, более безопасным.

Реактивное  образование - защита, заключающаяся в преобразовании негативного чувства в позитивное, либо наоборот.

Компенсация - заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков.

Вытеснение - Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания.

Отрицание - отказ признавать существование чего-то нежелательного.

Проекция - в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне

Сублимация - представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество.

Рационализация - подбор (поиск) рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины.

Регрессия - являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Структуры психики и структурные механизмы

Фрейд говорит  о трёх основных механизмах психики, которые формируют субъекта: «отрицание» (Verneinung) лежит в основании невротической  личности, «отбрасывание» (Verwerfung) —  психотической и «отказ» (Verleugnung) — перверсивной.

невроз  — отрицание (Verneinung).  собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению.

психоз  — отбрасывание (Verwerfung).  явно выраженное нарушение психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации (по И. П. Павлову), что отражается в расстройстве восприятия реального мира и дезорганизации поведения

перверсия — отказ (Verleugnung).  в высшей степени неестественное поведение, полное искажение, уход от нормы, постановка «с ног на голову». К примеру, говорят «нравственное извращение», «извращение чужих слов». Человек с извращённым поведением — извращенец.

Среди новых теорий важное место  занимает гуманистическая психология, которая создана усилиями А. Маслоу и К. Роджерса о самоактуализирующейся личности.

Один из лидеров гуманистической  психологии Карл Роджерс (1902 – 1987гг.) считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Он предложил основные положения «Я-концепции». Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения: общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающим индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее самооценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими; ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.

Рассогласование между «Я-концепцией» и представлением об идеальном «Я», кото-рое находит  адекватную самооценку, побуждает человека к личностному росту. К. Роджерс  разработал также психологический  инструментарий и процедуры психотерапии, которые способствуют более продуктивной реализации «Я-концепции».

Видный  представитель гуманистической  психологии Абрахам Маслоу (1907 – 1970гг.) предложил целостный подход к  анализу личности и ее высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей. В соответствии с положениями его теории «Теории самоактуализации» особенности личности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий.

Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которые расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны («Обычно люди неискренни». «Я обычно искренен»), то есть противоречи-вую, не целостную, несовершенную личность, которой чего-то нахватает, то гуманистиче-ская психология, напротив, изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Такие «самоактуализирующиеся» личности, к сожалению, составляют лишь 1 – 4% от общего количества людей, а остальные из нас находятся на той или иной ступени развития.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области  исследования мотивации в США, разработал «иерархию потребностей». Она состоит  из следующих ступеней:

1 ступень  – физиологические потребности – это низшие, управляемые органами по-требности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите.

2 ступень  – потребность в надежности  – стремление к материальной  надежности, здоровью, обеспечению  по старости и т. п.

3 ступень  – социальные потребности. Удовлетворение этой потребности не объек-тивно и трудно описуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно.

4 ступень  – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

5 ступень  – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в само-реализации, в самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу  выявил следующие принципы мотивации  человека:

• мотивы имеют  иерархическую структуру;

• чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соот-ветствующие  потребности: тем дольше можно задержать их реализацию;

• высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента  выполнения низшие потребности перестают  быть потребностями, то есть они теряют мотивирующую силу;

• с повышением потребностей повышается готовность к большей активности.

Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является боль-шим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Маслоу  отмечает, что нехватка благ, блокада  базовых и физиологических потребно-стей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности для обычного человека могут стать ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Для многих людей присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, чем живет, и страдает от этого.

Если человек  стремиться понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

 

А.Бандура - наиболее известный представитель теоретиков социального научения, основное внимание уделял феномену научения через подражание. С точки зрения Бандуры, причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Разработанная Бандурой модель-триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на поведение влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение. Бандура также утверждал, что, благодаря своей необычайной способности использовать символы, люди могут думать, творить и планировать, то есть они способны к познавательным процессам, которые постоянно проявляются через открытые действия.

Теоретики научения делали акцент на подкреплении как на необходимом  условии для приобретения, сохранения и модификации поведения. Бандура, хотя и признает важность внешнего подкрепления, не рассматривает его как единственный способ, при помощи которого приобретается, сохраняется или изменяется наше поведение. По его мнению, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением других. В результате предыдущего опыта люди могут ожидать, что определенное поведение будет иметь последствия, которые они ценят, другое - произведет нежелательный результат, а третье - окажется малоэффективным. Наше поведение, следовательно, регулируется в значительной мере предвиденными последствиями. Используя способность к оперированию символами, мы можем решать проблемы, не обращаясь к действительному, открытому поведению проб и ошибок, можем, таким образом, предвидеть вероятные последствия различных действий и соответственно изменять наше поведение. Представим себе ребенка, который знает, что если он разобьет любимую игрушку младшей сестры, то она будет плакать, заставляя тем самым маму волноваться, будет обвинять того, кто разбил игрушку, создавая необходимость его наказать. Представив возможные последствия, ребенок предпочтет играть своими игрушками, чтобы избежать родительского гнева и сохранить позитивное одобряющее поведение матери. Короче говоря, способность ребенка предвидеть последствия различных действий позволяет ему вести себя соответствующим образом.

Социально-когнитивная теория предполагает, что моделирование влияет на научение, главным образом, через его информативную  функцию. То есть во время показа образца наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для соответствующего и несоответствующего поведения. В таблице 4 представлены четыре компонента, регулирующие формирование у субъекта нового поведенческого акта на основе подражания модели.

Структура моделирования (по А. Бандуре)

Процессы  внимания. (Человек следит за поведением модели и точно воспринимает это поведение)

Процессы  сохранения. (Человек помнит (долговремен-ное сохранение) поведение модели, наблюдаемое ранее)

Моторно-репродуктивные процессы (Человек переводит закодированные в символах воспоминания о поведении модели в новую форму ответа)

 Согласно  этой схеме, научение через  наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы.

Процессы  внимания: обеспечивают понимание модели. Человек может научиться многому  через наблюдение, если он обратит  внимание на характерные черты поведения модели и правильно поймет их. Другими словами, человеку недостаточно просто видеть модель и то, что она делает: скорее индивид должен тщательно выбрать, на что следует обратить внимание, чтобы извлечь релевантную информацию для использования в имитации модели. Присутствие ученика в классе ни в коей мере не гарантирует, что он усваивает учебный материал.

Информация о работе Психоанализ